город Иркутск |
|
18 июля 2023 г. |
Дело N А19-16838/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей Клепиковой М.А., Курочкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захваткиной Е.В.,
с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "ГРИНЛАЙТ" Кирилловой С.С. (доверенность от 23.12.2022 N 435/2019), общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" Рябинина Б.П. (доверенность от 01.12.2020 N ВСЖД-172/Д), публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер" Рязановой О.А. (доверенность от 24.10.2022 N Р/2022/НКП В-СИБ-55),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРИНЛАЙТ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2023 года по делу N А19-16838/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГРИНЛАЙТ" (ОГРН 1102468059099, ИНН 2466235805) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании 65 100 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Иркутское предприятие железнодорожного транспорта", публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2023 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм права, несоответствием их выводов фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам.
По мнению заявителя, представленными в дело доказательствами подтверждается несение истцом убытков в виде арендных платежей за подвижной состав и невозможности его использования в коммерческом обороте и, как следствие, невозможности получения прибыли от его предоставления клиентам по вине перевозчика, допустившего нарушение срока приема этого состава к перевозке.
Ответчик отклонил доводы кассационной жалобы, сославшись на их несостоятельность (отзыв от 29.06.2023).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ответчика и третьего лица их отклонили, указав на обоснованность судебных актов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом иска является требование о взыскании убытков в виде арендных платежей за подвижной состав (вагоны N 94455482, 94365707, 94457041, 94381225, 94374436, 94371044, 94376415, 94413176, 94367521, 94410057, 94375425).
Несение убытков истец связывает с принятием ответчиком вагонов к перевозке с нарушением срока, предусмотренного пунктом 59 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, их простоем в мае, августе, сентябре, октябре 2020 года на станциях отправления, невозможности их использования в предпринимательской деятельности.
Размер убытков истцом определен в сумме 65 100 рублей, исходя из стоимости аренды каждого вагона (платформы), определенной в заключенном между истцом и обществом "Грузовая компания" договоре аренды вагонов от 01.06.2017 N 755А, и количества дней простоя каждого вагона (платформы) на станции назначения в связи с их непринятием к перевозке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из недоказанности причинной связи между действиями перевозчика по несвоевременному принятию приема груза (порожних вагонов) к перевозке и исполнением истцом договорных обязательств перед своим контрагентом по внесению арендной платы за пользование этим подвижным составом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и считает доводы заявителя жалобы необоснованными в связи со следующим.
В силу статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков в случае, если докажет, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также при установлении факта нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
На основании изложенного, в силу принципа состязательности участников арбитражного процесса, установленного частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец должен доказать неправомерность действий (бездействия) ответчика, наличие прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками, а также размер этих убытков. Отсутствие одного из вышеперечисленных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении иска.
В подтверждение факта нарушения срока принятия к перевозке порожнего подвижного состава истец представил скриншоты АС ЭТРАН.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик сослался на неподтвержденность истцом факта ненадлежащего исполнения перевозчиком обязанности по подаче подвижного состава.
Как видно из материалов дела, начало нарушения перевозчиком сроков осуществления перевозки подвижного состава определено истцом с момента согласования заявки.
Вместе с тем срок выполнения ответчиком обязательств по перевозке не может быть связан с данным обстоятельством, поскольку договор на перевозку заключается между грузоотправителем и перевозчиком как это предусмотрено пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" с момента оформления транспортной железнодорожной накладной, т. е. совершения в АС ЭТРАН действий по ее окончательному оформлению, получению "уникального номера".
При таких конкретных обстоятельствах отказ судов в удовлетворении исковых требований является правомерным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нормы материального и процессуального права применены правильно.
В кассационной жалобе заявитель приводит те же обстоятельства, на которые ссылался в обоснование своей позиции в судах первой и апелляционной инстанций, полагая, что они должны быть оценены судом кассационной инстанции иным образом. Вместе с тем оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2023 года по делу N А19-16838/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков в случае, если докажет, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также при установлении факта нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
...
Как видно из материалов дела, начало нарушения перевозчиком сроков осуществления перевозки подвижного состава определено истцом с момента согласования заявки.
Вместе с тем срок выполнения ответчиком обязательств по перевозке не может быть связан с данным обстоятельством, поскольку договор на перевозку заключается между грузоотправителем и перевозчиком как это предусмотрено пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" с момента оформления транспортной железнодорожной накладной, т. е. совершения в АС ЭТРАН действий по ее окончательному оформлению, получению "уникального номера"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2023 г. N Ф02-3297/23 по делу N А19-16838/2021