город Иркутск |
|
19 июля 2023 г. |
Дело N А78-8559/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей Клепиковой М.А., Курочкиной И.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2022 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2023 года по делу N А78-8559/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501166483, ИНН 7536009390, далее - Комитет по управлению имуществом), комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067, далее - Комитет по финансам), администрации городского округа "Город Чита" о взыскании 495 рублей 74 копеек задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.03.2021 по 30.04.2021 по лицевому счету 1055920288.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Сережина Дарья Александровна.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены. С Комитета по финансам в пользу истца взыскано 495 рублей 74 копейки долга. В иске к Комитету по управлению имуществом, к администрации городского округа "Город Чита" отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2023 года решение отменено, исковые требования удовлетворены. С Комитета по управлению имуществом в пользу истца взыскано 495 рублей 74 копейки долга.
В удовлетворении иска к Комитету по финансам, к администрации городского округа "Город Чита" отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм права, несоответствием их выводов фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, судами не дана надлежащая оценка контррасчету задолженности и сравнительному анализу, опровергающим представленный истцом расчет задолженности за потребленную электроэнергию; истцом не доказан факт оказания услуг по поставке электроэнергии в жилое помещение, которое является аварийными и не подлежащим заселению, платежные документы на оплату оказанных услуг истцом не выставлялись; вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии прибора учета электроэнергии не соответствует материалам дела.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации в установленном порядке в сети Интернет, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 названного Кодекса не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Поскольку судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, предметом оценки суда кассационной инстанции является судебный акт суда апелляционной инстанции.
Законность постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2023 проверена в кассационном порядке в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предметом иска является требование ресурсоснабжающей организации о взыскании задолженности за поставленную в период с 01.03.2021 по 30.04.2021 электроэнергию в принадлежащее муниципальному образованию "Городской округ "Город Чита" жилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, ул. Геологическая, д. 1, кв. 5.
Суд первой инстанции, удовлетворил исковые требования, определив Комитет по финансам в качестве лица, на которое возложена обязанность по оплате коммунальных услуг.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд в качестве органа исполнительной власти, который в силу своих полномочий представляет интересы собственника (муниципального образования) в отношениях, возникающих при управлении имуществом, определил Комитет по управлению имуществом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 39, частью 3 статьи 153 частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке собственник помещения муниципальное образование обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по оплате коммунальных услуг.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 части 2).
Как установлено судами, в рассматриваемом случае ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о передаче квартиры по договорам социального найма.
Кроме того, из материалов дела не следует, что у муниципального образования прекращено право собственности на спорное жилое помещение с внесением соответствующей записи в ЕГРН.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из материалов дела видно и установлено судом апелляционной инстанции, что за март 2021 года истцом произведен расчет на основании показаний прибора учета, за апрель 2021 года - расчетным способом (в связи с отсутствием показаний прибора учета). Размер задолженности за указанный период составил 495 рублей 74 копейки.
Судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, связанных с прекращением (ограничением) поставки электроэнергии в жилое помещение. Расчет задолженности в процессе рассмотрения спора не опровергнут. Само по себе непредъявление собственнику счета на оплату коммунальных услуг не освобождает его от обязанности по оплате оказанных услуг.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами права, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у собственника обязанности в силу закона нести расходы по коммунальным платежам.
Установив, что бремя содержания имущества лежит на собственнике, при отсутствии доказательств оплаты коммунальных услуг, суд взыскал задолженность за электроэнергию с муниципального образования "Городской округ "Город Чита" в лице уполномоченного органа Комитета по управлению имуществом.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
При осуществлении исследования и оценки доказательств судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2023 года по делу N А78-8559/2021 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 части 2).
...
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2023 г. N Ф02-3322/23 по делу N А78-8559/2021