г. Чита |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А78-8559/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Горбатковой Е.В.,
судей: Бушуевой Е.М., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2022 года по делу N А78-8559/2021 по иску Акционерного общества "Читаэнергосбыт" к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" к Комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита" к Администрации городского округа "Город Чита" задолженность за потребленную электрическую энергию за период с 01.03.2021 по 30.04.2021 года по лицевому счёту 1055920288 в размере 495,74 руб.,
при отсутствии в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - истец, АО "Читаэнергосбыт") обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.03.2021 по 30.04.2021 года по лицевому счёту 1055920288 в размере 495,74 руб.
Определением суда от 19.10.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" и Администрацию городского округа "Город Чита".
На основании определения от 15.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Сережина Д.А.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены, с Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" в пользу Акционерного общества "Читаэнергосбыт" взысканы основной долг в размере 495,74 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 2000 руб., всего 2495,74 руб. В иске к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", к Администрации городского округа "Город Чита" отказано.
Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита", не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает, что Комитет по финансам только осуществляет организационный процесс и контроль за надлежащим исполнением судебного акта. Администрация городского округа "Город Чита" является отдельным юридическим лицом, которая как казенное учреждение несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и именно она обладает властными полномочиями в порядке п.16 Постановления Пленума ВС РФ N 25 от 23.06.2015 г., а не комитет по финансам, являющийся структурным подразделением администрации и также носящий статус юридического лица в виде казенного учреждения. С момента прекращения поступления платежей, истец, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, должен был принять все меры для установления обязанного лица по оплате за потребленную услугу и имел возможность запросить у ответчиков сведения о нанимателях.
Заявитель указывает, что предъявление ответчику к оплате стоимости электрической энергии, определенной расчетным путем (по нормативу) в отношении незаселенных помещений при том, что объем фактического потребления электроэнергии в доме в целом не подтвержден, а величина платежей, получаемых от проживающих в доме граждан не установлена, свидетельствует о злоупотреблении истцом правом, проявляющемся путем использования формально законного способа получения дохода.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Читаэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Забайкальского края.
АО "Читаэнергосбыт" исполнило свои обязательства по поставке электрической энергии по адресу: г. Чита, ул. Геологическая, дом 1, кв. 5.
Согласно выписке из ЕГРН вышеуказанное помещения являются собственностью городского округа "Город Чита".
Задолженность за потребленную электроэнергию за период с 1 июня 2015 года по 30 апреля 2021 года по адресу: г. Чита, ул. Геологическая, дом 1, кв. 5 (л/с 1055920288) составила - 5073 руб. 45 коп. В связи с просрочкой исполнения обязательства по оплате потребленной электрической энергии ответчику за период с 01.07.2015 по 30.04.2021 в соответствии ст. 155 ЖК РФ, начислена неустойка в размере 1/300, 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от суммы задолженности в сумме 2724 руб. 63 коп. Общий размер задолженности составил 7798 руб. 08 коп.
В адрес ответчика были направлены претензии с требованием о погашении задолженности по оплате электрической энергии в полном размере. Однако требования указанной претензии до настоящего времени ответчиком не исполнены.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнил и просил взыскать с ответчиков задолженность за потребленную электрическую энергию за период с 01.03.2021 по 30.04.2021 года по лицевому счёту 1055920288 в размере 495,74 руб.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями статей 8, 196, 199, 200, 210, 249, 539, 541, 544, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 155, 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, учел правовую позицию, сформулированную в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и пришел к выводу о доказанности факта задолженности и необходимости ее взыскания с Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита".
Суд апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела, пришел к следующим выводам.
Как отмечалось выше жилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, ул. Геологическая, дом 1, кв. 5 являются собственностью городского округа "Город Чита".
Согласно материалам дела, данное жилое помещение до 15.02.2021 находилось во владении нанимателя.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства того, что в спорный период (март - апрель 2021 года) жилое помещение в установленном законом порядке было предоставлено для проживания нанимателям, стороной ответчика в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
В силу положений ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В данном случае истцом заявлено требование о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01 марта 2021 года по 30 апреля 2021 года.
Согласно пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно материалам дела, за март 2021 года истцом произведен расчет на основании показаний прибора учета, за апрель 2021 года - расчетным способом (в связи с отсутствием показаний прибора учета). Размер задолженности за указанный период составил 495,74 руб.
Доказательства того, что в указанный период поставка электрической энергии в жилое помещение не осуществлялась, стороной ответчика не представлены. Также не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие задолженности начисленной истцом либо свидетельствующие о неправильности расчета истца.
Суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о ненадлежащем исполнении собственником жилого помещения обязанности по оплате задолженности за электрическую энергию.
Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Пунктами 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (части 1, 4 статьи 34 Закона N 131-ФЗ). Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 34 Закона N 131-ФЗ).
Из пункта 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Чита", утвержденного решением Думы городского округа "Город Чита" от 24.05.2007 N 68 (далее - Порядок управления и распоряжения имуществом) следует, что городскому округу как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. От имени городского округа права собственника в пределах предоставленных им полномочий осуществляют: Дума городского округа, администрация городского округа.
Администрация городского округа "Город Чита" является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории городского округа; является муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций. Администрация вправе распределять исполнение возложенных на нее полномочий среди отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации. В структуру администрации входят, в том числе комитеты, являющиеся структурными подразделениями администрации (пункты 1.1, 1.4, 2.4, 3.2 Положения об администрации городского округа "Город Чита", утвержденного решением Думы городского округа "Город Чита" от 13.11.2014 N 58 - далее Положение об администрации).
Администрация городского округа в пределах своих полномочий управляет муниципальной собственностью, в том числе решает вопросы использования объектов муниципальной собственности (пункт 3.3.1 Порядка управления и распоряжения имуществом).
Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет уполномоченный орган администрации городского округа (пункт 3.5 Порядка управления и распоряжения имуществом).
В соответствии с пунктами 1, 7 Положения о Комитете по финансам, пунктами 1, 5 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", утвержденного решением Думы городского округа "Город Чита" от 22.09.2016 N 122 (далее - Положение о Комитете по управлению имуществом), как Комитет по финансам, так и Комитет по управлению имуществом являются отраслевыми (функциональными) органами администрации городского округа "Город Чита"; являются муниципальными казенными учреждениями.
В разделах I, II Положений о Комитетах предусмотрено, что Комитет по финансам создан для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, в том числе по реализации финансовой, бюджетной, налоговой политики, концентрации финансовых ресурсов городского округа, осуществлению работы по составлению проекта бюджета городского округа, его исполнению, а также осуществляет исполнение судебных актов, решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа.
Комитет по управлению имуществом создан для осуществления управленческих функций; осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Чита"; наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления; отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах.
Комитету по управлению имуществом предоставлено право участвовать в гражданских правоотношениях по вопросам управления и распоряжения собственностью городского округа; финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа на основании бюджетной сметы (пункты 14.1, 26 Положения о Комитете по управлению имуществом).
Согласно абзацу 2 пункта 19 Постановления N 13, казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами.
По смыслу раздела III Положения о Комитете по управлению имуществом, а также с учетом приведенного выше правового регулирования, полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляет уполномоченный орган администрации городского округа "Город Чита" - Комитет по управлению имуществом. Комитет по финансам, согласно разделам II, III Положения о Комитете по финансам, напротив, не наделен полномочиями по управлению муниципальным имуществом.
Таким образом, в рассматриваемом случае лицом, обязанным оплатить коммунальную услугу, предоставленную муниципальному образованию - собственнику помещения в многоквартирном доме, является уполномоченный на управление и распоряжение муниципальным имуществом орган администрации городского округа - Комитет по управлению имуществом, в силу возложенных на него законом и определяющими его статус актами полномочий.
Принимая во внимание изложенное, задолженность за электрическую энергию за спорный период подлежит взысканию с Комитета по управлению имуществом городского округа "Город Чита".
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Забайкальского края подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются между сторонами, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропорционально удовлетворенным требованиям.
С учетом указанной нормы процессуального права с Комитета по управлению имуществом городского округа "Город Чита" подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 сентября 2022 года по делу N А78-8559/2021 отменить, принять новый судебный акт.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501166483, ИНН 7536009390) в пользу Акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) основной долг в размере 495,74 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
В удовлетворении иска к Комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита", к администрации городского округа "Город Чита" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Горбаткова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8559/2021
Истец: АО ЧИТАЭНЕРГОСБЫТ, КОМИТЕТ ПО ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ЧИТА
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ЧИТА