город Иркутск |
|
19 июля 2023 г. |
Дело N А19-24222/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Новиковой И.В. (доверенность от 09.01.2023, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2023 года по делу N А19-24222/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК", Общество) в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2022 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о признании незаконным представления от 26.10.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Линникова Светлана Александровна (далее - Линникова С.А.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 марта 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
Иркутское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 (далее - Единые стандарты), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ОАО "ИЭСК" не представлены доказательства, подтверждающие направление Обществом Линниковой С.А. сообщений, содержащих сведения о порядке доступа к личному кабинету потребителя; представленный Обществом в ходе рассмотрения дела скриншот программного комплекса ЕИСТП свидетельствует о направлении сетевой организацией уведомления о подготовленном договоре только 18.01.2022, то есть за пределами установленного пунктом 105 Правил N 861 срока; Общество в ходе административного расследования не заявляло доводы о вероятном сбое, ошибке при отправке электронного письма заявителю; действия ОАО "ИЭСК" по непредоставлению потребителю доступа к личному кабинету (пароль и логин) лишили Линникову С.А. права на заключение договора технологического присоединения; судами неверно возложена на потребителя обязанность в части получения пароля и логина для осуществления входа в личный кабинет.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); ОАО "ИЭСК" своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Иркутского УФАС России в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.03.2022 в Иркутское УФАС поступило обращение Линниковой С.А. на действия ОАО "ИЭСК", выразившиеся в ненаправлении в установленный срок подписанных проекта договора и технических условий по заявке от 24.12.2021 N 36064 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Карлук, ул. Сосновая, д. 4.
Определением Иркутского УФАС России от 08.04.2022 N 038/511/22 в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено дело N 038/04/9.21-507/2022 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), назначено проведение административного расследования.
В ходе проведения административного расследования Управлением установлено, что 24.12.2021 в адрес ОАО "ИЭСК" через сервисный центр ООО "Иркутскэнергосбыт" поступила заявка Линниковой С.А. N 36064 на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Карлук, ул. Сосновая, д. 4а.
При формировании и направлении заявки способом получения подготовленного проекта договора об осуществлении технологического присоединения выбрано получение документа лично в сервисном центре; также в заявке указан адрес электронной почты.
Последним днем срока для размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил N 861, по заявке Линниковой С.А. являлось 17.01.2022.
В ответ на поступившую заявку Обществом 27.12.2021 заявителю зарегистрирован личный кабинет в целях направления документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
17.01.2022 ОАО "ИЭСК" разместило в личном кабинете потребителя документы, предусмотренные пунктом 105 Правил N 861, в том числе договор N 147/22-ВЭС.
Антимонопольный орган посчитал, что сетевой организацией не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении срока, установленного пунктом 105 названных Правил, для размещения пакета документов, в том числе уведомление, содержащее сведения о порядке доступа к личному кабинету потребителя.
На запрос Управления Общество не представило документы, подтверждающие информирование заявителя о размещении в личном кабинете документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения, в то время как согласно письменным пояснениям Линниковой С.А. пароли и коды доступа к личному кабинету сетевой организацией ей не сообщены.
Кроме того, Обществом не предприняты попытки направления необходимого пакета документов через сервисный центр.
По факту нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям в виде нарушения срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Управлением в отношении Общества 07.06.2022 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Постановлением Иркутского УФАС России от 26.10.2022 N 038/458/22 ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
26.10.2022 Иркутским УФАС России в адрес ОАО "ИЭСК" внесено представление N 038/5148/22 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором обществу предложено в 30-дневный срок со дня его получения обеспечить выполнение всех мероприятий, предусмотренных Правилами N 861.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Иркутской области с вышеназванным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения и незаконности оспариваемого представления.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административное ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечёт ответственность по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В силу пункта 105 Правил N 861 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил; технические условия; проект договора; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В случае отсутствия у заявителя личного кабинета потребителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в офисах очного обслуживания потребителей обязана обеспечить доступ к личному кабинету потребителя на безвозмездной основе.
Сетевая организация обязана информировать заявителя на протяжении всей процедуры технологического присоединения о размещении в личном кабинете документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
Едиными стандартами предусмотрено, что сетевая организация обеспечивает обслуживание потребителей с использованием телефонной связи, почтовой связи и сети Интернет, в том числе путем предоставления доступа к личным кабинетам потребителей (далее - заочное обслуживание) (пункт 23).
В целях обеспечения оперативного доступа потребителей к информации об оказываемых услугах и обслуживании сетевой организации в главном меню официального сайта сетевой организации выделяется раздел "Потребителям". В указанном разделе размещается информация в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также, в частности, следующие сведения: порядок и сроки заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, предусмотренные законодательством Российской Федерации; порядок подачи заявки на технологическое присоединение, основные этапы ее рассмотрения и их сроки, сведения, которые должны содержаться в заявке на технологическое присоединение, и требования к прилагаемым к ней документам, формы заявок для заполнения потребителем; порядок работы в личном кабинете потребителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя (пункт 33 Единых стандартов).
Личный кабинет потребителя представляет собой персональный раздел на официальном сайте сетевой организации, обеспечивающий электронное взаимодействие потребителя с сетевой организацией по вопросам технологического присоединения, передачи электрической энергии, коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и (или) для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, дополнительным услугам и иным вопросам, связанным с деятельностью сетевой организации. Сетевая организация обеспечивает, в том числе с использованием личного кабинета потребителя, техническую возможность получения потребителем сведений о статусе рассмотрения заявки (заявления) потребителя, поданной в сетевую организацию, с указанием даты поступления заявки (заявления) и ее регистрационного номера, даты направления заявителю подписанного сетевой организацией договора об оказании услуг по передаче электрической энергии (пункт 36 Единых стандартов).
Судами установлено и из материалов дела следует, что 24.12.2021 Линникова С.А., относящаяся к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил N 861, через сервисный центр направила в ОАО "ИЭСК" заявку на осуществление технологического присоединения, следовательно, последним днем срока для размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил N 861, являлось 17.01.2022.
27.12.2021 Общество зарегистрировало личный кабинет потребителя.
Необходимые документы: проект договора об осуществлении технологического присоединения N 147/22-ВЭС, технические условия для присоединения к электрическим сетям, счет на оплату N 147/22-ВЭС (заявка N 36064/21-СЦ), инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности направлены Обществом Линниковой С.А. посредством размещения в личном кабинете потребителя 17.01.2022, то есть в соответствии с требованиями пункта 105 Правил N 861, Единых стандартов, что антимонопольным органом установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении и не оспаривается в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, нарушение пункта 105 Правил N 861 в части соблюдения срока размещения типового договора об осуществлении технологического присоединения, счета и технических условий в личном кабинете потребителя отутствует.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужил вывод Управления о несоблюдении срока направления документов, предусмотренных пунктом 105 Правил N 861, а именно ненаправления потребителю уведомления о порядке доступа к личному кабинету (пароль и логин).
Согласно пункту 37 Единых стандартов доступ к личному кабинету потребителя осуществляется после ввода потребителем своих идентификационных данных: имени (логина) и пароля и (или) по регистрационному номеру заявки на оказание услуг (отдельных процедур) и паролю, которые выдаются потребителю: а) при очном обращении в сетевую организацию; б) по письменному запросу потребителя; в) после заполнения потребителем экранной формы веб-интерфейса официального сайта сетевой организации регистрации.
Таким образом, определенный пунктом 37 Единых стандартов порядок доступа в личный кабинет осуществляется по логину и паролю, которые выдаются потребителю тремя вышеуказанными способами. При этом какой-либо срок для сообщения сетевой организацией потребителю порядка доступа к личному кабинету в спорный период пунктом 105 Правил и Едиными стандартами не был установлен.
Согласно приложениям N 3 и N 5 к Единым стандартам, определяющим основные действия сетевой организации, выдача индивидуального логина и пароля для доступа в личный кабинет потребителя предусмотрена при осуществлении очного обслуживания потребителей в офисах обслуживания (пункт 9) и при осуществлении заочного обслуживания потребителей с использованием сети интернет через интернет-приемную в течение 1 дня со дня заполнения регистрационной формы (пункт 10).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что документы, предусмотренные пунктом 105 Правил N 861, размещены Обществом в личном кабинете потребителя в установленный срок; вся информация, касающаяся порядка технологического присоединения размещена в общем доступе, в соответствии с Едиными стандартами как на сайте ОАО "ИЭСК", так и на портале электросетевых услуг - Портал-ТП.рф (единый центр информации по процедуре технологического присоединения к электрическим сетям), что позволяло Линниковой С.А. ознакомиться с соответствующими правилами, в том числе с порядком входа в личный кабинет, на указанных ресурсах. Также потребитель имела возможность обратиться за выдачей логина и пароля непосредственно в сервисный центр сетевой компании, однако за выдачей идентификационных данных: имени (логина) и пароля Линникова С.А. не обращалась.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела опрошен в качестве свидетеля инженер-программист 2 категории службы развития и технологических присоединений ОАО "ИЭСК" Бордачев В.Ю., который пояснил, что при отсутствии у потребителя данных для входа, в частности, пароля, существует кнопка "Сбросить пароль" (или "Забыли пароль?"), при использовании которой потребителю на адрес почты приходит письмо с новым паролем для входа. Во всех случаях в качестве логина используется адрес электронной почты потребителя.
Согласно пояснениям ОАО "ИЭСК", при регистрации личного кабинета и отправке договора, пользователю отправлялись сообщения на почтовый ящик, указанный Линниковой С.А. в заявке. Отправка электронного письма с уведомлением о создании личного кабинета осуществляется в автоматическом режиме. По причинам технического характера (ввиду истечения срока хранения) доказательства направления Обществом письма потребителю в электронной почте ОАО "ИЭСК" не сохранились.
При этом антимонопольный орган в ходе административного расследования, отклоняя доводы Общества о направлении Линниковой С.А. уведомления о создании личного кабинета по адресу электронной почты, указанному ею в заявке, и принимая во внимание пояснения потребителя о том, что пароль и логин для доступа к личному кабинету ей не направлялись, соответствующих запросов по этому поводу провайдеру не сделал, а констатировал факт отсутствия у ОАО "ИЭСК" документов, опровергающих вышеуказанный факт (несообщение логина и пароля).
Суды обоснованно не приняли во внимание предствленный Линниковой С.А. скриншот ее электронной почты ( svetlanchik.g@bk.ru), из которого не представляется возможным установить дату, когда он был сделан, и который фиксирует лишь факт наличия или отсутствия информации, находящейся на экране монитора на момент осмотра его, при этом сообщение могло быть удалено из почтового ящика в любой момент в одностороннем порядке.
Таким образом, суды правомерно признали, что Управление не определило все обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу об административном правонарушении, и пришло к преждевременным выводам о недоказанности ОАО "ИЭСК" факта направления Линниковой С.А. данных для доступа в личный кабинет.
При таких обстоятельствах, суды мотивированно и обоснованно признали недоказанным Иркутским УФАС России наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса, соответственно и представление Иркутского УФАС России правомерно признано незаконным, как не соответствующее закону и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2023 года по делу N А19-24222/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и из материалов дела следует, что 24.12.2021 Линникова С.А., относящаяся к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил N 861, через сервисный центр направила в ОАО "ИЭСК" заявку на осуществление технологического присоединения, следовательно, последним днем срока для размещения документов, предусмотренных пунктом 105 Правил N 861, являлось 17.01.2022.
...
Согласно пункту 37 Единых стандартов доступ к личному кабинету потребителя осуществляется после ввода потребителем своих идентификационных данных: имени (логина) и пароля и (или) по регистрационному номеру заявки на оказание услуг (отдельных процедур) и паролю, которые выдаются потребителю: а) при очном обращении в сетевую организацию; б) по письменному запросу потребителя; в) после заполнения потребителем экранной формы веб-интерфейса официального сайта сетевой организации регистрации.
Таким образом, определенный пунктом 37 Единых стандартов порядок доступа в личный кабинет осуществляется по логину и паролю, которые выдаются потребителю тремя вышеуказанными способами. При этом какой-либо срок для сообщения сетевой организацией потребителю порядка доступа к личному кабинету в спорный период пунктом 105 Правил и Едиными стандартами не был установлен."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2023 г. N Ф02-3694/23 по делу N А19-24222/2022