город Иркутск |
|
25 июля 2023 г. |
Дело N А19-16942/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кореневой Т.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Сакуна М.Г. (доверенность от 20.03.2023, диплом, паспорт), акционерного общества "Кремний" Азизовой Т.С. (доверенность от 14.07.2023, диплом, паспорт), Савиной М.Б. (доверенность от 29.08.2022, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к акционерному обществу "Кремний" (ОГРН 1023802254145, ИНН 3821008439, далее - АО "Кремний", общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об аннулировании установленных временно разрешенных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденных приказом от 19.11.2019 N 1140-од, и разрешение на выброс загрязняющих веществ от 19.11.2019 N ЭН-83 в части временно разрешенных выбросов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - Министерство).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что разрешение на выброс загрязняющих веществ выдано обществу на основании признанных незаконными решений об утверждении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, в связи с чем подлежит аннулированию. По мнению Управления, суды неправильно применили часть 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), поскольку факт неисполнения плана мероприятий в настоящем деле не рассматривается. Данная норма указывает исключительно на возможность продления ранее выданных разрешительных документов.
В отзыве на кассационную жалобу общество не согласилось с приведенными Управлением доводами. Третьим лицом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение размещено на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Министерство своего представителя не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представители Росприроднадзора и общества поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела АО "Кремний" осуществляет деятельность, в результате которой производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (объект I категории).
В 2017 году АО "Кремний" обратилось в Росприроднадзор с заявлением об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ), представив план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (план уменьшения выбросов) и предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, которые были направлены Росприроднадзором в Министерство для утверждения.
По результатам рассмотрения плана уменьшения выбросов Министерство утвердило возможные сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ для АО "Кремний" (распоряжения от 27.12.2017 N 719-мр, от 22.11.2018 N 730-мр, от 14.11.2019 N 694-мр).
На основании писем Министерства Росприроднадзором были установлены временно согласованные выбросы и выданы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) N ЭН-390 сроком действия с 29.12.2017 по 28.12.2018, N ЭН-272 сроком действия с 06.12.2018 по 05.12.2019, N ЭН-83 сроком действия с 19.11.2019 по 18.11.2020.
Срок действия последнего разрешения продлевался на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах" до 18.11.2021 и 18.11.2022.
В соответствии с пунктами 1, 1(2) постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" срок действия разрешения N ЭН-83 продлен до 18.11.2023 и 18.11.2024.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 23 сентября 2021 года по делу N 2а-3664/2021 признаны незаконными распоряжения Министерства от 27.12.2017 N 719-мр, от 22.11.2018 N 730-мр и от 14.11.2019 N 694-мр "Об утверждении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ для АО "Кремний".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Росприроднадзора в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьями 5, 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 96-ФЗ, пунктам 1, 2 статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов для действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов. Установление временно разрешенных выбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ.
Временно разрешенные выбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов. Временно разрешенные выбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ (пункты 3, 6 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ).
В период разработки обществом в 2017 году нормативов допустимых выбросов и временно согласованных выбросов действовало Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (далее - Постановление N 183).
Постановление N 183 предусматривало, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (пункты 8, 9).
Для установления временно согласованных выбросов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее соответственно - предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).
Сроки поэтапного достижения нормативов утверждаются соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации по предложению территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 7).
Установление временно согласованных выбросов оформляется решением территориального органа Росприроднадзора, которым также выдается разрешение на временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ).
Из содержания решения Кировского районного суда г. Иркутска, принятого по делу N 2а-3664/2021 по иску прокурора о признании незаконными распоряжений Министерства об утверждении сроков поэтапного достижения нормативов, следует, что обществом был разработан план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2013 года по 2017 год, который был утвержден Министерством, Росприроднадзором.
Согласно названному плану общество обязалось по источникам загрязнения N N 0110, 0154, 0155 произвести замену действующих "мокрых" газоочистных установок РТП 1, 2 на "сухие" в 2015, 2016 годах, выполнить строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, ввести в эксплуатацию газоочистные установки РТП 1, 2 в 2017 году.
Вышеназванные мероприятия плана снижения выбросов загрязняющих веществ в установленные и утвержденные Министерством сроки не выполнены обществом.
В 2017 году АО "Кремний" в установленном порядке разработан и утвержден новый проект нормативов предельно допустимых выбросов, при этом в план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ повторно включены указанные выше мероприятия, не выполненные в ходе реализации плана снижения выбросов загрязняющих веществ на период с 2013 года по 2017 год (пункты 21, 31 плана по источнику N 0110, пункт 22 плана по источнику N 0154, пункт 32 плана по источнику N 0155).
С учетом неисполнения АО "Кремний" мероприятий плана снижения выбросов загрязняющих веществ на период с 2013 года по 2017 год, а также повторного включения в план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2017 года по 2024 год аналогичных мероприятий по соответствующим источникам загрязнения, районный суд сделал вывод том, что Министерству надлежало отказать обществу в утверждении сроков достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Поскольку распоряжения Министерства об утверждении сроков были признаны судом незаконными, Росприроднадзор полагает, что установленные обществу временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ и выданные разрешения на их выброс подлежат аннулированию.
Между тем, с учетом обстоятельств настоящего дела, суды пришли к правильным выводам о том, что отсутствие у общества утвержденных сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ не является основанием для аннулирования разрешения в силу следующего.
В соответствии с действующим законодательством условием выдачи разрешительной документации на временно разрешенные выбросы является достижение запланированных показателей в результате реализации мероприятий, включенных в план.
Из положений части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха") следует, что разрешения на выброс, лимиты на выброс, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
В силу части 2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня получения комплексного экологического разрешения при установлении временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов для действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, достижение нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов в результате реализации мероприятий, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды, не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, обязаны обратиться с заявкой и получить комплексное экологическое разрешение в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 статьи 11 Закона N 219-ФЗ перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 01.01.2025 (далее - КЭР).
Исследовав обстоятельства дела, суды установили, что на общество в полной мере распространяются положения части 2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ. При этом суды обоснованно исходили из того, что на момент утверждения в 2017 году проекта нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, в состав которого включен план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2017 года по 2024 год, у общества имелся план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2013 года по 2017 год, соответственно, имелись установленные временно разрешенные выбросы. Разрешения на выброс утверждались приказами Росприроднадзора 29.12.2017, 06.12.2018 и 19.11.2019 до получения КЭР при установлении временно разрешенных выбросов для действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (АО "Кремний" относится к данной категории согласно Справочнику "Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям от 12.12.2019 N 11-2019").
Исходя из изложенного, суды правильно указали, что достижение нормативов допустимых выбросов в результате реализации мероприятий, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды, от общества не требуется, в связи с этим отсутствие утвержденных сроков поэтапного достижения нормативов обоснованно признано судами недостаточным основанием для аннулирования разрешительной документации в части временно разрешенных выбросов.
По результатам исследования и оценки, имеющихся доказательств по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Фактические обстоятельства дела судами установлены правильно и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобы проверены судом округа, однако не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав обстоятельства дела, суды установили, что на общество в полной мере распространяются положения части 2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ. При этом суды обоснованно исходили из того, что на момент утверждения в 2017 году проекта нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, в состав которого включен план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2017 года по 2024 год, у общества имелся план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период с 2013 года по 2017 год, соответственно, имелись установленные временно разрешенные выбросы. Разрешения на выброс утверждались приказами Росприроднадзора 29.12.2017, 06.12.2018 и 19.11.2019 до получения КЭР при установлении временно разрешенных выбросов для действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (АО "Кремний" относится к данной категории согласно Справочнику "Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям от 12.12.2019 N 11-2019")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2023 г. N Ф02-3319/23 по делу N А19-16942/2022