город Иркутск |
|
27 июля 2023 г. |
Дело N А19-17441/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области Горшенина И.В. (доверенность от 21.10.2022 N 47, диплом), Шатровой А.А. (доверенность от 16.01.2023 N 47, диплом), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" Алексич Н.Ю. (доверенность от 20.01.2023 N 159/2023, диплом), Бабина Р.Е. (доверенность от 22.09.2022 N140/2022, диплом), Сухановой М.И. (доверенность от 25.07.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (ИНН 3809016338, ОГРН 1023801029713, г. Иркутск; далее - ГБУЗ ООД, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично недействительными:
- акт плановой проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - ТФОМС Иркутской области, Фонд) от 22.07.2022 N 28, с учетом сообщения о результатах рассмотрения возражений, в части возложения на ГБУЗ ООД обязанности вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в размере 37 718 048 рублей 77 копеек, в том числе: пункта 1 и 2 раздела "По результатам рассмотрения настоящей проверки требуется:" в части требования вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области средства ОМС в сумме 37 718 048 рублей 77 копеек (33 394 366 рублей 26 копеек за 2021 год, 4 323 682 рубля 51 копейка за 1 квартал 2022 года); уплатить штраф в сумме 3 771 804 рубля 87 копеек;
- требование от 05.08.2022 N 02-432/22-(10) по пунктам 2.1 и 2.2 в части требования вернуть в бюджет ТФОМС по Иркутской области средства ОМС в сумме 37 718 048 рублей 77 копеек (33 394 366 рублей 26 копеек за 2021 год, 4 323 682 рубля 51 копейка за 1 квартал 2022); уплатить штраф в сумме 3 771 804 рублей 87 копеек.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным акт плановой комплексной проверки Учреждения от 22.07.2022 N 28, с учетом Сообщения о результатах рассмотрения возражений, в части возложения на ГБУЗ ООД обязанности вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области средства обязательного медицинского страхования в размере 37 718 048 рублей 77 копеек и уплатить штраф, в том числе: пункты 1, 2 раздела "По результатам настоящей проверки требуется" в части требования вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области средства ОМС в сумме 37 718 048 рублей 77 копеек (33 394 366 рублей 26 копеек за 2021 год, 4 323 682 рубля 51 копейка за 1 квартал 2022 года); уплатить штраф в сумме 3 394 624 рубля 38 копеек. Признано недействительным требование от 05.08.2022 N 02-432/22-(10) об устранении нарушений по результатам проверки по пунктам 2.1, 2.2 в части требования вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области средства ОМС в сумме 37 718 048 рублей 77 копеек (33 394 366 рубля 26 копеек за 2021 год, 4 323 682 рубля 51 копейка за 1 квартал 2022 года); уплатить штраф в сумме 3 394 624 рубля 38 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
ТФОМС Иркутской области обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пункта 47 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н), пункта 160 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что в случае нецелевого использования средств ОМС денежные средства подлежат возврату в бюджет территориального фонда ОМС; положения Закона N 326-ФЗ, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ОМС, не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС; восстановление Учреждением средств ОМС на счете медицинской организации и их последующее использование в целях, для которых они предоставлены, не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием; поскольку основанием для привлечения к ответственности является сам факт совершения правонарушения, последующее устранение совершенного правонарушения не может служить основанием для освобождения медицинской организации от ответственности, в связи с чем средства ОМС в сумме 37 718 048 рублей 77 копеек подлежат возврату в бюджет ТФОМС Иркутской области; установленный Законом N 326-ФЗ и Правилами N 108н порядок расчета штрафа не предусматривает возможность учета Фондом или судом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении штрафа, следовательно, расчет размера штрафа Фондом соответствует требованиям действующего законодательства и не подлежит снижению.
В отзыве на кассационную жалобу ГБУЗ ООД считает ее доводы несостоятельными.
ГБУЗ ООД также обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судами статей 28, 35 Закона N 326-ФЗ.
Учреждение оспаривает выводы судов о нецелевом расходовании средств ОМС, ссылаясь на то, что средства ОМС в сумме 37 718 048 рублей 77 копеек являются расходами на заработную плату и начисления на нее, которые согласно положениям Территориальных программ ОМС, тарифных соглашений на 2020, 2021, 2022 годы входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи; вывод Фонда о том, что расходы осуществлены в отношении работников, которые оказывают медицинскую помощь по источнику финансирования "бюджет", не соответствует материалам дела, в которых отсутствуют доказательства, что денежные средств направлены Учреждением на оплату расходов, связанных с отделениями (кабинетами, койками) медицинской организации, не оказывающими медицинскую помощь в рамках Территориальной программы ОМС; из штатного расписания видно, что практически все штатные единицы осуществляют деятельность преимущественно в рамках ОМС и они же осуществляют ту же деятельность в рамках выполнения государственного заказа ("бюджет"); на этапе оказания медицинской помощи невозможно произвести разделение оказываемых медицинских услуг по источникам финансирования ("бюджет" или ОМС); по итогам оказания услуг и окончательного их распределения Учреждением осуществлено восстановление денежных средств на счетах ОМС; формальное перераспределение фактических объемов оказанных услуг в пределах отчетного периода с учетом особенностей деятельности ГБУЗ ООД не повлекло нецелевого расходования денежных средств.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу считает её не подлежащей удовлетворению.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ТФОМС Иркутской области, ГБУЗ ООД в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В связи с поступлением кассационной жалобы ГУБЗ ООД определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 июля 2023 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Фонда отложено на 25 июля 2023 года на 11 часов 20 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей.
Представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы своих кассационных жалоб.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 14.06.2022 по 22.07.2022 на основании приказа директора Иркутского филиала ТФОМС Иркутской области от 07.06.2022 N 51 комиссией по проверке использования средств обязательного медицинского страхования проведена плановая комплексная проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ ООД за период с 01.10.2020 по 01.04.2022.
В ходе проверки Фондом выявлено, что Учреждением в проверяемом периоде допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 37 873 318 рублей 14 копеек, в том числе:
- на финансирование расходов структурных подразделений медицинской организации, не оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС и осуществляющим деятельность по источнику финансирования "бюджет", в размере 37 718 048 рублей 77 копеек;
- на выплату надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, главным врачам и начальнику отдела ГО и ЧС ГБУЗ ООД в размере 154 830 рублей 05 копеек;
- на приобретение (выдачу) спецпитания (кисель б/пектина) работникам, занятым на работе с вредными условиями труда отделения анестезиологии и реанимации N 2 в марте 2022 за фактически не отработанное время на сумму 439 рублей 32 копейки.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 22.07.2022 N 28.
В разделе акта "По результатам настоящей проверки требуется:" указано на необходимость вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области в течение десяти рабочих дней со дня предъявления настоящего требования (отсчет ведется с первого рабочего дня, следующего за днем его предъявления) средств ОМС в сумме 37 873 318 рублей 14 копеек, использованных не по целевому назначению, в том числе: - с 01.10.2020 по 01.01.2021 - 481 рубль 33 копейки; - за 2021 г. - 33 513 192 рубля 07 копеек; - с 01.01.2022 по 01.04.2022 - 4 359 644 рубля 74 копейки (пункт 1). Уплатить в бюджет ТФОМС Иркутской области штраф в сумме 3 787 331 рубль (10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС за указанный период) (пункт 2).
Кроме того, Учреждению выдано требование от 05.08.2022 N 02-432/22(10) об устранении нарушений по результатам проверки, которым предложено вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области в течение десяти рабочих дней со дня предъявления настоящего требования (отсчет ведется с первого рабочего дня, следующего за днем его предъявления) средства ОМС в сумме 37 873 318 рублей 14 копеек, использованные не по целевому назначению (подпункт 2.1 пункта 2); 3 787 331 рубль 81 копейка штрафа (подпункт 2.2 пункта 2).
ГБУЗ ООД обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что акт проверки, содержащий требование о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа и требование об устранении нарушений в части требования Фонда о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению и восстановленных Учреждением, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя. Кроме того, суды сочли возможным снизить размер штрафа с учетом социально-значимого характера деятельности медицинского учреждения в регионе, самостоятельного восстановления на лицевом счете средств ОМС.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса).
Согласно статье 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1); медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2).
Частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ ОМС; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по ОМС страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда.
В силу части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации.
Правилами N 108н установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой (пункт 185).
В проверяемых периодах действовали Территориальные программы ОМС на 2020, 2021, 2022 годы, Тарифные соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 27.12.2019 (на 2020 год), от 30.12.2020 (на 2021 год) и от 30.12.2021 (на 2022 год), в состав которых входят указанные территориальные программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с главой 6 раздела 3 указанных Тарифных соглашений структура тарифов на оплату медицинской помощи устанавливается в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования Иркутской области и в части базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Указанные расходы осуществляются в пределах средств, полученных медицинской организацией от страховых медицинских организаций по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в рамках установленных объемов предоставления медицинской помощи застрахованным по ОМС лицам, оказанной в рамках Территориальной программы ОМС (пункт 2).
Расходование средств ОМС (расходы, входящие в структуру тарифа на медицинскую помощь) производится медицинскими организациями по соответствующим статьям (подстатьям) расходов, перечисленных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации (действующих на дату осуществления расходов медицинской организацией) (пункт 3).
Расходование средств ОМС на заработную плату осуществляется в пределах фонда оплаты труда в соответствии с утвержденным штатным расписанием персонала медицинской организации, участвующего в оказании медицинских услуг по Территориальной программе ОМС (пункт 4).
За счет средств ОМС, полученных медицинскими организациями, приоритетными расходами являются: расходы на заработную плату; расходы по начислениям на оплату труда; расходы, непосредственно связанные с процессом оказания медицинской помощи застрахованным лицам (пункт 10).
Руководству медицинской организации надлежит обеспечить эффективное расходование средств ОМС, направленное на реализацию прав граждан на получение бесплатной качественной медицинской (в т.ч. лекарственной) помощи в рамках Территориальной программы ОМС, в соответствии со статьями расходов, включенными в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС (пункт 11).
Финансовое обеспечение расходов медицинской организации, не включенных в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС, отделений (кабинетов, коек) медицинской организации, не оказывающих медицинскую помощь в рамках Территориальной программы ОМС, за счет средств ОМС не осуществляется (пункт 13).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом выявлено нецелевое использование Учреждением средств ОМС, выразившееся в финансировании расходов структурных подразделений медицинской организации, не оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС и осуществляющих деятельность по источнику финансирования "бюджет", в размере 37 718 048 рублей 77 копеек за 2021, 2022 годы.
Факт нецелевого расходования ГБУЗ ООД средств Фонда не оспаривался Учреждением; Учреждение указывало на то, что денежные средства в полном объеме были восстановлены в бюджете ТФОМС Иркутской области на соответствующем лицевом счете в течение финансового года, в связи с чем требование о восстановлении средств в бюджет неправомерно.
Судами установлено, что расчетами использованных средств ОМС и их восстановления в 2021 году, за 1 квартал 2022 года, приложенными к ним распоряжениями на зачисление и платежными поручениями подтверждается, что средства ОМС в сумме 37 718 048 рублей 77 копеек, использованные не по целевому назначению, в течение отчетного периода до начала проверки были в полном объеме восстановлены Учреждением на счете средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, учитывая самостоятельное восстановление в соответствующих периодах Учреждением на лицевом счете средств ОМС, ранее использованных не по целевому назначению, в течение отчетного периода, до начала проверки, суды правильно признали, что у Фонда отсутствовали правовые основания для требования о возврате указанных средств.
Не оспаривая факт восстановления до начала проверки Учреждением средств ОМС, использованных не по целевому назначению, Фонд настаивает, что восстановление Учреждением средств ОМС на счете медицинской организации и их последующее использование в целях, для которых они предоставлены, не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств ОМС; поскольку основанием для привлечения к ответственности является сам факт совершения правонарушения, а последующее устранение совершенного правонарушения не может служить основанием для освобождения медицинской организации от ответственности.
Между тем, отклоняя данные доводы Фонда, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств, суды обоснованно указали на недопустимость получения Фондом спорных сумм денежных средств в двойном размере.
В рассматриваемом конкретном случае, как посчитали суды, фактическое восстановление учреждением на счете средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению средств за счет иных источников, исключает возможность перечисления Учреждением данных средств в бюджет Фонда, поскольку означает не возврат их в соответствующий бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
Кроме того, суды, руководствуясь общими правовыми подходами к порядку назначения штрафных санкций, определенными Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.06.2009 N 11-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, исходя из принципа справедливости, соразмерности и пропорциональности установления правовой ответственности за нарушение, принимая во внимание социально-значимый характер деятельности медицинского учреждения в регионе, самостоятельное восстановление учреждением на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, сочли возможным снизить размер штрафа в десять раз, до 377 180 рублей 49 копеек.
Доводы Фонда о том, что установленный Законом N 326-ФЗ и Правилами N 108н порядок расчета штрафа не предусматривает возможность учета Фондом или судом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении штрафа, следовательно, расчет размера штрафа Фондом соответствует требованиям действующего законодательства и не подлежит снижению, не могут быть приняты во внимание, поскольку формальный подход к вопросу привлечения получателя средств ОМС к ответственности за совершение нарушения и наложения на него штрафа недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов, в том числе соразмерности и справедливости наказания.
Доводы Учреждения, заявленные в кассационной жалобе, о недоказанности факта нецелевого расходования средств ОМС со ссылкой на отсутствие доказательств направления денежных средств на оплату расходов, связанных с отделениями (кабинетами, койками) медицинской организации, не оказывающими медицинскую помощь в рамках медицинскую помощь в рамках Территориальной программы ОМС, подлежат отклонению с учетом пределов полномочий, предоставленных суду статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не были заявлены при рассмотрении дела; ранее данные выводы Фонда Учреждением не оспаривались в ходе рассмотрения дела судами двух инстанций.
При этом сам факт направления первоначально денежных средств на выплату заработной платы структурным подразделениям медицинской организации, не оказывающим в рамках территориальной программы ОМС медицинскую помощь и осуществляющим деятельность по источнику финансирования "бюджет", фактически не опровергается Учреждением, о чем свидетельствует и факт восстановления этих средств в дальнейшем на счете ОМС.
Доводы о том, что на этапе оказания медицинской помощи невозможно произвести разделение оказываемых медицинских услуг по источникам финансирования ("бюджет" или ОМС); формальное перераспределение фактических объемов оказанных услуг в пределах отчетного периода с учетом особенностей деятельности ГБУЗ ООД не повлекло нецелевого расходования денежных средств, не могут быть приняты во внимание.
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 4 раздела 3 Тарифных соглашений от 27.12.2019 (на 2020 год), от 30.12.2020 (на 2021 год) и от 30.12.2021 (на 2022 год) медицинская организация обязана вести раздельный учет средств ОМС, в том числе раздельное ведение бухгалтерского учета поступивших и израсходованных средств ОМС от других источников финансирования (бюджетного, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), а также по видам и условиям оказания медицинской помощи.
Таким образом, неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационных жалоб, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом конкретном случае, как посчитали суды, фактическое восстановление учреждением на счете средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению средств за счет иных источников, исключает возможность перечисления Учреждением данных средств в бюджет Фонда, поскольку означает не возврат их в соответствующий бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
Кроме того, суды, руководствуясь общими правовыми подходами к порядку назначения штрафных санкций, определенными Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.06.2009 N 11-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, исходя из принципа справедливости, соразмерности и пропорциональности установления правовой ответственности за нарушение, принимая во внимание социально-значимый характер деятельности медицинского учреждения в регионе, самостоятельное восстановление учреждением на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, сочли возможным снизить размер штрафа в десять раз, до 377 180 рублей 49 копеек.
Доводы Фонда о том, что установленный Законом N 326-ФЗ и Правилами N 108н порядок расчета штрафа не предусматривает возможность учета Фондом или судом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении штрафа, следовательно, расчет размера штрафа Фондом соответствует требованиям действующего законодательства и не подлежит снижению, не могут быть приняты во внимание, поскольку формальный подход к вопросу привлечения получателя средств ОМС к ответственности за совершение нарушения и наложения на него штрафа недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов, в том числе соразмерности и справедливости наказания.
...
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2023 г. N Ф02-3447/23 по делу N А19-17441/2022