город Иркутск |
|
31 июля 2023 г. |
Дело N А33-2587/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курочкиной И.А.,
судей: Железняк Е.Г., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" - директора Задирина В.В. (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт), Ядоменко И.В. (доверенность от 19.07.2021 N 1, паспорт, диплом), Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края - Беляева Н.А. (доверенность от 09.01.2023, паспорт, диплом), Правительства Красноярского края - Бакшта Д.А. (доверенность от 11.01.2022 N 3-0159, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепло" (ИНН 2456010986, ОГРН 1062456004775, далее - ООО "Тепло", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Назаровская ГРЭС" (ИНН 2460237901, ОГРН 1122468025690, далее - АО "Назаровская ГРЭС", ответчик) о взыскании 13 516 885 рублей 20 копеек задолженности по договору об оказании услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии и теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании) N 51 от 01.01.2015 за 2018-2021 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Красноярского края (ИНН 2466073907, ОГРН 1022402674744, далее - Правительство), Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099, далее - Министерство).
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2023 года, в удовлетворении иска отказано, в том числе с учетом пропуска истцом срока исковой давности за период январь - ноябрь 2018 года.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Тепло" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суду следовало проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле, на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу в порядке косвенного нормоконтроля; ответчик не возместил истцу реально понесенные в спорные периоды затраты на содержание сетей ввиду применения при расчетах за услуги по передаче тепловой энергии экономически необоснованного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; несоответствие установленного в спорный период норматива постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 подтверждается заключением проведенной ООО "Жилконсалтинг" по заказу истца экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Назаровская ГРЭС" с изложенными в ней доводами не согласилось, просило в удовлетворении жалобы отказать.
Правительство в представленном отзыве указало на законность и обоснованность принятых судебных актов по настоящему делу.
В судебном заседании представители ООО "Тепло" поддержали доводы кассационной жадобы и дополнения к ней, представитель Правительства отклонил доводы общества по мотивам, приведенным в отзыве, представитель Министерства поддержал позицию Правительства.
АО "Назаровская ГРЭС" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование теплосетевой организации о взыскании недоплаты за фактический объем транспортированного тепла и не учтенного нормативом потребления коммунальной услуги (ввиду его экономической необоснованности) за 2018 - 2021 годы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между АО "Назаровская ГРЭС" (заказчик) и ООО "Тепло" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии и теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании) N 51 от 01.01.2015, согласно пункту 1.1 которого исполнитель обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии (далее - энергию) в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии и теплоносителя, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги на условиях, предусмотренных договором.
В силу пункта 1.2. договора заказчик поставляет энергию и теплоноситель, а исполнитель оплачивает заказчику стоимость энергии и теплоносителя в целях компенсации фактических потерь энергии и теплоносителя, возникающих в процессе их передачи по сетям исполнителя в порядке и сроки предусмотренных договором.
Согласно пункту 3.1.1 договора заказчик обязан производить оплату оказанных услуг по передаче энергии и теплоносителя в порядке и сроки, оговоренные в разделе 4 договора.
По пункту 4.3.1 договора до установки приборов учета в точках приема-передачи энергии и теплоносителя фактический объем оказанных исполнителем услуг по передаче энергии и теплоносителя потребителям определяется как суммарное количество энергии и теплоносителя, фактически полученное потребителями, непосредственно присоединенными к сетям и энергетическому оборудованию исполнителя. Фактическое количество полученной потребителями энергии и теплоносителя определяется заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенными с потребителями договорами (в том числе по нормативам потребления).
Из пункта 6.1.4 договора следует, что оплата услуг исполнителя по договору производится заказчиком ежемесячно на основании подписанного сторонами акта об оказании услуг и счета-фактуры - до 20 числа месяца, следующего за отчетным. При осуществлении оплаты оказанных услуг по передаче энергии и теплоносителя заказчик уменьшает подлежащую оплате сумму на величину стоимости энергии и теплоносителя, указанную в зачете однородных требований согласно пункту 6.2.6 договора.
Согласно пункту 6.2.8 договора сверхнормативные потери энергии и теплоносителя предъявляются к оплате исполнителю один раз в год. Годовая величина сверхнормативных потерь энергии и теплоносителя включается в счет-фактуру и акт приема-передачи за декабрь.
Сторонами не оспаривается, что истец в спорный период являлся теплосетевой организацией, владел тепловыми сетями, оказывал услуги по передаче тепловой энергии потребителям, акты оказанных услуг по договору от 01.01.2015 N 51 за 2018 - 2021 годы подписаны сторонами без разногласий, оплата оказанных услуг по транспортировке тепловой энергии за спорный период произведена заказчиком.
Вместе с тем, полагая, что оплаченный в 2018-2021 годах заказчиком объем услуг по договору не соответствует фактическим объемам оказанных истцом услуг (количество фактического потребленной населением тепловой энергии превышает объемы, определенные по нормативам потребления), истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по договору N 51 от 01.01.2015 за 2018 - 2021 годы в сумме 13 516 885 рублей 20 копеек.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из их необоснованности, в том числе в связи с пропуском истцом срока исковой давности за период январь - ноябрь 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного между теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
В силу части 2 названной статьи по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Согласно пункту 4.3.1 заключенного сторонами договора до установки приборов учета в точках приема-передачи энергии и теплоносителя фактический объем оказанных исполнителем услуг по передаче энергии и теплоносителя потребителям определяется как суммарное количество энергии и теплоносителя, фактически полученное потребителями, непосредственно присоединенными к сетям и энергетическому оборудованию исполнителя. Фактическое количество полученной потребителями энергии и теплоносителя определяется заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенными с потребителями договорами (в том числе по нормативам потребления).
Судами установлено, что акты оказанных по договору услуг за период 2018- 2021 года подписаны сторонами без разногласий; определение объема оказанных исполнителем услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по договору осуществлялось сторонами в соответствии с действующим законодательством, пунктом 4.3.1 спорного договора (в соответствии с заключенными с потребителями договорами и по нормативам потребления в случаях отсутствия у потребителей приборов учета); услуги по транспортировке тепловой энергии и теплоносителя оплачены ответчиком в полном объеме.
В обоснование настоящего иска истец ссылается на то, что примененные в расчетах нормативы являются, по его мнению, экономически необоснованными.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Как установлено пунктом 14 Правил N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Судами установлено, что ранее действовавшие и действующие в настоящее время нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории г. Назарово, утвержденные постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2015 N 217-п (признан утратившим силу с 01.01.2021); приказом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04.12.2020 N 14-36н, соответственно, в установленном порядке не оспорены, недействующими не признаны.
При таких обстоятельствах, с учетом порядка определения объема оказанных услуг по транспортировке тепловой энергии потребителям до установки приборов учета, определенного в договоре соглашением сторон, суды не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонены со ссылкой на установленные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, при оценке которых правила главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами соблюдены.
Изложенные повторно в кассационной жалобе доводы повторяют приведенную при рассмотрении дела правовую позицию истца и по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Курочкина |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного между теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
...
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Как установлено пунктом 14 Правил N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме составляет не менее 3 лет. Указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2023 г. N Ф02-3473/23 по делу N А33-2587/2022