город Иркутск |
|
03 августа 2023 г. |
Дело N А10-2905/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Белоглазовой Е.В., Кушнаревой Н.П.
при ведении протокола и обеспечении использования систем видеоконференц-связи помощником судьи Сковородиным А.С.
при участии в заседании присутствовавшего в зале судебных заседаний суда округа представителя общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" Зинюк А.Ю. (доверенность от 23.05.2023) и посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия представителя комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ Тынтуевой Т.М. (доверенность от 26.06.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, г. Улан-Удэ, далее также - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, г. Москва, далее также - ООО "Т2 Мобайл", общество, ответчик) об обязании в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения освободить часть земель кадастрового квартала 03:24:022163 площадью 10 кв. м, расположенную по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, вблизи сквера "Радуга", путем демонтажа установленного антенно-мачтового сооружения.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено муниципальное автономное учреждение "Дирекция по паркам культуры и отдыха г. Улан-Удэ" (далее также - третье лицо).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт.
В поданной жалобе комитет выразил несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по освобождению земельного участка. По утверждению комитета, суды не учли факт предоставления земельного участка, в границах которого размещено антенно-мачтовое сооружение ответчика, в постоянное (бессрочное) пользование третьему лицу, что, по его мнению, является основанием для прекращения разрешения на размещение этого сооружения.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика в представленном отзыве и устных пояснениях указал на несостоятельность доводов комитета, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третье лицо своих представителей в заседание не направило, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 19 июня 2023 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьего лица.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением от 13.08.2021 N 2691-РО комитет согласовал обществу "Т2 Мобайл" размещение на земельном участке площадью 44 кв. м с условным номером 03:24:022163:ЗУ1 из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеющем местоположение: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, вблизи сквера "Радуга", сроком на пять лет объекта, относящегося к линиям связи, линейно-кабельным сооружениям связи или иным сооружениям связи высотой 28 м, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
На указанном земельном участке ООО "Т2 Мобайл" возвело антенно-мачтовое сооружение связи высотой 28 метров.
Впоследствии распоряжением от 29.12.2021 N РО-22 комитет отменил ранее вынесенное распоряжение от 13.08.2021 N 2691-РО, указав на расположение принадлежащего ответчику сооружения в границах детского сквера "Радуга" в непосредственной близости с детской площадкой, что приводит к невозможности использования территории сквера в связи с нарушением требований безопасности.
Ссылаясь на то, что, несмотря на прекращение действия распоряжения от 13.08.2021 N 2691-РО, ответчик не демонтировал установленное сооружение и не освободил земельный участок, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела комитет в качестве основания для освобождения ответчиком занимаемого земельного участка сослался также на предоставление им 17.05.2022 земельного участка с кадастровым номером 03:24:022163:1031, в границах которого размещено принадлежащее ответчику сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование МАУ "Дирекция по паркам культуры и отдыха г. Улан-Удэ".
Отказывая в удовлетворении предъявленного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39.33, 39.36, 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 45, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и исходил из отсутствия правовых оснований для обязания ответчика освободить земельный участок.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 Земельного участка Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпунктом 4 пункта 2 этой статьи).
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений и устранению других земельных правонарушений.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в пункте 11 которого указаны линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
На территории Республики Бурятия действует Порядок и условия размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.06.2015 N 308 (далее также - Порядок).
Согласно пункту 2 этого Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками.
В пункте 10 Порядка предусмотрены случаи прекращения действия решения о размещении объекта. В частности, действие решения о размещении объекта прекращается: в связи с истечением срока размещения и эксплуатации объектов; если размещение объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием; при обращении заявителя о прекращении действия решения о размещении объекта; в случае предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
В рассматриваемом случае спорное антенно-мачтовое сооружение размещено ответчиком на земельном участке на основании вынесенного комитетом распоряжения от 13.08.2021 N 2691-РО. Проверив указанное распоряжение, суды установили, что оно вынесено в соответствии с требованиями статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, названного выше Порядка, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82, Правил благоустройства территорий городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 N447-42, Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута", утвержденного постановлением администрации г. Улан-Удэ от 13.10.2016 N 312. Судами также установлено, что при выдаче разрешения был проведен анализ испрашиваемого земельного участка и предполагаемого к установке на нем сооружения связи.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, комитет сослался на отмену указанного распоряжения от 13.08.2021 N 2691-РО ввиду расположения антенно-мачтового сооружения в границах детского сквера "Радуга", что, по мнению комитета, приводит к невозможности использования территории сквера в связи с нарушением требований безопасности. Кроме того, комитет также указал на предоставление им 17.05.2022 земельного участка с кадастровым номером 03:24:022163:1031, в границах которого размещено принадлежащее ответчику сооружение, в постоянное (бессрочное) пользование МАУ "Дирекция по паркам культуры и отдыха г. Улан-Удэ".
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем в ходе рассмотрения дела комитет не представил каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов о том, что расположение антенно-мачтового сооружения ответчика в границах детского сквера "Радуга" приводит к невозможности использования территории этого сквера либо нарушает требования безопасности.
Общество "Т2 Мобайл", напротив, представило в материалы дела выданное управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия санитарно-эпидемиологическое заключение от 01.12.2021 N 03.БЦ.10.000.Т.000437.12.21, подтверждающее, что размещение обществом базовой станции сети сотовой подвижной связи по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, вблизи сквера "Радуга" соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Суды также установили, что размещение ответчиком антенно-мачтового сооружения не нарушает требований градостроительных регламентов соответствующей территориальной зоны и ограничений, связанных с наличием зоны с особыми условиями использования территорий.
В этой связи, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы участвующих в деле лиц, положенные ими в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно исходили из отсутствия оснований для возложения на ООО "Т2 Мобайл" обязанности демонтировать спорное сооружение связи.
При этом в силу установленных обстоятельств сама по себе отмена комитетом распоряжения от 13.08.2021 N 2691-РО позднее вынесенным распоряжением от 29.12.2021 N РО-22 не влечет отпадение оснований для размещения этого сооружения (абзац тринадцатый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что 17.05.2022 комитет передал земельный участок с кадастровым номером 03:24:022163:1031, в границах которого размещено сооружение связи ответчика, в постоянное (бессрочное) пользование МАУ "Дирекция по паркам культуры и отдыха г. Улан-Удэ", также в данном случае не свидетельствует об утрате ответчиком оснований для размещения этого сооружения.
По смыслу положений пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 принятого в соответствии с ним Порядка и условий размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.06.2015 N 308, основанием прекращения возможности размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является предоставление этих участков гражданам или юридическим лицам, которые будут использовать их для своих нужд и в своих собственных интересах. В настоящем случае земельный участок, на котором расположен детский сквер "Радуга", передан комитетом на праве постоянного (бессрочного) пользования МАУ "Дирекция по паркам культуры и отдыха г. Улан-Удэ", одной из уставных целей деятельности которого является осуществление полномочий по обустройству мест массового отдыха населения, относящегося к вопросам местного значения городского округа (пункт 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Соответственно, названное учреждение продолжит использовать соответствующий земельный участок (территорию сквера "Радуга") в соответствии с его назначением, что само по себе не предполагает утрату ответчиком оснований для размещения спорного сооружения.
С учетом изложенного суд первой инстанции и апелляционный суд правомерно отказали в удовлетворении требования комитета.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
В целом доводы, изложенные комитетом в кассационной жалобе, по существу выражают его несогласие с установленными судами обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 принятого в соответствии с ним Порядка и условий размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.06.2015 N 308, основанием прекращения возможности размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является предоставление этих участков гражданам или юридическим лицам, которые будут использовать их для своих нужд и в своих собственных интересах. В настоящем случае земельный участок, на котором расположен детский сквер "Радуга", передан комитетом на праве постоянного (бессрочного) пользования МАУ "Дирекция по паркам культуры и отдыха г. Улан-Удэ", одной из уставных целей деятельности которого является осуществление полномочий по обустройству мест массового отдыха населения, относящегося к вопросам местного значения городского округа (пункт 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Соответственно, названное учреждение продолжит использовать соответствующий земельный участок (территорию сквера "Радуга") в соответствии с его назначением, что само по себе не предполагает утрату ответчиком оснований для размещения спорного сооружения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 августа 2023 г. N Ф02-3503/23 по делу N А10-2905/2022
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3503/2023
04.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4105/2022
16.02.2023 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2905/2022
31.08.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4105/2022