город Иркутск |
|
04 августа 2023 г. |
Дело N А10-2016/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Клепиковой М.А., Курочкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стогней Т.В.,
при участии представителя акционерного общества "Теплоэнерго" Фабричной А.В. (доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом), представителя Министерства финансов Республики Бурятия Селиной Е.В. (доверенность от 28.12.2022, служебное удостоверение, диплом), представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Сулаева В.Н. (доверенность от 09.01.2023, служебное удостоверение, диплом), представителя администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Цыденова Д.Б. (доверенность от 19.01.2023, служебное удостоверение, диплом), представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Бурюхаева Э.П. (доверенность от 19.07.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу акционерного общества "Теплоэнерго" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоэнерго" (ОГРН 1093818001375, ИНН 3818026815, далее - АО "Теплоэнерго", истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892, далее - Минфин Республики, ответчик) о взыскании за счет казны Республики Бурятия 46 034 070 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия (ОГРН 1020300973208, ИНН 0326002067, далее - РСТ Республики Бурятия, орган тарифного регулирования), Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709, далее - Минстрой Республики Бурятия), администрация муниципального образования "Город Северобайкальск" (ОГРН 1020300796196, ИНН 0322002732), администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280).
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод судов о том, что мерами тарифного регулирования истцу возмещены понесенные им убытки, поскольку в протоколе заседания коллегии РСТ Республики Бурятия N 2/4 от 15.03.2022, приказе РСТ Республики Бурятия N 2/4 от 15.03.2022 отсутствует информация о включении в размер необходимой валовой выручки истца при установлении ему тарифов на 2023 год расходов, понесенных истцом в 2020 году на формирование нормативного эксплуатационного запаса топлива. Кроме того, заявитель оспаривает вывод судов о недоказанности несения им расходов на формирование нормативного эксплуатационного запаса топлива в размере 46 034 070 рублей.
Ответчик и третьи лица РСТ Республики Бурятия, администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в отзывах просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании 25.07.2023 представитель истца Фабричный А.И. поддержал доводы кассационной жалобы и дополнения к ней; представители ответчика и третьих лиц Селина Е.В., Сулаев В.Н., Бурюхаев Э.П., Цыденов Д.Б. возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 25.07.2023, объявлен перерыв до 09 часов 00 минут 01.08.2023.
От истца, ответчика и третьего лица РСТ Республики Бурятия поступили дополнительные пояснения относительно доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании 01.08.2023 представитель истца поддержала доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, представители ответчика и третьих лиц возражали против удовлетворения жалобы.
Администрация муниципального образования "Город Северобайкальск" о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в суд округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в ее отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, дополнении к ней, отзывах и дополнительных пояснениях, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказами Минстроя Республики Бурятия N 06-пр9/20 от 15.01.2020, N 06-пр216/20 от 29.09.2020 утверждены нормативы запасов топлива на котельных АО "Теплоэнерго" на 2020 и 2021 годы:
23,929 тыс.тонн бурого угля в качестве нормативного эксплуатационного запаса топлива, 0,595 тыс.тонн бурого угля в качестве неснижаемого нормативного запаса топлива, всего 24,518 тыс.тонн.
Истец осуществлял теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей г. Северобайкальска Республики Бурятия; 20.06.2017 между муниципальным образованием "Город Северобайкальск", муниципальным предприятием "Жилищник" (концедент), Правительством Республики Бурятия (субъект) и АО "Теплоэнерго" (концессионер) заключено концессионное соглашение на проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, право собственности на который принадлежит концеденту; на теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом соглашения и (или) предназначенного для использования.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 18.12.2020 N 2/118 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей АО "Теплоэнерго" в муниципальном образовании "Город Северобайкальск" на 2021-2025 годы.
При установлении тарифов органом тарифного регулирования не были учтены расходы истца за 2020 год на формирование нормативного эксплуатационного запаса топлива. В этой связи апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2021 года по административному делу N 3а-43/2021 приказ РСТ Республики Бурятия от 18.12.2020 N 2/118 признан недействующим с даты его принятия. На РСТ Республики Бурятия возложена обязанность принять заменяющий данный приказ нормативный правовой акт.
15.03.2022 РСТ Республики Бурятия во исполнение указанного судебного акта приняла заменяющий приказ N 2/4 от 15.03.2022. Согласно протоколу заседания коллегии РСТ Республики Бурятия N 2/4 от 15.03.2022, в необходимую валовую выручку истца на 2021 год включены в качестве выпадающих доходов расходы на формирование нормативного эксплуатационного запаса топлива, которые в связи с невозможностью предъявления потребителям требований об оплате за ресурс за прошедший 2021 год подлежат учету в составе необходимой валовой выручки на 2023 год тарифного регулирования.
В обоснование размера расходов на формирование нормативного эксплуатационного запаса топлива в материалы дела представлены договоры купли-продажи, счета-фактуры, товарные накладные о покупке топлива.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 марта 2022 года по делу N А10-2447/2020 концессионное соглашение, заключенное в 2017 году между муниципальным образованием "Город Северобайкальск", муниципальным предприятием "Жилищник", Правительством Республики Бурятия и АО "Теплоэнерго", расторгнуто, в связи с существенным нарушением концессионером условий соглашения.
Ссылаясь на то, что принятыми органом тарифного регулирования мерами на 2023 год убытки истца не могут быть компенсированы по причине утраты статуса ресурсоснабжающей организации в связи с расторжением концессионного соглашения, истец обратился в суд с настоящим иском.
При принятии решения и постановления суды руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации; положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основ ценообразования, Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э); разъяснениями, приведенными в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление N 63), и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По смыслу статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, для наступления ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер причиненных убытков.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования N 1075, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 7 Постановления N 63, в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права.
Разрешая спор, суды установили, что приказ РСТ Республики Бурятия от 18.12.2020 N 2/118 об установлении истцу тарифов на тепловую энергию на 2021-2025 годы признан в судебном порядке недействующим по причине того, что при установлении тарифов органом тарифного регулирования не были учтены расходы истца на формирование нормативного эксплуатационного запаса топлива. Вместе с тем, суды установили, что впоследствии приказом РСТ Республики Бурятия N 2/4 от 15.03.2022 на основании протокола заседания коллегии N 2/4 от 15.03.2022 орган тарифного регулирования исполнил судебный акт суда общей юрисдикции путем корректировки размера необходимой валовой выручки на 2021 год, включив в нее затраты истца на формирование нормативного эксплуатационного запаса топлива, которые в качестве выпадающих доходов подлежат учету при корректировке тарифов на последующий период регулирования - 2023 год.
Выводы судов о возможности компенсации имущественных потерь регулируемой организации путем их учета в следующих периодах регулирования соответствует нормам материального права - пункту 13 Основ ценообразования N 1075 и разъяснениям, приведенным в пункте 7 Постановления N 63.
Наряду с этим, по результатам совокупной оценки доказательств суды установили наличие в спорном периоде сверхнормативного расхода топлива, не относящегося к нормативному запасу, и отсутствие доказательств, подтверждающих наличие объема приобретенного топлива на формирование нормативного эксплуатационного запаса на дату утраты истцом статуса ресурсоснабжающей организации, а также доказательств, подтверждающих разграничение объема приобретенного топлива исходя из целей его использования (определением от 24 мая 2022 года истцу предлагалось предоставить указанные доказательства).
Кроме того, суды учли, что АО "Теплоэнерго" прекратило осуществлять регулируемую деятельность по теплоснабжению потребителей г. Северобайкальска в 2022 году в связи с расторжением концессионного соглашения по вине истца. Так, при рассмотрении дела N А10-2447/2020 суд установил невыполнение истцом мероприятий по реконструкции объектов, указанных в концессионном соглашении и инвестиционной программе; ненадлежащее исполнение концессионером принятых на себя обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, что привело к созданию ситуации угрозы срыва отопительного сезона. При таких конкретных обстоятельствах, установленных судами, суд округа не может согласиться с доводами заявителя кассационной жалобы.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Иное толкование положений примененных судами норм материального права и иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 13 Основ ценообразования N 1075, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 7 Постановления N 63, в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права.
...
Выводы судов о возможности компенсации имущественных потерь регулируемой организации путем их учета в следующих периодах регулирования соответствует нормам материального права - пункту 13 Основ ценообразования N 1075 и разъяснениям, приведенным в пункте 7 Постановления N 63."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 августа 2023 г. N Ф02-3905/23 по делу N А10-2016/2022