город Иркутск |
|
09 августа 2023 г. |
Дело N А19-17238/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей акционерного общества "Восточно-Сибирское речное пароходство" - Монгуш С.В., Раменской Т.М. (доверенности, дипломы о высшем юридическом образовании), Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области - Панова Э.В. (доверенность, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Восточно-Сибирское речное пароходство" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Восточно-Сибирское речное пароходство" (ОГРН 1023801011926, ИНН 3800000340, далее - АО "ВСРП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - министерство, уполномоченный орган) с заявлением о признании незаконным решения, выраженного в письме от 23.05.2022 N 02-66-3216/22.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежало применению решение Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов "О некоторых неотложных мерах по улучшению экологической обстановки на реке Ангара, Братском и Усть-Илимском водохранилищах" от 14.04.1989 N 172 (далее - решение исполкома N 172), поскольку регулирование соответствующих правоотношений отнесено к ведению Российской Федерации.
При этом содержание указанного выше решения, по мнению заявителя, касается ограничения добычи песчано-гравийных пород (далее - ПГП) только из русла реки Ангара на участке от 0 - 70 км, однако испрашиваемый обществом участок недр не относится к руслу реки Ангара, что подтверждается заключением ООО "ЦЭИиМ", представленным в материалы дела.
Кроме того, министерство не является органом, в полномочия которого входит рассмотрение заявок на включение участка недр в перечень участков недр местного значения.
Также в кассационной жалобе указано, что рассматриваемый участок недр не входит в границы какой-либо природоохранной территории и не имеет природоохранного статуса; доказательств негативного воздействия на орнитологическую обстановку в Иркутской области от деятельности на указанном участке недр не представлено; ответы на запросы министерства не являются заключениями или экспертизами, носят предположительный характер, не могут являться основанием для запрета на добычу ПГП; до получения испрашиваемого участка в пользование и лицензии на осуществление рассматриваемой деятельности проведение оценки негативного воздействия на окружающую среду не предусмотрено; добыча общераспространенных полезных ископаемых не является предметом государственной экологической экспертизы.
Нахождение испрашиваемого участка недр в экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории не является препятствием для осуществления деятельности по добыче ПГП.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д. 1а, 22а), информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru).
Министерство в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители АО "ВСРП" и уполномоченного органа поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.11.2021 АО "ВСРП" обратилось в министерство с заявкой о включении участка недр "Голуторовский язык-2", расположенного в Иркутском районе в 1,0-1,5 км на восток от промышленной зоны г. Ангарска (о. Никольский) (далее также - участок недр), в перечень участков недр местного значения для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Вид общераспространенного полезного ископаемого - ПГП.
К заявке приложен перечень документации, установленной пунктом 5 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 N 428 (далее - Порядок N 428).
Министерством направлены запросы в органы государственной власти, указанные в пункте 9 Порядка N 428.
На основании поступивших ответов письмом от 23.05.2022 N 02-66-3216/22 обществу отказано во включении испрашиваемого участка недр в перечень участков недр местного значения на основании подпункта 2 пункта 10 Порядка N 428.
Министерство сослалось на нахождение участка недр в границах Байкальской природной территории (Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", далее - Закон N 94-ФЗ) и в границах ключевой орнитологической территории России "Исток и верхнее течение р. Ангара".
Также министерство сослалось на установленное решением исполкома N 172 ограничение добычи песчано-гравийной смеси из русла и островов р. Ангары на участке от 0 до 70 км от плотины Иркутской ГЭС за исключением дноуглубительных и выправительных работ для обеспечения судоходных условий, а также на приложение N 2 к указанному документу об объемах добычи ПГП из действующих карьеров.
В письме также имеется ссылка на результаты совещания при заместителе председателя Правительства Иркутской области по вопросу добычи общераспространенных полезных ископаемых в нижнем бьефе Иркутской ГЭС (протокол от 11.04.2012 N 50-69-61/2), по результатам которого единогласно принято решение о продолжении мер, направленных на улучшение экологической обстановки на р. Ангаре, в том числе - ограничение добычи ПГП.
Полагая, что отказ министерства о включении участка недр "Голуторовский язык-2" в перечень участков недр местного значения для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы АО "ВСРП", данное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку отказ уполномоченного органа правомерен.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены судебных актов на основании следующего.
Согласно пункту 3 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Порядок N 428 разработан в соответствии со статьей 2.3 Закона N 2395-1 и регламентирует процедуру подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании перечней участков недр местного значения (пункт 1 Порядка N 428).
Министерство является уполномоченным на территории Иркутской области исполнительным органом государственной власти по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе по подготовке перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, расположенных на территории Иркутской области, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (пункт 1, подпункт 49 пункта 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 392/171-пп).
Следовательно, министерство является органом, уполномоченным на принятие решения об отказе во включении участка недр в проект перечня участков недр местного значения в соответствии с пунктами 10, 11 Порядка N 428.
Согласно подпункту 2 пункта 10 Порядка N 428 основанием для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения является запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона N 2395-1.
В силу статьи 8 Закона N 2395-1 пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, а пользование недрами на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны их территорий.
Так, пунктом 19 решения исполнительного комитета N 172 установлен запрет добычи песчано-гравийной смеси только из русла реки Ангары на участке от 0 до 70 км.
Кроме того, пунктом 20 указанного решения исполнительного комитета и приложением N 2 к нему предусмотрено ограничение добычи песчано-гравийной смеси в объеме не более 3 млн. куб. м на шести островах реки Ангары (включая рассматриваемый остров Никольский) на участке от 0 до 135 км, а также определено к 2000 году сократить добычу с указанного речного участка до 0,5 млн куб. м за счет освоения материковых и глубоководных участков на Братском водохранилище.
Данное решение исполнительного комитета принято в пределах предоставленных ему полномочий, предусмотренных пунктами 6, 7 статьи 19, статей 39, 42, 45 Закона РСФСР от 20.11.1980 "О краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР", оснований для его неприменения, предусмотренных абзацем 2 пункта 4.1 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 10 статьи 41 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", не усматривается, поскольку замещающий акт, регулирующий соответствующие правоотношения, по рассматриваемому вопросу на федеральном уровне не принят.
Более того, судами установлено и обоснованно принято во внимание, что министерству в соответствии с пунктом 9 Порядка N 428 в порядке информационного обмена поступили ответы администрации Ангарского городского округа, Федерального агентства по рыболовству Байкальского филиала ФГБУ "ВНИРО", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Иркутского отделения Союза охраны птиц России, согласно которым:
- в соответствии с Генеральным планом Ангарского городского округа ниже по течению р. Ангара имеется водозаборное сооружение, используемое для питьевого/хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Ангарска, при этом ПГП - природный ресурс, который является естественным фильтром для очистки подземных вод, при уменьшении запасов которого вода будет очищаться ненадлежащим образом, качество питьевой воды может значительно ухудшиться вплоть до ее исчезновения из водозаборных колонок; право на чистую питьевую воду является конституционным правом граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду;
- исток р. Ангара и ее верхнее течение обладают большой ценностью в экосистеме озера Байкал, а также имеют большое международное значение для сохранения видового биологического разнообразия; при добыче общераспространенных полезных ископаемых, приуроченных к островам и пойме водотоков, оказывается негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания; при разработке островных месторождений на границе с урезом воды наблюдается повышение мутности и загрязнение водного объекта, изменение качества воды, нерестилищ и зимовальных ям. При залитии поймы, на которой осуществляется отработка пойменных местрождений ПГП, происходит размыв нарушенных грунтов с переотложением минеральной взвеси легкоразмываемой фракции на поверхности поймы, а также их выносом в русло водотока, при этом будет происходить повышение мутности воды на прилегающих участках русла; при определенной интенсивности этого фактора в зоне повышенной мутности воды происходит нарушение условий нагула и нереста рыб;
- участок недр "Голуторовский язык-2" находится в границах ключевой орнитологической территории (КОТР) "Исток и верхнее течение реки Ангара", лежащей на магистральном направлении весенних и осенних миграций птиц;
это район наиболее частых регистраций дальних залетов птиц, в котором отмечается общее видовое богатство птиц на данной территории, а скопления птиц могут быть значительными, особенно осенью, в период осенней миграции (август - ноябрь) и в раннезимний период. Одну из главных опасностей для данной территории представляет ее промышленное освоение, что связано с физическим уменьшением площади тех участков, которые используются птицами для кормежки и отдыха, а для некоторых и гнездования, что влечет превращение ландшафтов на этих участках из естественных и близких к естественным в техногенные;
- расширение территории добычи ПГП на Большом (Никольском) острове представляется нежелательным, так как может ухудшить условия обитания редких видов птиц за счет прямого уничтожения их мест обитания.
Судами установлено, что из материалов дела следует наличие на участке недр местного значения "Голуторовский язык-2" признаков явных негативных экологических последствий от техногенного и антропогенного воздействия на природную среду из-за осуществляемой ранее хозяйственной деятельности, выражающихся в нарушении растительного и почвенного покрова поймы, укорочении длины протоки Голуторовской, что свидетельствует о необходимости исключить негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Включение в перечень участков недр местного значения "Голуторовский язык-2" не отвечает целям и принципам государственной и региональной экологической политики, не способствует предотвращению негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности и не обеспечивает соответствие деятельности субъектов экономики законодательным и другим нормативным требованиям в области обеспечения экологической безопасности в области охраны окружающей среды.
Нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что, как верно установил суд первой инстанции, рассматриваемый участок недр находится в пределах Байкальской природной территории (пункт 1 статьи 2 Закона N 94-ФЗ), что согласуется и с графическим описанием местоположения границы Байкальской природной территории (Иркутская область, МСК-38, зона 3), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2022 N 243-р.
При этом в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы (статья 5 Закона N 94-ФЗ)
На основании вышеизложенного, суды пришли к верному выводу о том, что отказ министерства, формализованный в письме от 23.05.2022 N 02-66-3216/22, принят в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка N 428 и является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о допущенных судами нарушениях норм материального права судом округа рассмотрены и подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права самим АО "ВСРП".
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что, как верно установил суд первой инстанции, рассматриваемый участок недр находится в пределах Байкальской природной территории (пункт 1 статьи 2 Закона N 94-ФЗ), что согласуется и с графическим описанием местоположения границы Байкальской природной территории (Иркутская область, МСК-38, зона 3), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2022 N 243-р.
При этом в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы (статья 5 Закона N 94-ФЗ)
На основании вышеизложенного, суды пришли к верному выводу о том, что отказ министерства, формализованный в письме от 23.05.2022 N 02-66-3216/22, принят в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка N 428 и является законным и обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2023 г. N Ф02-3818/23 по делу N А19-17238/2022