город Иркутск |
|
16 августа 2023 г. |
Дело N А33-20301/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края, представителей Министерства финансов Красноярского края - Закирьян М.С. (доверенность от 09.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании, явилась в суд округа), Стпрельцовой Т.Е. (доверенность от 09.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании), а также Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю - Стебаковой Н.В. (доверенность от 20.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Красноярского края решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 января 2023 года по делу N А33-20301/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство финансов Красноярского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - Управление, казначейство) о признании недействительным представления от 29.04.2022 N 19-24-12/1995.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 января 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2023 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что основания для признания его нарушившим условия реструктуризации отсутствуют, поскольку действия по своевременному предоставлению в Министерство финансов Российской Федерации информации о выполнении условий соглашений были совершены.
Вывод представления о нарушении пункта 3 статьи 93.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при рассмотрении не доказан.
Кроме того, казначейство не наделено правом начислять спорные пени, указанную ответственность может применять только Министерство финансов Российской Федерации. Мера ответственности в виде начисления пени в сумме 5 000 рублей за каждый день нарушения обязательства несоразмерна вменяемому нарушению, так как не учитывает все фактические обстоятельства дела, не отвечает принципу справедливости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т. 1 л.д. 4, 5, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет").
В возражениях на кассационную жалобу Управление просило оставить принятые по делу судебные акту без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители министерства и казначейства поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и возражений на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказом от 02.02.2022 N 49 (с учетом изменений, внесенных приказами от 23.03.2022 N 142, от 23.03.2022 N 143) на основании поручения Федерального казначейства от 28.01.2022 N 17-02-11/1715, в отношении министерства была проведена внеплановая выездная проверка по вопросу выполнения субъектом Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в органах государственной власти субъекта Российской Федерации.
В ходе контрольного мероприятия, результаты которого отражены в акте выездной проверки от 30.03.2022, установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 93.8 БК РФ, подпункта "г" пункта 14 Правил проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2015 N 292 (далее - Правила N 292), министерством не соблюдено условие реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее также - реструктуризация) по ежегодному представлению, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, до полного погашения задолженности по бюджетным кредитам в Министерство финансов Российской Федерации информации о выполнении условий реструктуризации
Информация от министерства о выполнении условий реструктуризации направлена и поступила 22.12.2021, то есть на 234 дня позже даты, установленной Правилами N 292.
Согласно пункту 15 Правил N 292, пунктам 6 дополнительных соглашений от 28.12.2018 N 3 к соглашениям от 29.06.2010 N 01-01-06/06-230, от 29.09.2011 N 01-01-06/06-372 о предоставлении бюджету Красноярского края из федерального бюджета бюджетного кредита для строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), сумма пени за просрочку исполнения обязательств по предоставлению в установленный срок информации о выполнении условий реструктуризации составила 1 170 000 рублей (234 дня * 5 000 рублей).
Копия акта вручена представителю министерства 30.03.2022.
По итогам проверки в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 БК РФ, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, казначейством в адрес министерства вынесено представление от 29.04.2022 N 19-24-12/1995, которым министерству предложено принять меры по начислению и уплате пени за неисполнение обязательств по предоставлению в установленный срок информации о реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, а также по устранению причин и условий нарушений в срок не позднее 270 календарных дней с даты получения представления. Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, нужно представить в казначейство не позднее 5 дней с даты исполнения представления.
Полагая, что указанное выше представление нарушает права министерства и не соответствует действующему законодательству, указанное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности и наличия правовых оснований для вынесения Управлением оспариваемого представления, отсутствия нарушения прав и законных интересов министерства.
Суд округа полагает решение и постановление подлежащими оставлению без изменения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.8 БК РФ денежные обязательства (задолженность по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием могут быть урегулированы следующими способами: 1) основанные на соглашении изменение условий исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), связанное с изменением сроков (в том числе с предоставлением отсрочки или рассрочки) исполнения денежного обязательства (погашения задолженности по нему), изменение величины процентов за пользование денежными средствами и (или) иных платежей; 2) основанное на соглашении прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающее иной предмет или способ исполнения; 3) иные способы, предусмотренные бюджетным и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанной статьи правила (основания, условия и порядок) реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием устанавливаются соответственно актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации или уполномоченных ими финансовых органов соответствующего публично- правового образования, которые вправе устанавливать дополнительные условия реструктуризации денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед соответствующим публично-правовым образованием, в том числе критерии, которым должны соответствовать должники, имеющие право на реструктуризацию денежных обязательств (задолженности по денежным обязательствам) перед публично-правовым образованием.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 14 Правил N 292 реструктуризация проводится при условии принятия должником обязательства ежегодно, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, до полного погашения задолженности по бюджетным кредитам представлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о выполнении условий реструктуризации.
В случае неисполнения должником указанного выше обязательства должник уплачивает пени в размере 5 тысяч рублей за каждый день просрочки его исполнения (пункт 15 Правил N 292).
Правильно применив изложенное выше правовое регулирование, а также пункт 2.1 статьи 266.1, пункты 1-2 статьи 269.2, пункт 2 статьи 270.2 БК РФ, Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", Положение об Управлении Федерального казначейства по Красноярскому краю, утвержденное приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316, учитывая содержание соглашений о предоставлении бюджетных кредитов и дополнительных соглашений к ним, по результатам всестороннего исследования и анализа представленных доказательств в их совокупности и взаимной связи судами верно установлено и подтверждается материалами дела исполнение министерством обязанности по представлению в Министерство финансов Российской Федерации информации о выполнении условий реструктуризации за 2020 год с нарушением срока - 22.12.2021, что является законным основанием для начисления пени в порядке, установленном пунктом 15 Правил N 292.
Суд округа соглашается с мнением судов первой и апелляционной инстанций о том, что при надлежащем исполнении условий соглашений заявитель имел возможность проконтролировать факт отправки отчета в адрес кредитора и убедиться в его надлежащем получении (проявив осмотрительность выявить факт отсутствия отправки и неполучения информации кредитором), что, однако, министерством сделано не было. Как верно указано судами, формирование отчета и подписание его электронной подписью 19.02.2021 не свидетельствует о его направлении в соответствии с подпунктом "г" пункта 14 Правил N 292 в установленный срок в отсутствие доказательств отправки и вручения указанному лицу.
Суды обоснованно не усмотрели, что обстоятельства допущенного нарушения позволяют на законных основаниях снизить размер пени, установленной нормативным правовым актом, в том числе по мотиву ее явной несоразмерности существу допущенного нарушения.
Поскольку соблюдение условий реструктуризации включено поручением Федерального казначейства от 28.01.2022 N 17-02-11/1715 в предмет проверки на основании поручения Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2022 N 06-09-05/1827 (т.1 л.д.59-62), территориальный орган Федерального казначейства обладал правом на указание в представлении о необходимости начисления пени, предусмотренной пунктом 15 Правил N 292.
Указанное не подменяет право Министерства финансов Российской Федерации на применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по взысканию с должника спорной пени (пункт 16 Правил N 292).
Приведенные в кассационной жалобе мотивы несогласия с судебными актами по своей сути выражают несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанными на нее основе выводами, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов не установлено.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 января 2023 года по делу N А33-20301/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа соглашается с мнением судов первой и апелляционной инстанций о том, что при надлежащем исполнении условий соглашений заявитель имел возможность проконтролировать факт отправки отчета в адрес кредитора и убедиться в его надлежащем получении (проявив осмотрительность выявить факт отсутствия отправки и неполучения информации кредитором), что, однако, министерством сделано не было. Как верно указано судами, формирование отчета и подписание его электронной подписью 19.02.2021 не свидетельствует о его направлении в соответствии с подпунктом "г" пункта 14 Правил N 292 в установленный срок в отсутствие доказательств отправки и вручения указанному лицу.
...
Поскольку соблюдение условий реструктуризации включено поручением Федерального казначейства от 28.01.2022 N 17-02-11/1715 в предмет проверки на основании поручения Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2022 N 06-09-05/1827 (т.1 л.д.59-62), территориальный орган Федерального казначейства обладал правом на указание в представлении о необходимости начисления пени, предусмотренной пунктом 15 Правил N 292.
Указанное не подменяет право Министерства финансов Российской Федерации на применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по взысканию с должника спорной пени (пункт 16 Правил N 292)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 августа 2023 г. N Ф02-4068/23 по делу N А33-20301/2022