город Иркутск |
|
22 августа 2023 г. |
Дело N А58-8631/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2023 года по делу N А58-8631/2022 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северное" (ИНН 1435212323 ОГРН 1091435001008, далее - ООО УК "Северное", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) о признании недействительным решения от 20.10.2022 N 319 о внесении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Саха (Якутия).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ригель" (ОГРН 1131447008340, далее - ООО УК "Ригель", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО УК "Северное" требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, административный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить решение суда первой инстанции без изменения как законное и обоснованное.
Управление ссылается на соблюдение при проверке представленных ООО УК "Ригель" документов требований, установленных пунктами 7, 10, 15 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В связи с этим указывает на отсутствие нарушений части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Порядка N 938/пр при принятии решения от 20.10.2022 N 319.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д. 4а, 20, 22, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.08.2022 в Управление поступило заявление ООО УК "Ригель" о внесении изменений в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Саха (Якутия) (далее - Реестр лицензий) в части включения сведений о доме, расположенном по адресу: г. Якутск, мкрн. Птицефабрика, дом N 7, в перечень многоквартирных домов (далее - МКД), управление которыми осуществляет третье лицо.
Основанием для обращения с указанным заявлением послужило принятие собственниками помещений в рассматриваемом МКД решения о выборе в качестве управляющей организации ООО УК "Ригель".
В приложениях к заявлению представлены документы, поименованные в описи, в том числе, протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 22.08.2022 N 1, договор управления МКД от 22.08.2022 и другие документы (т. 1 л.д. 39-150, т. 2).
При рассмотрении заявления административным органом установлено, что в Реестре лицензий имеются сведения об управлении спорным МКД иной управляющей организацией (ООО УК "Северное"), которая в отношении рассматриваемого дома не подала заявление о прекращении, расторжении договора управления данным МКД.
05.09.2022 Управлением в адрес ООО УК "Северное" направлено письмо с запросом информации, в котором указано в том числе на необходимость предоставления данным лицом сведений об управлении/не управлении спорным МКД и о согласии (несогласии) адресата с вносимыми изменениями (т. 1 л.д. 37).
В письме от 07.09.2022 ООО УК "Северное" выразило несогласие во внесении изменений в Реестр лицензий сведений о спорном МКД, усомнилось в соответствии документов и достоверности сведений, представленных третьим лицом, заявило ходатайство об ознакомлении с заявлением ООО УК "Ригель" (т. 1 л.д. 38).
Административный орган на основании подпункта "в" пункта 10 Порядка N 938/пр принял решение от 09.09.2022 N 306 о приостановлении рассмотрения заявления третьего лица (т. 1 л.д. 36).
20.10.2022 административным органом составлено заключение о результатах проверки заявления ООО УК "Ригель" и принято решение N 319 о внесении изменений в Реестр лицензий об управлении спорным МКД ООО УК "Ригель" с 01.11.2022;
спорный дом исключен из списка домов, находящихся в управлении предыдущей управляющей организации - ООО УК "Северное" (т. 1 л.д. 34, 35).
ООО УК "Северное", посчитав, что решение Управления от 20.10.2022 N 319 нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, как принятое без проведения проверки в установленном порядке, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции исходил из соблюдения административным органом предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Порядком N 938/пр процедуры внесения изменений в Реестр лицензий и, придя к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества, отказал в признании решения недействительным.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административный орган, с учетом отсутствия заявления общества о прекращении (расторжении) договора управления должен был провести внеплановую проверку в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ. Поскольку такая проверка проведена не была, оснований для принятия решения от 20.10.2022 N 319 не имелось.
Апелляционный суд также указал на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия Управлением спорного решения на основании проверки документов и сведений, представленных в соответствии с Порядком N 938/пр обоими лицензиатами.
На основании изложенного, установив неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции имеющимся в материалам дела доказательствам, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования ООО УК "Северное".
Суд округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД (далее также - собственники) в качестве способа управления данным домом могут выбрать управление управляющей организацией (пункт 3 части 2).
Способ управления домом выбирается на общем собрании собственников и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (часть 3 указанной статьи).
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники на основании решения общего собрания собственников в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления МКД, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
МКД может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 указанного Кодекса).
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению такими домами, сведения об адресе МКД, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
Таким федеральным органом исполнительной власти является Минстрой России, который вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (пункт 1, пункт 5.2, подпункт 5.2.102 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038).
Таким образом, Порядок N 938/пр принят Минстроем России во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом. Соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта и полномочия вышеуказанного органа по его изданию были предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации, о чем имеются вступившие в законную силу решения от 20.09.2016 N АКПИ16-731, от 29.09.2017 N АКПИ17-704.
Порядком N 938/пр в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, была регламентирована следующая последовательность действий органа государственного жилищного надзора при поступлении заявления о внесении изменений в Реестр лицензий.
В случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления МКД или изменением способа управления МКД при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным МКД от иного заявителя принимается решение о приостановлении рассмотрения заявления (подпункт "в" пункта 7, подпункт "б" пункта 10 Порядка N 938/пр).
На основании решения о приостановлении рассмотрения заявления в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом орган государственного жилищного надзора проводит проверку полученного заявления и приложенных к нему документов, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункты "а", "в" пункта 15 Порядка N 938/пр).
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка N 938/пр).
Таким образом из совокупности приведенных выше положений статьи 198 ЖК РФ и Порядка N 938/пр следует, что спорное решение могло быть принято Управлением при условии соблюдения указанной процедуры, введенной в целях соблюдения прав и законных интересов обоих лицензиатов - как лиц, в отношении которых принимается решение о внесении изменений в Реестр лицензий по вопросу управления конкретным МКД.
Данная процедура однозначно определяет, что юридически значимые последствия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 7 Порядка N 938/пр (принятие решения о внесении изменений в Реестр лицензий), могли наступить для участвующих в настоящем деле управляющих организаций в случае принятия административным органом решения о приостановлении рассмотрения заявления ООО УК "Ригель" и инициирования на основании этого решения проверочных мероприятий, имея ввиду, что осуществление таких мероприятий возможно в рассматриваемой ситуации только на основании решения, предусмотренного подпунктом "в" пункта 7 указанного Порядка.
Управляющая компания, сведения о которой об управлении МКД исключаются из Реестра лицензий, имела законные ожидания, что предусмотренные статьей 198 ЖК РФ и Порядком N 938/пр последствия в виде изменения сведений о лице, осуществляющем управление МКД, могут наступить только в соответствии с нормативно установленной процедурой.
Вместе с тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, в ходе рассмотрения настоящего дела не были представлены доказательства принятия Управлением решения от 20.10.2022 N 319 на основании проверки документов и сведений, представленных в соответствии с Порядком N 938/пр, обоими лицензиатами.
Так, из установленных судами обстоятельств следует, что Управление известило ООО "УК "Северное" о поступлении заявления ООО УК "Ригель" 05.09.2022, то есть до принятия 09.09.2022 решения о приостановлении рассмотрения данного заявления.
Доказательств запроса необходимых материалов и информации у обоих лицензиатов на основании решения о приостановлении рассмотрения заявления ООО УК "Ригель" административным органом не представлено, на наличие таких обстоятельств Управление при рассмотрении дела не ссылалось.
Следовательно, Управление при применении по аналогии пункта 3 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" допустило грубое нарушение требований к организации и осуществлению проверочного мероприятия, установленных Порядком N 938/пр.
Указанное нарушение могло привести к принятию неправомерного решения об исключении сведений об МКД, из списка домов, находящихся в управлении ООО УК "Северное", и включении МКД в список домов, находящихся в управлении ООО УК "Ригель", поскольку был нарушен основополагающий принцип рассматриваемого проверочного мероприятия в виде представления обоим лицензиатам равных возможностей обосновать свою позицию по вопросу права на управление МКД после их извещения о начале соответствующей проверки при наличии к ее проведению законных оснований (сложного юридического состава в виде поступления заявления ООО УК "Ригель" и принятия решения о приостановлении его рассмотрения с целью проведения проверки).
В связи с изложенным, поскольку судом апелляционной инстанции правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела и не допущено нарушений норм процессуального права, в том числе указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд законно и обоснованно отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2023 года по делу N А58-8631/2022 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управляющая компания, сведения о которой об управлении МКД исключаются из Реестра лицензий, имела законные ожидания, что предусмотренные статьей 198 ЖК РФ и Порядком N 938/пр последствия в виде изменения сведений о лице, осуществляющем управление МКД, могут наступить только в соответствии с нормативно установленной процедурой.
Вместе с тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, в ходе рассмотрения настоящего дела не были представлены доказательства принятия Управлением решения от 20.10.2022 N 319 на основании проверки документов и сведений, представленных в соответствии с Порядком N 938/пр, обоими лицензиатами.
...
Доказательств запроса необходимых материалов и информации у обоих лицензиатов на основании решения о приостановлении рассмотрения заявления ООО УК "Ригель" административным органом не представлено, на наличие таких обстоятельств Управление при рассмотрении дела не ссылалось.
Следовательно, Управление при применении по аналогии пункта 3 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" допустило грубое нарушение требований к организации и осуществлению проверочного мероприятия, установленных Порядком N 938/пр."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2023 г. N Ф02-4165/23 по делу N А58-8631/2022