город Иркутск |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А19-19839/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Барской А.Л., Белоглазовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 20 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2023 года по делу N А19-19839/2022, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 20 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (ОГРН 1023802082501, ИНН 3818000824, далее - ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная транспортная компания" (ОГРН 1113850028753, ИНН 3849016969, далее - ООО "Лесная транспортная компания") о взыскании 1 828 500 рублей штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту N 1Б-22 от 12.01.2022.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 года решение от 12 января 2023 года оставлено без изменения.
ФКУ "Колония-поселение N 20 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУ ФСИН по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2023 года по делу N А19-19839/2022, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 года по тому же делу отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не исследован и не оценен акт, представленный в качестве подтверждения некачественного выполнения подрядчиком работ по заготовке древесины.
ООО "Лесная транспортная компания" в отзыве на кассационную жалобу возразило против её доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 12.01.2022 в соответствии со статьей 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области (заказчиком) и ООО "ЛТК" (подрядчиком) заключен государственный контракт N 1Б-22 на оказание услуг по заготовке леса в хлыстах хвойных пород с разделкой на сортимент на сумму 36 570 000 рублей.
Ответчиком оказаны услуги на общую сумму 20 534 695 рублей 77 копеек, о чем подписаны акты.
После подписания актов проводилась ревизионная проверка финансово-хозяйственной деятельности на основании предписания ФСИН России от 19.05.2022, по результатам которой составлен акт проверки от 12.06.2022.
Из акта проверки от 12.06.2022 следует, что в ходе проведения 10.06.2022 инвентаризации круглого леса на нижнем складе производился выборочный замер длины круглого леса; фактическая длина отдельных бревен (сырья, заготовленного по контракту) составляла менее 4,15 метров (от 4,06 м до 4,15 м), в связи с этим сделан вывод о ненадлежащем исполнении подрядчиком условий контракта.
Ссылаясь на обязанность ответчика оплатить штраф за нарушение условий контракта - стандарта заготовленной древесины (претензия от 09.08.2022), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленный истцом акт проверки от 12.06.2022 не может быть принят в качестве надлежащего и достаточного доказательства некачественного выполнения ответчиком работ по заготовке древесины.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Спорный штраф подлежал списанию заказчиком на основании постановления Правительства Российской Федерации N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", а не взысканию в судебном порядке.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что акты приемки оказанных по государственному контракту N 1Б-22 от 12.01.2022 услуг подписаны заказчиком. Порядок проверки качества выполненных работ или оказанных услуг предусмотрен пунктом 5.1 Контракта. Несоответствие длины заготавливаемой древесины выявлено в отсутствие ответчика, на контрольный обмер представитель подрядчика не приглашен.
Учитывая, что истец не представил допустимые доказательства, подтверждающие ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по контракту, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, судами правильно указано в обжалуемых судебных актах на то, что наличие спора относительно начисленной неустойки не может рассматриваться как условие, препятствующее списанию неустойки.
Спорная сумма штрафных санкций подлежала списанию на основании постановления Правительства Российской Федерации N 783.
Заявитель кассационной жалобы не учитывает, что в соответствии с действующим законодательством списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2023 года по делу N А19-19839/2022, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 января 2023 года по делу N А19-19839/2022, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 12.01.2022 в соответствии со статьей 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между ФКУ КП-20 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области (заказчиком) и ООО "ЛТК" (подрядчиком) заключен государственный контракт N 1Б-22 на оказание услуг по заготовке леса в хлыстах хвойных пород с разделкой на сортимент на сумму 36 570 000 рублей.
...
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Заявитель кассационной жалобы не учитывает, что в соответствии с действующим законодательством списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 сентября 2023 г. N Ф02-4690/23 по делу N А19-19839/2022