город Иркутск |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А19-12221/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Железняк Е.Г., Курочкиной И.А.,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" Распутина С.В. (доверенность N 16 от 01.01.2023), открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Барашовой П.Г. (доверенность N ВСЖД - 208/Д от 16.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2023 года по делу N А19-12221/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, г. Москва; далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием:
- к обществу с ограниченной ответственностью "ТрансСиб" (ОГРН: 1163850101513, ИНН: 3849061802, г. Иркутск; далее - ООО "ТрансСиб") о взыскании 1 025 205 рублей штрафа за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной, 1 291 рубля 30 копеек расходов по оплате экспертизы,
- к обществу с ограниченной ответственностью "Байкалтранс" (ОГРН: 1163850055687, ИНН: 3811151768, г. Иркутск; далее - ООО "Байкалтранс") о взыскании 88 885 рублей суммы добора железнодорожного тарифа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - АО "Морской порт Санкт-Петербург").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2023 года, требования удовлетворены частично. С ООО "ТрансСиб" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 820 164 рубля штрафа, 1 291 рубль 30 копеек расходов за проведение экспертизы. С ООО "Байкалтранс" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 88 885 рублей суммы добора железнодорожного тарифа.
В кассационной жалобе ООО "ТрансСиб" ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить, в иске отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оснований для взыскания штрафа не имеется, поскольку коммерческий акт от 25.01.2022 в нарушение статьи 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) составлен после завершения грузовой операции и возврата вагона, что подтверждается материалами дела. Доказательства, представленные истцом об обратном, являются недопустимыми и сфальсифицированными. Также ответчик выражает несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для освобождения ответчика от ответственности, в связи с действием моратория на взыскание неустойки.
В письменных отзывах от 06.09.2023, 14.09.2023, ОАО "РЖД" доводы жалобы отклонило, сославшись на их несостоятельность, АО "Морской порт Санкт-Петербург" оставило разрешение спора на усмотрение суда. ООО "ТрансСиб" представило письменный отзыв от 21.09.2023 с возражениями на отзыв ОАО "РЖД".
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" и ООО "ТрансСиб" поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
АО "Морской порт Санкт-Петербург" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Предметом спора является взыскание ОАО "РЖД" (перевозчик) с ООО "ТрансСиб" (грузоотправитель) и ООО "Байкалтранс" (плательщик провозных платежей за перевозку груза, сборов, штрафов и иных платежей) штрафа, начисленного на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта, за искажение сведений в железнодорожной накладной, и суммы добора железнодорожного тарифа.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что по транспортной железнодорожной накладной N ЭК 485662 в вагоне N 29219441 плательщиком провозных платежей оплачен и грузоотправителем отправлен груз с наименованием "опилки древесные". Однако на станции назначения при проверке груза выяснилось, что перевозимый и указанный в перевозочном документе товар не соответствует по наименованию и описанию фактическому грузу "пеллеты (гранулы) древесные".
Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе коммерческим актом N ОКТ 2201162/24 от 25.01.2022, актом общей формы от 3/69 от 25.01.2022, составленными перевозчиком, заключением эксперта ООО "Бюро экспертиз" Дзенковского В.Г.
N 084-22 от 15.03.2022.
При этом выводы эксперта ответчиком не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности факта искажения ООО "ТрансСиб" в транспортной железнодорожной накладной сведений о наименовании груза, занижению стоимости перевозки груза, в связи с чем признали требования истца о взыскании штрафа и суммы добора тарифа правомерными. При этом взыскиваемая истцом сумма штрафа в размере 1 025 205 рублей уменьшена судами на 20% по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании заявления ООО "ТрансСиб" как явно несоразмерная последствиям нарушенного обязательства, до суммы в размере 820 164 рублей. Иск удовлетворен судами частично.
Оснований для несогласия с выводами судов не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что коммерческий акт N ОКТ 2201162/24 от 25.01.2022 составлен с нарушениями статьи 119 Устава железнодорожного транспорта, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды признали, что указанный акт составлен перевозчиком надлежащим образом до завершении грузовой операции.
Доводы ответчика об обратном по существу связаны с доказательственной стороной спора, исследование и оценка которой являются прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, и не принимаются судом кассационной инстанции, в полномочия которого в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела.
Доводы ООО "ТрансСиб", касающиеся наличия оснований для освобождения ответчика от ответственности, в связи с действием моратория на взыскание неустойки, не принимаются. В настоящем случае ответчик (грузоотправитель) привлечен перевозчиком к ответственности в виде штрафа за несоблюдение технологии перевозок грузов, выразившихся в указании недостоверных сведений в железнодорожной транспортной накладной о свойствах груза (его наименовании), в зависимости от которых перевозчик выбирает режим перевозки груза, позволяющий обеспечить безопасную эксплуатацию железнодорожных транспорта и инфраструктуры, т.е. за нарушение обязательства, не подпадающего под действие правил моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Судебные акты в части взыскания с ООО "Байкалтранс" добора железнодорожного тарифа не обжалуются.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационного жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2023 года по делу N А19-12221/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что коммерческий акт N ОКТ 2201162/24 от 25.01.2022 составлен с нарушениями статьи 119 Устава железнодорожного транспорта, был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды признали, что указанный акт составлен перевозчиком надлежащим образом до завершении грузовой операции.
...
Доводы ООО "ТрансСиб", касающиеся наличия оснований для освобождения ответчика от ответственности, в связи с действием моратория на взыскание неустойки, не принимаются. В настоящем случае ответчик (грузоотправитель) привлечен перевозчиком к ответственности в виде штрафа за несоблюдение технологии перевозок грузов, выразившихся в указании недостоверных сведений в железнодорожной транспортной накладной о свойствах груза (его наименовании), в зависимости от которых перевозчик выбирает режим перевозки груза, позволяющий обеспечить безопасную эксплуатацию железнодорожных транспорта и инфраструктуры, т.е. за нарушение обязательства, не подпадающего под действие правил моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 октября 2023 г. N Ф02-4942/23 по делу N А19-12221/2022