город Иркутск |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А10-7590/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Ламанского В.А.
при ведении протокола судебного заседания и обеспечении использования системы веб-конференции помощником судьи Сковородиным А.С.
при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции представителя федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Фатахудиновой О.Р. (доверенность от 16.03.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 года по делу N А10-7590/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248, г. Москва, далее также - агентство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850, г. Чита, далее также - управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, управление, ответчик) об обязании в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в казну Российской Федерации объект культурного наследия - "Здание уездного банка" с кадастровым номером 03:01:020118:171 общей площадью 291,6 кв. м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57, а также прекратить право оперативного управления агентства на указанный объект.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт.
В поданной жалобе ответчик выразил несогласие с выводами судов о наличии оснований для возложения на него обязанности принять спорный объект недвижимости в казну Российской Федерации. В частности, ответчик указал на то, что решение о принятии в состав казны неиспользуемого имущества принимает собственник в лице Росимущества, тогда как соответствующее поручение ответчик не получал.
Явившийся в судебное заседание представитель истца в представленном отзыве и устных пояснениях указал на несостоятельность доводов ответчика, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Ответчик и третьи лица своих представителей в заседание не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 18 сентября 2023 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмами от 30.10.2019 N 16959-01.1-54-НО и от 19.03.2020 N 3817-01.1-63-НО Министерство культуры Российской Федерации в ответ на обращение агентства согласовало закрепление за ним следующих объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности: "Здание Гостиных рядов", расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пл. Революции, д. 1; "Здание уездного банка", расположенное по адресу: Республика Бурятия, поселок Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57; нежилые помещения в здании "Ряды гостиные", расположенном по адресу: Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9.
На основании распоряжения управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 19.01.2021 N 75-34-р за агентством закреплено на праве оперативного управления следующее имущество: "Здание уездного банка" и помещения в здании "Ряды гостиные". Право оперативного управления агентства на указанные объекты зарегистрировано в установленном порядке (выписка из ЕГРН от 23.03.2021).
Письмом от 13.07.2021 N 2238/7 агентство сообщило Министерству культуры Российской Федерации о том, что распорядительный акт в отношении объекта культурного наследия - "Здание Гостиных рядов", расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пл. Революции, д. 1, не принят, тогда как "Здание уездного банка" и помещения в здании "Ряды гостиные" требуют срочного проведения ремонтно-реставрационных работ, которые возможны лишь при соблюдении баланса поступающих доходов и расходов.
В дальнейшем в связи с тем, что управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия в нарушение достигнутых договоренностей "Здание Гостиных рядов", находящееся в г. Улан-Удэ, в оперативное управление агентству не предоставило, что повлекло нарушение комплексного подхода к сохранению объектов культурного наследия, расположенных в границах одного региона, Министерство культуры Российской Федерации в письме от 21.07.2021 N 10978-01.1-63-СО выразило согласие агентству на прекращение права оперативного управления в отношении двух других объектов культурного наследия.
В последующем письмом от 22.11.2021 N 3610/7 агентство сообщило управлению о согласовании Министерством культуры Российской Федерации прекращения права оперативного управления на спорное имущество и просило принять его в казну Российской Федерации.
Отсутствие в течение длительного времени действий, направленных на принятие объектов недвижимости в казну Российской Федерации, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 125, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и, признав наличие у агентства права на отказ от спорного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, исходил из обоснованности его требований.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
Согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 этой статьи собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
По общему правилу гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принимая во внимание указанные выше нормы и разъяснения, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о наличии у агентства права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В этой связи, установив наличие у истца права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и на передачу его ответчику (органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества), а также принимая во внимание согласование истцом вопроса прекращения права оперативного управления в отношении находящегося в неудовлетворительном состоянии объекта культурного наследия - "Здание уездного банка" с кадастровым номером 03:01:020118:171 общей площадью 291,6 кв. м, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57, с Министерством культуры Российской Федерации и отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика в вопросе принятия этого объекта в казну, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения предъявленного иска.
Указанные выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 307-ЭС18-2637.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств, подтверждающих правомерность уклонения уполномоченного органа от принятия спорного имущества в казну, в материалы дела ответчиком не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Применение судами по аналогии положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае агентство надлежащим образом реализовало свое право на отказ от права оперативного управления имуществом. Тот факт, что истец не использует спорное имущество, а также что это имущество находится в неудовлетворительном состоянии (акты осмотра от 26.03.2021 и от 29.06.2022) подтвержден материалами дела, следовательно, спорное имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации. При этом положения статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают возможность прекращения права оперативного управления путем отказа агентства от него.
Доводы ответчика со ссылкой на письма истца от 28.04.2022 N 1132/7 и от 21.07.2022 N 1950/7 о том, что последний отказался от принятия объекта культурного наследия - "Здание Гостиных рядов", расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пл. Революции, д. 1, подлежат отклонению, поскольку указанные доводы не опровергают правильных выводов судов и не свидетельствуют о неверном применении ими норм материального и процессуального права, а лишь направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановления следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 года по делу N А10-7590/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В этой связи, установив наличие у истца права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и на передачу его ответчику (органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества), а также принимая во внимание согласование истцом вопроса прекращения права оперативного управления в отношении находящегося в неудовлетворительном состоянии объекта культурного наследия - "Здание уездного банка" с кадастровым номером 03:01:020118:171 общей площадью 291,6 кв. м, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57, с Министерством культуры Российской Федерации и отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика в вопросе принятия этого объекта в казну, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения предъявленного иска.
Указанные выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 307-ЭС18-2637.
...
Применение судами по аналогии положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае агентство надлежащим образом реализовало свое право на отказ от права оперативного управления имуществом. Тот факт, что истец не использует спорное имущество, а также что это имущество находится в неудовлетворительном состоянии (акты осмотра от 26.03.2021 и от 29.06.2022) подтвержден материалами дела, следовательно, спорное имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации. При этом положения статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают возможность прекращения права оперативного управления путем отказа агентства от него."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2023 г. N Ф02-5481/23 по делу N А10-7590/2022