город Чита |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А10-7590/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 июля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ниникиной В.С.,
судей: Венедиктовой Е.А., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровым М.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - представителя Фатахудиновой О.Р. (доверенность от 16.03.2023, паспорт, диплом),
от иных лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 года по делу N А10-7590/2022
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850) об обязании принять имущество в казну Российской Федерации, о прекращении права оперативного управления,
с привлечением третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - истец, учреждение, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - ответчик, МТУ Росимущества) об обязании в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в состав казны Российской Федерации закрепленный за истцом на праве оперативного управления объект культурного наследия - "Здание уездного банка" площадью 291,6 кв.м, кадастровый номер 03:01:020118:171, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, д. 57, с. Баргузин, Баргузинский район, Республика Бурятия; прекратить право оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на объект культурного наследия - "Здание уездного банка" площадью 291,6 кв.м, кадастровый номер 03:01:020118:171, расположенный по адресу: ул. Красноармейская, д. 57, с. Баргузин, Баргузинский район, Республика Бурятия.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит названное решение отменить. Указывает, что доводы истца относительно 3 объектов несостоятельны, поскольку в представленных согласиях числится 2 объекта, судом не дана надлежащая оценка доводом ответчика и представленным доказательствам, истец знал о состоянии принимаемого имущества.
По мнению ответчика, истец ввиду специального статуса ограничен в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника в лице Росимущества (его территориального органа) отказаться от права оперативного управления, судом неправильно применены нормы материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении требований жалобы отказать.
Представитель истца в судебном заседании Четвертого арбитражного апелляционного суда по доводам жалобы возражал, просил оставить судебный акт в силе.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в пределах изложенных в ней доводов и в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 09.10.2019 Агентство обратилось с запросом в Департамент науки и образования Министерства культуры Российской Федерации (исх. N 3696/7) о получении согласия на закрепление за Агентством объекта культурного наследия - "Ряды гостинодворские", расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пл. Революции, д. 1.
На основании обращения от 09.10.2019 N 3696/7 Минкультуры России направило в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом письмо от 30.10.2019 N 16959-01.1-54-НО о согласовании закрепления здания "Гостиные ряды" и указании на необходимость дать поручение соответствующему территориальному управлению об издании распорядительного акта.
В соответствии с указанным обращением МТУ Росимущества направило в адрес Агентства письмо от 30.12.2019 N 38/25/67 с предложением принять испрашиваемый объект культурного наследия в комплексе с иными объектами - зданием "Здание государственного банка", расположенным по адресу: Республика Бурятия, поселок Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57; нежилыми помещениями в здании "Торговый ряд" по адресу: Республика Бурятия г. Кяхта, ул. Банзарова, д. 9.
В связи с поступившим предложением Агентство направило запрос от 18.02.2020 N 505/17 о согласовании Минкультуры России закрепления дополнительно двух объектов культурного наследия.
Письмом от 19.03.2020 N 3817-01.1-63-НО Минкультуры России согласовало закрепление за Агентством объектов культурного наследия - здания "Здание государственного банка", помещений "Ряды гостиные".
После согласования учреждение направило в адрес МТУ Росимущества письмо от 24.04.2020 N 1206/7, в котором выразило согласие на закрепление за ним на праве оперативного управления объектов культурного наследия - здания "Здание государственного банка", помещений "Ряды гостиные".
Письмом от 05.06.2020 N 1529/7 учреждение просило Росимущество дать поручение управлению об издании распорядительного акта о закреплении за учреждением на праве оперативного управления объектов культурного наследия - здания "Гостиные ряды", здания "Здание государственного банка", помещений "Ряды гостиные".
Распоряжением МТУ Росимущества от 19.01.2021 N 75-34-р за истцом на праве оперативного управления закреплены "Здание государственного банка", помещения "Ряды гостиные"; в отношении здания "Гостиные ряды" распорядительный акт не принимался.
Право оперативного управления на здание банка зарегистрировано в установленном порядке, в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с представленной выпиской за истцом на праве оперативного управления закреплено здание уездного банка площадью 291,6 кв.м, кадастровый номер 03:01:020118:171, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Красноармейская, 57.
В отношении указанного объекта культурного наследия установлено охранное обязательство от 29.12.2017 N 232.
После закрепления права оперативного управления истцом произведен осмотр объекта. В результате осмотра истцом установлено, что объект культурного наследия - здание уездного банка по адресу: с. Баргузин, ул. Красноармейская, 57, находится в неудовлетворительном состоянии, часть конструкций - в аварийном состоянии, о чем составлены акты осмотра от 26.03.2021, 29.06.2022.
Неудовлетворительное состояние объекта также установлено актом технического состояния объекта культурного наследия (здания и сооружения) от 16.05.2017, составленным Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
В письме от 13.07.2021 N 2238/7 учреждение сообщило Минкультуры России, что распорядительный акт в отношении объекта 1 (здание "Гостиные ряды" в г. Улан-Удэ) не принят, а объекты 2 и 3 ("Здание государственного банка" в с. Баргузин и "Ряды гостиные" в г. Кяхта) требуют срочного проведения ремонтно-реставрационных работ, которые возможны лишь при соблюдении баланса поступающих доходов и расходов.
Заявляя требования, истец указал, что при согласовании закрепления трех объектов культурного наследия в комплексе он намеревался получать доход от коммерчески выгодного объекта (здание "Гостиные ряды") и за счет полученных денежных осуществлять работы по сохранению в отношении других объектов (здание "Здание государственного банка", помещения "Ряды гостиные"), между тем, МТУ Росимущество в нарушение достигнутых договоренностей здание "Гостиные ряды" в оперативное управление не предоставило. Письмо от 22.11.2021 N 3610/7 об изъятии из права оперативного управления объектов культурного наследия, в том числе здания уездного банка, ответчиком оставлено без удовлетворения.
Принимая оспариваемый акт, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 125, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что исковые требования законны и обоснованы. Истец имеет право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, при этом такой отказ является правомерным и при отсутствии согласия собственника. Ответчик обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (пункт 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается, в частности, при отказе собственника от права собственности.
По общему правилу гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования вышеприведенных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления. При рассмотрении дела судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорное имущество закреплено за истцом на праве оперативного управления.
Факт неиспользования истцом спорного имущества для осуществления деятельности и невозможность такого использования согласно целям и задачам, указанным в уставе учреждения, согласование отказа от права оперативного управления с Министерством культуры Российской Федерации подтверждаются материалами дела.
В рассматриваемом случае истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления спорным имуществом надлежащим образом, в связи с чем суд обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для передачи имущества в казну Российской Федерации.
Апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности, полагает выводы суда первой инстанции правильными.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе переписку, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о реализации истцом своего права на отказ от права оперативного управления спорным имуществом, факт его неиспользования, согласование отказа с Минкультуры России подтверждается материалами дела.
В силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, не используемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются коллегией несостоятельными, поскольку иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Отклоняя довод ответчика о согласовании передачи в оперативное управление лишь в отношении двух объектов культурного наследия, суд обоснованно признал его противоречащим представленным в дело доказательствам.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 25.02.2019 N 304-ЭС19-841.
Само по себе несогласие с принятым судебным актом основанием для его отмены не является.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, и в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены, заявитель жалобы на такие нарушения не ссылается.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 мая 2023 года по делу N А10-7590/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Ниникина |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7590/2022
Истец: ФГБУ культуры Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом