город Иркутск |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А10-2736/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Железняк Е.Г., Клепиковой М.А.,
при участии в судебном заседании 17.10.2023 (до перерыва) представителей Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Цыбиковой Ю.С. (доверенность от 01.03.2023), муниципального учреждения "Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ" Никольской И.В. (доверенность от 31.08.2023), администрации города Улан-Удэ Никольской И.В. (доверенность от 30.08.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального учреждения "Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ", администрации города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 апреля 2023 года по делу N А10-2736/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (ОГРН: 1070326007729, ИНН: 0326471975, г. Улан-Удэ;
далее - Минтранс РБ, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Бурятия к администрации города Улан-Удэ (ОГРН: 1020300979192, ИНН: 0323076085, г. Улан-Удэ; далее - Администрация) в лице муниципального учреждения "Комитет по строительству администрации г. Улан-Удэ" (ОГРН: 1060323050248, ИНН: 0323127283, г. Улан-Удэ; далее - Комитет по строительству) о взыскании в республиканский бюджет 8 987 434 рублей за нарушение обязательств по Соглашению N 81701000-1-2020-006 от 27.04.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Улан-Удэстройзаказчик" (далее - МУ "Улан-Удэстройзаказчик").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 апреля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2023 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с решением и постановлением, Администрация и Комитет по строительству обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которой просят их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судами не учтено, что действие мер финансовой ответственности к органам местного самоуправления приостановлено на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 559, от 11.02.2022 N 149. Ответчики утверждают, что оснований для возврата субсидии не имеется, поскольку она использована в соответствии с целевым назначением - на строительство автомобильной дороги, при этом требований о возврате спорных средств субсидий в федеральный бюджет к Минтрансу РБ не предъявлялось.
Минтранс РБ в отзыве от 16.10.2023 доводы кассационных жалоб отклонило, указав на их несостоятельность.
В судебном заседании представители истца и ответчиков поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются без его участия.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 17.10.2023, объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 24.10.2023, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет".
После окончания перерыва лица, участвующие в деле, своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Предметом иска по настоящему делу является требование истца (получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации) к ответчику (муниципальному заказчику по заключению муниципальных контрактов) о возвращении части полученной субсидии (10%) в связи с нарушением обязательств по Соглашению N 81701000-1-2020-006 от 27.04.2020, заключенному сторонами в целях реализации объекта "Строительство автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ".
Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 132, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 10, 16, 17, 18, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты получения ответчиком средств субсидии в размере 89 874 340 рублей на строительство автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ, нарушения ответчиком условий получения субсидии: по состоянию на 31.12.2020 объект не введен в эксплуатацию, работы выполнены не на 100%, а на 74,63% на сумму 65 818 948 рублей 61 копейку, строительство автомобильной дороги не завершено, дорожные знаки, пешеходные ограждения, тактильные плиты не установлены, горизонтальная дорожная разметка не нанесена, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Администрацией не предоставлено, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком показателей результативности использования субсидии и факта неисполнения графика выполнения мероприятий по строительству объектов обеспечивающей инфраструктуры, что в силу пунктов 4.1.4, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4 соглашения является основанием для возврата полученных денежных средств, в связи с чем обоснованно удовлетворили иск, обязав ответчика вернуть часть суммы полученной субсидии в размере 8 987 434 рублей (10%).
Расчет субсидии, подлежащей возврату, определен истцом на основании абзаца второго пункта 19 Правил N 999, проверен судами, признан верным.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в принятых судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что оснований для возврата субсидии не имеется, а действие мер финансовой ответственности к органам местного самоуправления приостановлено на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 559, от 11.02.2022 N 149, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной и обоснованно отклонены в обжалуемых судебных актах.
Доводы заявителей жалоб не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по существу направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 апреля 2023 года по делу N А10-2736/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 132, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 10, 16, 17, 18, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты получения ответчиком средств субсидии в размере 89 874 340 рублей на строительство автомобильной дороги от 102 кв. до 118 кв. в Октябрьском районе г. Улан-Удэ, нарушения ответчиком условий получения субсидии: по состоянию на 31.12.2020 объект не введен в эксплуатацию, работы выполнены не на 100%, а на 74,63% на сумму 65 818 948 рублей 61 копейку, строительство автомобильной дороги не завершено, дорожные знаки, пешеходные ограждения, тактильные плиты не установлены, горизонтальная дорожная разметка не нанесена, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Администрацией не предоставлено, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком показателей результативности использования субсидии и факта неисполнения графика выполнения мероприятий по строительству объектов обеспечивающей инфраструктуры, что в силу пунктов 4.1.4, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4 соглашения является основанием для возврата полученных денежных средств, в связи с чем обоснованно удовлетворили иск, обязав ответчика вернуть часть суммы полученной субсидии в размере 8 987 434 рублей (10%).
...
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что оснований для возврата субсидии не имеется, а действие мер финансовой ответственности к органам местного самоуправления приостановлено на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 N 559, от 11.02.2022 N 149, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной и обоснованно отклонены в обжалуемых судебных актах."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2023 г. N Ф02-5727/23 по делу N А10-2736/2022