город Иркутск |
|
01 ноября 2023 г. |
Дело N А78-13581/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 марта 2023 года по делу N А78-13581/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Чита" (ОГРН 1047550017261, ИНН 7534018494, далее - ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - Управление, УФК по Забайкальскому краю) о признании недействительным приказа от 12.08.2022 N 408-О, о признании незаконными действий проверочной группы УФК по Забайкальскому краю по проведению проверки на основании недействительного приказа от 12.08.2022 N 408-О в период с 16 августа по 4 октября 2022 года, о признании незаконными действий проверочной группы УФК по Забайкальскому краю при проведении проверки по направлению письма от 15.09.2022 N 91-13-27/23-2605 в Забайкальское Линейное Управление Министерства Внутренних Дел России на транспорте о предоставлении информации в отсутствие на то законных оснований, о признании незаконными действий по получению такой информации 04.10.2022, о признании незаконными действий по истребованию пояснений объекта контроля в нарушение требований Стандарта от 21.09.2022 и 29.09.2022.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что приказ от 12.08.2022 N 408-О не содержит правовых оснований, необходимых для проведения внеплановой выездной проверки. По мнению заявителя, он не является участником бюджетных правоотношений и получателем бюджетных средств, а также полагает, что медицинская помощь, оказанная по программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), оплачивалась за счет средств медицинских страховых организаций, а не за счет бюджетных средств.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что судами не дано должной оценки действиям проверочной группы по направлению письма в Забайкальское линейное управление Министерства внутренних дел России на транспорте об оказании содействия в получении информации, содержащей в том числе врачебную тайну и персональные данные граждан, неоднократному запросу пояснений от объекта контроля.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами, на основании пункта 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее - Стандарт финансового контроля), поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853, УФК по Забайкальскому краю вынесен приказ от 12.08.2022 N 408-0, которым назначена внеплановая выездная проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета в ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина". Период проверки 2020-2021 годы.
В связи проведением финансового контроля, Управлением в адрес заявителя направлен запрос от 15.08.2022 о предоставлении документов и материалов согласно приложению, в ответ на который учреждение указало, что информация и часть документов не могут быть представлены в силу врачебной тайны и наличия в документах персональных данных граждан (ответ от 19.08.2022).
В ходе проведения проверки Управлением направлялось письмо от 15.09.2022 в Забайкальское линейное управление Министерства внутренних дел России на транспорте об оказании содействия в получении информации, документов по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда за счет средств ОМС, реестров оказанной медицинской помощи по ОМС, на которое был получен ответ от 04.10.2022, а также направлялись запросы о предоставлении информации, документов у главного врача от 21.09.2022 и 29.09.2022.
ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина", полагая, что приказ 12.08.2022 N 408-0, а также действия проверочной группы по проведению проверки, по направлению письма от 15.09.2022 и получению информации, по направлению запросов не соответствуют требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований больницы, пришли к выводу о соответствии оспариваемых приказа и действий требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 11 Стандарта финансового контроля решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято, в том числе на основании результатов рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля, с учетом риск-ориентированного подхода, который может быть установлен правовым актом органа контроля.
Согласно пункту 12 Стандарта финансового контроля решение о назначении контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля и оформляется приказом (распоряжением) органа контроля.
Как установлено судами, заместителем руководителя Федерального казначейства во исполнение поручения Министра финансов Российской Федерации в адрес Территориальных органов Федерального казначейства направлено поручение от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 о проведении внеплановых контрольных мероприятий по теме "Проверка осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда медицинского страхования и федерального бюджета".
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что приказ Управления от 12.08.2022 N 408-О принят в соответствии с пунктами 11, 12 Стандарта финансового контроля и поручением Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853.
При этом как верно отмечено судом апелляционной инстанции, у Управления отсутствовали основания для доведения содержания поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 до сведения ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина", поскольку оно было адресовано руководителю Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства и руководителям управлений Федерального казначейства по субъектам.
Заявитель кассационной жалобы, возражая против выводов судов, полагает, что он не является получателем бюджетных средств, поскольку медицинская помощь, оказанная по программе ОМС, оплачивалась за счет средств медицинских страховых организаций.
Отклоняя указанные доводы, суды, руководствуясь положениями статей 10, 133.2, 147 БК РФ, пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), мотивированно указали, что ТФОМС функционируют во взаимосвязи со страховыми медицинскими организациями; в ходе исполнения бюджета они предоставляют им бюджетные средства на осуществление территориальной программы ОМС; эти средства поступают в медицинские учреждения, организации в соответствии с договорами, заключенными со страховыми медицинскими организациями или филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Проанализировав положения заключенных договоров (типовых договоров), соглашений на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, суды пришли к верному выводу, что в проверяемом периоде ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина", в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ, осуществляло деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
По результатам рассмотрения настоящего спора в части требований о признании незаконными действий проверочной группы Управления по направлению письма от 15.09.2022 N 91-13-27/23-2605 в Забайкальское Линейное Управление Министерства Внутренних Дел России на транспорте о предоставлении информации в отсутствие на то законных оснований, по получению такой информации 04.10.2022, по истребованию пояснений объекта контроля в нарушение требований Стандарта от 21.09.2022 и 29.09.2022 судами обоснованно указано следующее.
В соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Забайкальскому краю, утвержденного приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 N 316 (далее - Положение) основными задачами деятельности УФК по Забайкальскому краю является, в том числе, контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере (пункт 8.5).
Согласно пункту 11.2(1) Положения Управление вправе запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля, а также для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности. Должностные лица Управления при осуществлении контрольных мероприятий: имеют право прохода в установленном порядке на территорию объекта контроля, а также во все здания и помещения, занимаемые этим объектом, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы (пункт 12(1).1 Положения); имеют право в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах (пункт 12(1).2 Положения).
Судами установлено, что в ходе проверки Управлением направлялись запросы о предоставлении информации и документов. В ответ на данные запросы главный врач учреждения указал, что документы, подтверждающие фактическое оказание медицинской помощи застрахованным лицам не могут быть представлены, так как в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 11.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну, отнесены к сведениям с ограниченным доступом на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".
Вместе с тем, суды верно отметили, что пунктом 9 части 4 статьи 13 Закона N 323-ФЗ, предусмотрена возможность предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.
Кроме того, суды установили, что в рамках проверки ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина", исходя из содержания представленных в материалы дела документов, Управлением не запрашивались сведения об обращении граждан за оказанием медицинской помощи, состоянии их здоровья и диагнозах, иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении пациентов.
Ввиду уклонения от предоставления необходимых информации и документов, УФК по Забайкальскому краю в адрес Забайкальского линейного управления Министерства Внутренних Дел России на транспорте, с учетом заключенного Соглашения о взаимодействии от 24.01.2017 N 1/796/07-04-30/2, направлено письмо от 15.09.2022 N 91-13-27/23-2605 об оказании содействия в получении информации, документов по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда за счет средств ОМС, реестров оказанной медицинской помощи по ОМС, а также получен ответ от 04.10.2022 N 8405 о проведении оперативно-розыскных мероприятий с привлечением специалистов Управления, в ходе которых были получены копии документов, в том числе на электронных носителях.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон, установив, что основания для проведения финансового контроля в отношении заявителя у УФК по Забайкальскому краю имелись, приняв во внимание полномочия Управления по запросу и получению документов, необходимых для осуществления контроля, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказ и действия проверочной группы УФК по Забайкальскому краю не противоречат требованиям действующего законодательства, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на полной и всесторонней оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 марта 2023 года по делу N А78-13581/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11.2(1) Положения Управление вправе запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля, а также для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности. Должностные лица Управления при осуществлении контрольных мероприятий: имеют право прохода в установленном порядке на территорию объекта контроля, а также во все здания и помещения, занимаемые этим объектом, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы (пункт 12(1).1 Положения); имеют право в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах (пункт 12(1).2 Положения).
Судами установлено, что в ходе проверки Управлением направлялись запросы о предоставлении информации и документов. В ответ на данные запросы главный врач учреждения указал, что документы, подтверждающие фактическое оказание медицинской помощи застрахованным лицам не могут быть представлены, так как в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 11.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну, отнесены к сведениям с ограниченным доступом на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 ноября 2023 г. N Ф02-5780/23 по делу N А78-13581/2022