город Иркутск |
|
09 ноября 2023 г. |
Дело N А19-2728/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Черновой Л.О. (доверенность от 10.01.2023, диплом), областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" Бушханаевой А.С. (доверенность от 01.02.2022, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2023 года по делу N А19-2728/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 01.02.2023 N 038/48/23 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, г. Иркутск; далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пунктов 13(1), 15, 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), статей 2.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, прекратить производство по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанность по направлению проекта договора возникает у Общества только при соблюдении заявителем Правил, которыми установлены требования при подаче заявки и перечень необходимых документов; заявка была подана в связи с увеличением мощности, следовательно, к заявке должны быть приложены копии выданных ранее технических условий; поскольку указанные документы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" к заявке не приложены, у Общества отсутствовали основания для направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения; ОАО "ИЭСК" уведомила заявителя о необходимости представления копии технических условий письмом от 29.12.2021, которое было получено ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 28.01.2022; после этого заявитель также не привел заявку в соответствие с установленными требованиями; отсутствует повторность совершения одного и того же деяния, поскольку по делу N А19-5688/2020 Общество привлечено к административной ответственности за нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению; суды не исследовали вопрос о соразмерности назначенного наказания, не приняли во внимание наличие оснований для признания правонарушения малозначительным; кроме того, в данном случае отсутствует существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для снижения размера штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); ОАО "ИЭСК" своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
До начала судебного заседания 02.11.2023 от ОАО "ИЭСК" поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки в судебное заседание представителя ввиду занятости этого представителя в судебном заседании по иному делу. Ходатайство рассмотрено в судебном заседании и отклонено, как не основанное на положениях статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Представители Иркутского УФАС России, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные, в отзывах на кассационную жалобу; указали на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес ОАО "ИЭСК" поступила заявка N 454 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (исх. N ИК/04-1-3331 от 23.12.2021) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское. Запрашиваемая максимальная мощность составляла 25 000 кВт при напряжении 35 кВт, с учетом ранее присоединенных энергопринимающих устройств. Причиной обращения (пункт 4 заявки) указано - увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Не получив от ОАО "ИЭСК" в установленный срок проект договора об осуществлении технологического присоединения, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направило в Иркутское УФАС России жалобу на действия ОАО "ИЭСК.
Определением от 17.06.2022 N 038/949/22 возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
Управление установило, что письмом от 29.12.2021 N 1321 в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направлено уведомление о необходимости корректировки сведений (документов) по заявке от 23.12.2021, полученное последним 09.02.2022 в сервисном центре ООО "Иркутскэнергосбыт". Доказательства направления уведомления в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в течение 3 дней со дня получения заявки в адрес заявителя не представлены. Письмо от 29.12.2021 направлено заявителю только 29.01.2022. Кроме того, данное письмо не содержит указание на конкретные сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).
Поскольку в установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения срок уведомление о необходимости предоставления недостающих документов по заявке N 454 в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" не направлено, ОАО "ИЭСК" обязано было в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки (в срок до 01.02.2022) направить проект договора в адрес заявителя. В указанный срок проект договора не направлен.
По факту нарушения установленного порядка технологического подключения к электрическим сетям, а именно - пункта 15 Правил технологического присоединения, антимонопольными органом в отношении Общества 10.08.2022 составлен протокол N 038/144/22 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса (с учетом повторности).
Постановлением Иркутского УФАС России от 01.02.2023 ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.
В соответствии с Правилами технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6).
К заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 настоящих Правил, прилагаются документы, указанные в подпункте "д" пункта 10 настоящих Правил, а также копии технических условий, выданных заявителям, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки в соответствии с абзацем вторым пункта 41 настоящих Правил. Копии технических условий, выданных заявителям, мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки, предоставляются по запросу смежной сетевой организации, в которую подана заявка, в течение 5 дней со дня поступления такого запроса (пункт 13(1)).
В адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений (пункт 15).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что 23.12.2021 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось с заявкой об осуществлении технологического присоединения с целью осуществления технологического присоединения - увеличения мощности по ТЭЦ-11 ЗРУ-35 кВ яч.9, яч.10 по адресу: г. Усолье-Сибирское, заявка поступила в сервисный центр ООО "Иркутскэнергосбыт" (зарегистрирована 13.01.2022 вх. N 454), направлена в ОАО "ИЭСК" и получена им 29.12.2021, что Обществом подтверждено, следовательно, ОАО "ИЭСК" должно было направить проект договора в течение в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. Однако Общество не исполнило обязанность по направлению проекта договора технологического присоединения и технических условий в срок, установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения.
Уведомление от 29.12.2021, на которое ссылается ОАО "ИЭСК", направлено Обществом на электронную почту badaeva@oblkomenenergo.ru и через сервисный центр ООО Иркутскэнергосбыт 28.01.2022 и получено ОГУЭП Облкоммунэнерго 28.01.2022 по электронной почте и в сервисном центре ООО "Иркутскэнергосбыт" 09.02.2022.
Доказательства направления ОАО "ИЭСК" в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки в адрес заявителя уведомления о представлении недостающих документов в материалы дела не представлены.
Кроме того, суды верно отметили, что названное письмо от 29.12.2021 не содержит указание на конкретные сведения (документы), которые в соответствии с Правилами технологического присоединения должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам).
При таких обстоятельствах, поскольку в установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения срок уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений и документов по заявке N 454 в адрес ОГУЭП "Облкоммунэнерго" не направлено, доказательства обратного не представлены, суды правильно признали, что ОАО "ИЭСК" обязано в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки (в срок до 01.02.2022) направить проект договора в адрес заявителя для подписания.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов со ссылкой на несоответствие заявки ОГУЭП "Облкоммунэнерго" установленным требованиям ввиду непредставления технических условий и на неприведение заявки в соответствие с установленными требованиями после получения уведомления от 29.12.2021, не опровергают правильность вывода судов о наличии неправомерных действий (бездействия) ОАО "ИЭСК" в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго", выразившихся в ненаправлении проекта договора об осуществлении технологического присоединения.
Довод Общества о том, что вменяемое нарушение не является повторным, поскольку по делу N А19-5688/2020 Общество привлечено к административной ответственности за нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, не может быть принят во внимание, как несостоятельный в правовом отношении.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.
Однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (пункт 19.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Поскольку в период совершения административного правонарушения, оспариваемого по данному делу, Общество считалось подвергнутым административному наказанию по части 2 статьи 9.21 Кодекса за нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что подтверждается судебными актами по делу N А19-5688/2020, и вновь совершило однородное административное правонарушение, административный орган правомерно квалифицировал его как повторное и применил наказание в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Суды мотивированно признали, что в данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, оснований, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа не имеется, поскольку обстоятельства рассматриваемого правонарушения не являются исключительными, а обязательного установления факта причинения ущерба кому-либо или же наступления неблагоприятных последствий ввиду допущенного правонарушения положения Кодекса не требуют.
Отклоняя доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, суд кассационной инстанции учитывает, что в соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2023 года по делу N А19-2728/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в период совершения административного правонарушения, оспариваемого по данному делу, Общество считалось подвергнутым административному наказанию по части 2 статьи 9.21 Кодекса за нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что подтверждается судебными актами по делу N А19-5688/2020, и вновь совершило однородное административное правонарушение, административный орган правомерно квалифицировал его как повторное и применил наказание в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Суды мотивированно признали, что в данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, оснований, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа не имеется, поскольку обстоятельства рассматриваемого правонарушения не являются исключительными, а обязательного установления факта причинения ущерба кому-либо или же наступления неблагоприятных последствий ввиду допущенного правонарушения положения Кодекса не требуют."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2023 г. N Ф02-5816/23 по делу N А19-2728/2023