город Иркутск |
|
13 ноября 2023 г. |
Дело N А19-20814/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Ламанского В.А., Клепиковой М.А.,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" - Волкова Павла Сергеевича (доверенность от 21.07.2023), Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области - Рябиковой Алены Юрьевны (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 февраля 2023 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2023 года по делу N А19-20814/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" (ОГРН 1063848018585, ИНН 3821014249, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, далее - Министерство социального развития), Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1213800010412, ИНН 3808273847, далее - Министерство транспорта) о взыскании за счет казны Иркутской области 719 711 рублей 89 копеек убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 февраля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2023 года, иск удовлетворен. Убытки взысканы с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области за счет казны Иркутской области.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства) ответчика и наличие причинно-следственной связи между нарушением и возникшими убытками не подтверждены. Основания для взыскания убытков отсутствуют в связи с наличием на транспортных средствах в июле 2021 года считывающего устройства, несоблюдением истцом обязательной административной процедуры согласования расчетов сумм субсидии с уполномоченным органом.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским и пригородным автомобильным транспортом на территории Иркутской области, в том числе лиц, включенных в федеральный и региональный регистр льготных категорий граждан, которым предоставлена льгота при оплате проезда.
В целях обеспечения на территории Иркутской области равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, а также возмещения затрат организациям, осуществляющим перевозку граждан по единым социальным билетам, Правительством Иркутской области принято постановление от 18.11.2013 N 521-пп (далее - Постановление N 521-пп).
Обществом (перевозчик) и Министерством социального развития 24.12.2020 заключено соглашение N 05-5302360-20-11 о предоставлении из областного бюджета в 2021 году субсидии на возмещение недополученных доходов (затрат) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам льготных категорий граждан.
В период январь-июнь 2021 года данное соглашение исполнялось сторонами с учетом ведения обществом реестров учета единых социальных проездных билетов на основании Постановления N 521.
Министерство социального развития отказало обществу в предоставлении субсидии в размере 719 711 рублей 89 копеек. Ссылаясь на недополученный доход, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал иск обоснованным по праву и по размеру.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Истец как лицо, осуществляющее перевозку льготной категории граждан, в силу пунктов 12(1), 12(2), 17(2) Положения N 521-пп (в ред. Постановления N 590-пп) и соглашения от 24.12.2020 имеет право на получение субсидии в пределах бюджетных лимитов в связи с предоставлением льгот по проезду граждан в городском/пригородном сообщении и увеличением в текущем финансовом году тарифа за одну поездку (пассажиро-километр).
Разногласия сторон касаются обоснованности расходов, понесенных обществом в связи с осуществлением пассажирских перевозок льготных категорий граждан.
В данном случае отказ Министерства социального развития в предоставлении субсидии перевозчику на сумму 617 212 рублей 80 копеек и 102 499 рублей 09 копеек обусловлен неверным определением последним количества совершенных поездок льготными пассажирами (июль) и отсутствием согласования перерасчета недополученных расходов в связи с изменением тарифа на перевозки пассажиров в текущем году с 1,87 до 1,94 рублей за одну поездку с Министерством транспорта и дорожного хозяйства (февраль-июль).
Вместе с тем, нарушения порядка согласования расчета недополученных расходов судами не выявлено.
Судами установлено, что с 01.12.2021 Министерство транспорта и дорожного хозяйства было наделено полномочиями по предоставлению субсидий в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам льготных категорий граждан. Замена уполномоченного органа произведена постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2021 N 853-пп.
В декабре 2021 года заместителем руководителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Золотаревой О.Ю. обществу дано разъяснение о том, что все расчеты следует сдавать напрямую в Министерство социального развития, расчеты будут согласованы на совещании непосредственно с участием указанного органа (Министерства транспорта). Судами также учтено, что расходы за последующие периоды август-декабрь, возмещенные транспортной организации, также были представлены напрямую в Министерство социального развития.
В этой связи суды обоснованно удовлетворили иск на сумму 102 499 рублей 09 копеек.
В отношении иных выводов суд округа отмечает следующее.
Как следует из материалов дела, при расчете суммы расходов за июль 2021 года количество совершенных поездок льготными пассажирами определено перевозчиком исходя из среднего количества поездок с января по июнь 2021 года. Такой расчет мотивирован отсутствием на транспортных средствах в спорный период считывающих устройств (валидаторы). По мнению ответчика, количество совершенных поездок должно определяться на основании сведений, переданных с валидаторов.
В связи с внедрением по всей территории Иркутской области электронного учета поездок отдельных категорий граждан, постановлением Правительства Иркутской области от 30.07.2021 N 530-пп утвержден соответствующий порядок возмещения сумм расходов перевозчиков за предоставление права проезда отдельным категориям граждан без взимания провозной платы в период с 01 по 31 июля 2021 года
Согласно абзацам 11-15 пункта 12 (2) Положения N 521-пп (в ред. Постановления N 530-пп) в случае отсутствия у перевозчика в транспортном средстве установленного считывающего устройства (валидатора), необходимого для учета электронным социальных проездных билетов, при определении расчета суммы расходов перевозчика количество совершенных поездок гражданами определяется из расчета среднего количества указанных поездок по формуле Квозм = К1 / М (К1 - общее количество совершенных поездок льготными гражданами по июнь включительно, М - количество месяцев, в которых осуществлялась перевозка).
Для получения субсидии за июль 2021 году перевозчик помимо документов, ранее установленных пунктом 12(1) Положения N 521-пп, дополнительно предоставил информацию об отсутствии в транспортных средствах установленного считывающего устройства (валидатора) и расчет среднего количества совершенных поездок гражданами сопровождающими лицами у перевозчика, произведенный за период с января по июнь 2021 года включительно.
Указанные сведения ответчик не опроверг. Доказательства наличия в июле 2021 года считывающих устройств (валидаторы) в транспортных средствах, которые указаны истцом в перерасчете суммы расходов, ответчик не представил (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для возмещения истцу недополученного дохода в размере 617 212 рублей 80 копеек.
Номы материального права к установленным фактическим обстоятельствам по делу применены судами правильно.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не опровергают изложенных в принятых судебных актах выводов и фактически направлены на переоценку доказательств и обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций с соблюдением требований процессуального законодательства, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права судами не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 февраля 2023 года по делу N А19-20814/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацам 11-15 пункта 12 (2) Положения N 521-пп (в ред. Постановления N 530-пп) в случае отсутствия у перевозчика в транспортном средстве установленного считывающего устройства (валидатора), необходимого для учета электронным социальных проездных билетов, при определении расчета суммы расходов перевозчика количество совершенных поездок гражданами определяется из расчета среднего количества указанных поездок по формуле Квозм = К1 / М (К1 - общее количество совершенных поездок льготными гражданами по июнь включительно, М - количество месяцев, в которых осуществлялась перевозка).
Для получения субсидии за июль 2021 году перевозчик помимо документов, ранее установленных пунктом 12(1) Положения N 521-пп, дополнительно предоставил информацию об отсутствии в транспортных средствах установленного считывающего устройства (валидатора) и расчет среднего количества совершенных поездок гражданами сопровождающими лицами у перевозчика, произведенный за период с января по июнь 2021 года включительно."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 ноября 2023 г. N Ф02-5464/23 по делу N А19-20814/2022