г. Чита |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А19-20814/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2023 года по делу N А19-20814/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" (ОГРН 1063848018585, ИНН 3821014249) к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986) в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299), в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1213800010412, ИНН 3808273847) о взыскании 719 711,89 рублей,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - ответчик -1, Минсоцразвития), в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик -2, Минфин), в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (далее - ответчик -3, Минтранспорта) о взыскании за счет казны Иркутской области 719 711,89 руб. убытков.
Решением суда от 01 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик -3 обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку надлежало применению Положение N 521-пп в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.10.2021 N 731-пп; у Минсоцразвития имеется информация о перевозке льготных категорий граждан на основании электронных проездных билетов, которые считывались валидаторами.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил согласие с решением суда первой инстанции, указав на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик -1 выразил согласие с решением суда первой инстанции в части определения надлежащего ответчика, в оставшейся части просил решение суда отменить.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Ломако Н.А. на судью Басаева Д.В.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Ломако Н.В.
Определением суда от 21 июня 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Ломако Н.В. на судью Скажутину Е.Н.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
21 декабря 2020 года между ООО "Народный маршрут" (далее-перевозчик) и Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на период 2021 год заключено соглашение о предоставлении субсидии перевозчику, который осуществляет перевозку пассажиров, относящихся в отдельным категориям граждан и оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области от 24 декабря 2020 года N 05-5302360-20-11, предметом которого является предоставление в 2021 году перевозчику субсидии из областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание им мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (п. 1.1. соглашения).
Перевозка пассажиров осуществляется в соответствии со следующими маршрутами:
N 3 "Конечная - "Поликлиника" - Конечная";
N 4 "Привокзальный - 4-й микрорайон - Привокзальный";
N 5 "Продбаза" - "Автостанция"-Микрорайон ~ "Поликлиника" - "Продбаза";
N 6 "Продбаза" - "Поликлиника" - Микрорайон - "Ирказ" -"Продбаза";
N 8 "п.Лесной (Конечная) - Автостанция - (г.Шелехов) -Конечная (г.Шелехов)";
N 101 "Автостанция гШелехов - п.Пионерск";
N 102 "Автосташщя г.Шелехов- с.Баклаши - с.Введенщина";
N 104 "Автостанция г.Шелехов - п. Чистые Ключи - с. Введенщина";
N 112 "Лодочная станция с.Баклаши- Поликлиника г.Шелехов-Лодочная станция
с.Баклаши";
N 119 "г. Шелохов (Автостанция) - г.Иркутск (Цирк) г.Шелехов - (Автостанция)";
N 120 "Шелехов (ост. Конечная) - Иркутск (ост. Автовокзал) -Шелехов (ост. Конечная)";
N 126 "Шелехов (ост. Гончарово) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) -Шелехов (ост. Гончарово)";
N 321 "г.Шелехов (ост.Бопус)-г.Иркутск(сквер им.Кирова) - г.Шелехов (ост.Бонус)";
N 333 "Шелехов (Бонус) - Иркутск (Ц. Рынок) - Шелехов (Бонус)";
N 334 "Шелехов (ост. Автостанция) - Иркутск (ост. Ц. Рынок) -Шелехов (ост. Автостанция)" (пункт 1.2 соглашения).
В период с января по июнь 2021 года ООО "Народный маршрут" осуществляло ведение реестров учета единых социальных проездных билетов с получением субсидий в рамках положений постановления Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года N 521-пп "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области" (далее - Положение N 521-пп).
В связи с внедрением по всей территории Иркутской области электронного учета поездок отдельных категорий граждан. Постановлением Правительства Иркутской области от 30 июля 2021 года N 530-пп утвержден соответствующий порядок возмещения сумм расходов перевозчиков за предоставление права проезда отдельным категориям граждан без взимания провозной платы в период с 01 по 31 июля 2021 года.
Для получения субсидий за июль 2021 году перевозчику помимо документов, ранее установленных пунктом 12(1) Положение N 521-пп, необходимо дополнительно предоставить информацию об отсутствии у перевозчика в транспортном средстве установленного считывающего устройства (валидатора) и расчет среднего количества совершенных поездок гражданами сопровождающими лицами у перевозчика, произведенный за период с января по июнь 2021 года включительно.
В рамках исполнения положений Постановления 530-пп, ООО "Народный маршрут" 08.09.2021 направило ответчику акт передачи документов, предусмотренных пунктом 12(1) Положения.
Истец, выполнив требования, установленные вышеуказанными подзаконными актами, обратился к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области за предоставлением субсидий в общей сумме 719 711, 89 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требования, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ определен перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При этом финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3-1, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности (часть 4 статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
С учетом подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, положений статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчиком по настоящему делу должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот - Иркутская область.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", далее - постановление N 23).
Как следует из пункта 1 Положение N 521-пп уполномоченным органом по организации предоставления субсидий перевозчикам является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - уполномоченный орган), субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до уполномоченного органа на цели, указанные в настоящем пункте. Пункт 18 указанного положения устанавливает, что уполномоченный орган, служба государственного финансового контроля Иркутской области осуществляют проверку соблюдения перевозчиками условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с законодательством.
В силу требований статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 3, 11 положения "О министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп, министерство является субъектом, который уполномочен на представление интересов Иркутской области в данном споре (споре о возмещении расходов транспортных предприятий при осуществлении перевозки льготных пассажиров).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В Иркутской области уполномоченным органом по организации предоставления субсидий перевозчикам и главным распорядителем бюджетных средств является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Случаи и порядок предоставления соответствующих субсидий определены в статье 21 Закона Иркутской области от 08 декабря 2014 года N 146 - ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Подпунктом 17 пункта 1 статьи 21 Закона Иркутской области от 08 декабря 2014 года N 146-ОЗ предусмотрено предоставление указанных субсидий в случае оказания услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в соответствии со статьями 69, 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Иркутской области утверждено Положение N 521-пп.
Положение N 521-пп определяет порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, в форме приобретения единого социального проездного билета либо электронного проездного билета на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением, либо электронного социального проездного билета на основе использования электронного носителя, дающих право на проезд на всех видах общественного транспорта в городском сообщении (кроме такси) и общественного автомобильного транспорта в пригородном сообщении (кроме такси), а также условия и порядок предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - субсидии), категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий (далее - перевозчики), а также порядок возврата субсидий (остатков субсидий).
Пунктом 2 Положения N 521-пп предусмотрено, что под отдельными категориями граждан понимаются категории граждан в соответствии со списком граждан (Приложение N 1 к Положению), оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.
Граждане имеют право на проезд транспортом общего пользования городского сообщения (кроме такси) и (или) автомобильным транспортом пригородного сообщения (кроме такси).
Согласно пункту 3 указанного Положения N 521-пп для реализации права на проезд транспортом общего пользования городского сообщения (кроме такси) и (или) автомобильным транспортом пригородного сообщения (кроме такси) гражданами приобретается единый социальный проездной билет либо электронный социальный проездной билет.
Объем транспортных услуг по социальным проездным билетам, предоставленных гражданам, определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку и (или) тарифов за пассажирокилометр, установленных на дату принятия закона Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, среднего расстояния перевозки, а также фактического количества совершенных поездок гражданами, но не более 30 поездок на общественном транспорте в городском сообщении и (или) не более 20 поездок на общественном автомобильном транспорте в пригородном сообщении в месяц (пункт 14 Положения).
Положением предусмотрено, что количество совершенных поездок гражданами, принимаемых к возмещению у одного перевозчика, определяется исходя из фактически совершенных поездок гражданами, но не более 30 поездок на проезд на общественном транспорте в городском сообщении и (или) не более 20 поездок на проезд на общественном автомобильном транспорте в пригородном сообщении в месяц (пункт 12 (4) Положение N 521-пп).
Постановлением Правительства Иркутской области от 24 августа 2016 года N 508-пп внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года N 521-пп.
В пункте 12 (4) Положение N 521-пп установлено, что количество совершенных поездок гражданами, принимаемых к возмещению у одного перевозчика, определяется исходя из фактически совершенных поездок гражданами, но не более 100 поездок транспортом в городском сообщении и (или) 20 поездок транспортом в пригородном сообщении в месяц.
Пунктом 12 (6) закреплено, что распределение субсидий перевозчикам по электронным социальным проездным билетам осуществляется с учетом доли поездок исходя из фактически совершенных поездок гражданами, но не более 100 поездок транспортом в городском сообщении и (или) 20 поездок транспортом в пригородном сообщении в месяц.
Пунктом 14 предусмотрено следующее: объем транспортных услуг по единым социальным проездным билетам, предоставленных гражданам на проезд:
Транспортом в городском сообщении - определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку, установленных на дату принятия закона Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и 100 поездок в месяц;
Транспортом в пригородном сообщении - определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за пассажирокилометр, установленных на дату принятия закона Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, среднего расстояния перевозки и 20 поездок в месяц.
Объем транспортных услуг по электронным социальным проездным билетам, предоставленных гражданам, определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку и (или) тарифов за пассажирокилометр, установленных на дату принятия закона Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, среднего расстояния перевозки, а также фактического количества совершенных поездок гражданами, но не более 100 поездок транспортом в городском сообщении и (или) не более 20 поездок транспортом в пригородном сообщении в месяц.
Пунктом 2 Постановления правительства Иркутской области от 24 августа 2016 года N 508-пп установлено, что предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - субсидии) в соответствии с пунктами 12(3), 12(4), 12(6), 14 Положения (в редакции настоящего постановления), осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключенных с юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, имеющими право на получение субсидий (далее - перевозчики), в период с 1 января 2016 года по 31 июля 2016 года за вычетом сумм субсидий, ранее предоставленных перевозчикам по указанным соглашениям до дня вступления в силу настоящего постановления.
Пунктом 3 Постановления правительства Иркутской области от 24 августа 2016 года N 508- пп установлено, что для предоставления субсидий в соответствии с пунктами 12(3), 12(4), 12(6), 14 Положения (в редакции настоящего постановления) перевозчики в срок до 30 сентября 2016 года представляют в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области следующие документы:
расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом фактически совершенного количества поездок гражданами, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, но не более 100 поездок транспортом в городском сообщении и (или) 20 поездок транспортом в пригородном сообщении в месяц, размера ранее предоставленной субсидии за аналогичный период, а также суммы, подлежащей возмещению перевозчику и рассчитанной оператором за пополнение электронного социального проездного билета с учетом доли поездок по форме (прилагается);
расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом фактически совершенного количества поездок гражданами, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Иркутской области, но не более 100 поездок транспортом в городском сообщении и (или) 20 поездок транспортом в пригородном сообщении в месяц, размера ранее предоставленной субсидии за аналогичный период, а также суммы, подлежащей возмещению перевозчику и рассчитанной оператором за пополнение электронного социального проездного билета с учетом доли поездок по форме (прилагается);
3) счета-фактуры либо счета на оплату услуг перевозчика.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31 августа 2016 N 537-пп внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области от 18 ноября 2013 года N 521-пп.
Абзац 2 пункта 14 изложен в следующей редакции: Транспортом в городском сообщении - определяется исходя из установленных в соответствии с законодательством тарифов за одну поездку, установленных на дату принятия закона Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и 38 поездок в месяц.
Пунктом 2 Постановления Правительства Иркутской области от 31 августа 2016 года N 537-пп установлено, что предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении и транспортом в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области (далее - субсидии), в соответствии с пунктами 12(3) - 12(6), 14 Положения (в редакции настоящего постановления) осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключенных с юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, имеющими право на получение субсидий (далее - перевозчики), в период с 1 января 2016 года по 30 сентября 2016 года.
Пунктом 3 Постановления правительства Иркутской области от 31 августа 2016 года N 537- пп установлено, что для предоставления субсидий в соответствии с пунктами 12(3) - 12(6), 14 Положения (в редакции настоящего постановления) перевозчики в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области следующие документы:
1) расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом фактически совершенного количества поездок гражданами, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, но не более 38 поездок транспортом в городском сообщении в месяц по форме (прилагается), согласованный со службой по тарифам Иркутской области (за исключением муниципального транспорта);
2) расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом фактически совершенного количества поездок гражданами, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, но не более 20 поездок транспортом в пригородном сообщении в месяц по форме (прилагается), согласованный министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и службой по тарифам Иркутской области (за исключением муниципального транспорта);
3) счета-фактуры либо счета на оплату услуг перевозчика.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 14 января 2021 года N 1-спр был установлен предельный максимальный тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении в размере 1,94 рубля за один пассажирокилометр.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с условиями, предусмотренными пунктами 17(2), 17(3) Положения, ООО "Народный маршрут" направило в адрес Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области документы для оплаты акты от 10 ноября 2021 года на общую сумму 102 499, 09 рублей
Письмами от 08 ноября 2021 года, 09 ноября 2021 года, 23 ноября 2021 года ООО "Народный маршрут" отказано в получении субсидий.
В соответствии с Положением N 521-пп на территории муниципальных образований Иркутской области с 1 июля 2021 года реализация права на проезд транспортом в городском сообщении, транспортом в пригородном сообщении осуществляется только на основании электронного социального проездного билета.
Согласно пункту 4(1) Положения 521-пп реализация права на проезд транспортом в городском сообщении или транспортом в пригородном сообщении на основании электронного социального проездного билета обеспечивается с использованием автоматизированной системы оплаты проезда на территории Иркутской области по электронным проездным билетам на основе использования универсальной электронной карты с записанным электронным транспортным приложением, по электронным социальным проездным билетам на основе использования электронного носителя, оператором которой является областное государственной автономное учреждение "Информационно- технический центр Иркутской области" (далее - информационнотехнический центр).
Положением N 521-пп предусмотрено, что в случае отсутствия в период с 1 по 31 июля 2021 года у перевозчика в транспортном средстве установленного считывающего устройства (валидатора), необходимого для учета электронных социальных проездных билетов, расчет суммы расходов перевозчика определяется из расчета среднего количества совершенных поездок гражданами, сопровождающими лицами у перевозчика (пункт 12(2) Положения 521-пп).
В рамках исполнения положений Постановления N 530-пп, ООО "Народный маршрут" 08 сентября 2021 года направлен акт передачи документов ответчику, предусмотренных пунктом 12(1) Положения.
Общая сумма субсидий ООО "Народный маршрут" за июль 2021 года составляет 617 212, 80 рублей
25 октября 2021 года ООО "Народный маршрут" повторно отправлена претензия о необходимости перечисления субсидий.
Письмом от 28 октября 2021 года Министерство социального развития, опеки и попечительства отказало в возмещении расходов ООО "Народный маршрут" за июль 2021 года.
На основании пункта 7 Положения N 521- пп, право на предоставление субсидий имеют перевозчики - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении из пункта отправления в пункт назначения, а также если:
-у перевозчика отсутствуют факты нецелевого и неэффективного использования ранее предоставленных из областного бюджета субсидий;
-у перевозчика имеется лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
-перевозчик оказывает услуги по перевозке пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской области;
-перевозчик включен в реестр (перечень) перевозчиков пассажиров и багажа транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском (пригородном) сообщении соответствующего муниципального образования Иркутской области;
-перевозчик включен в реестр (перечень) перевозчиков пассажиров и багажа транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении на территории Иркутской области, утвержденный министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области;
-перевозчик установил стоимость единого социального проездного билета в размере 150 рублей.
Факт наличия лицензии и отсутствие нецелевого и неэффективного использования ранее предоставленных из областного бюджета субсидий ответчик не оспаривает.
В соответствии с пунктом 8 Положения, условиями предоставления перевозчикам субсидий являются:
1) соответствие перевозчика критериям, установленным пунктом 7 настоящего Положения;
2) предоставление перевозчиком достоверных сведений, содержащихся в документах, предоставляемых им в уполномоченный орган;
3) заключение соглашения о предоставлении субсидий (далее - Соглашение).
Суд первой инстанции правильно указал, что требования ООО "Народный маршрут" к ответчику о возмещении убытков в связи с изменением тарифа (перерасчет тарифа) основаны на ранее подтвержденном и согласованном ответчиком объеме перевезенных пассажиров - количестве совершенных поездок за период январь - июнь 2022 года, что подтверждается актами сверки талонов за и актами сверки реестра учета ЭСПБ за спорный период.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, указывало о несогласовании расчетов сумм расходов (перерасчет тарифа) за период февраль - июнь 2021 года с министерством транспорта и дорожного хозяйства.
Вместе с тем, из акта передачи документов для оплаты следует, что ООО "Народный маршрут" передало для возмещения убытков за период февраль - сентябрь 2021 года (перерасчет тарифа).
Все предоставленные для оплаты расчеты сумм расходов помесячно не согласованы с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области в связи с тем обстоятельством, что на момент декабря 2021 года заместителем Министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Золотаревой О.Ю. пояснено генеральному директору истца Чугуевской М.А., чтобы все расчеты сдавали напрямую в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, поскольку расчеты будут согласованы Золотаревой О.Ю. непосредственно при участии в совещании с Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Подтверждением вышеуказанных обстоятельств является тот факт, что расчеты сумм расходов за период август - сентябрь 2022 года оплачены Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, несмотря на то, что данные расчеты так же сданы без согласования с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.
Судом первой инстанции учтено, что в целях возмещения расходов за период февраль-июнь 2021 года вследствие изменения тарифа истец направлял в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области расчеты сумм расходов за период февраль - июнь 2021 года. Расчеты предоставлены ООО "Народный маршрут" в виде отдельных документов - расчетов помесячно, т.е. всего 5 расчетов сумм расходов - 5 документов.
Исходя из установленных по делу обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о документальном подтверждении заявленных к возмещению расходов.
Учитывая, что истцом выполнены все требования, установленные постановлениями Правительства Иркутской области от 24 августа 2016 года N 508-пп, от 31 августа 2016 года N 537-пп, суд первой инстанции правомерно установил, что у Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидий.
Перечисление бюджетных ассигнований перевозчикам осуществляется территориальным управлением уполномоченного органа в течение одного календарного месяца со дня доведения лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство (причинившем вред); вина такого лица предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с Положением N 521-пп министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области наделено полномочиями по предоставлению субсидий в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском и пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.
Замена уполномоченного органа произведена постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2021 года N 853-пп.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, отраженным в постановлении от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации", в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц) в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде.
Правомерно руководствуясь изложенными разъяснениями, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно установил надлежащего ответчика - Иркутскую область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.
При установленных по делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда об отсутствии оснований для взыскания убытков, основанными на оценке представленных в материалы дела доказательств, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2023 года по делу N А19-20814/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20814/2022
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, ООО "Народный маршрут"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области