город Иркутск |
|
16 ноября 2023 г. |
Дело N А58-7334/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Клепиковой М.А., Курочкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2023 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2023 года по делу N А58-7334/2021,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435058287, ОГРН 1031402044563) обратилась в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" (ИНН 1435178584, ОГРН 1061435055637, далее - общество), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105, далее - министерство) о признании недействительным соглашения о предоставлении субсидии от 18.12.2020 N С-968/11 и применении последствий недействительности сделки в виде возврата полученной субсидии в сумме 12 500 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора, привлечена Счетная палата Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2022 года иск удовлетворен.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2023 года судебное решение от 21 июня 2022 года пересмотрено и отменено по новым обстоятельствам на основании пункта 2 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с признанием недействительным Соглашения N С-86/11 от 30.03.2020 (решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года по делу N А58-7333/2021), положенного в основу принятого судебного акта.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2023 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что соглашения (оспариваемое по настоящему делу и оспоренное в рамках дела N А58-7333/2021) предусматривают различные затраты, нецелевое использование бюджетных средств не установлено; наличие задолженности ответчика по налогам и сборам не подтверждено.
Отзыв на жалобу не поступил.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между министерством и обществом (получатель) подписано соглашение от 18.12.2020 N С-968/11 (далее - Соглашение), во исполнение которого обществу из республиканского бюджета в 2020 году предоставлена субсидия на возмещение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины в сумме 12 500 000 рублей.
Полагая, что субсидия предоставлена юридическому лицу не соответствующему установленным требованиям, Прокуратура обратилась в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 38, частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признали иск обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам урегулирован Порядком предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины, утвержденным приказом министерства от 26.02.2020 N 126 (далее - Порядок).
Согласно подпунктам "а", "б", "д", "ж" пункта 2.24, подпункта "ж" пункта 2.1 Порядка условиями предоставления субсидии является, в том числе, включение лица в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве, отсутствие у получателя субсидии просроченной задолженности перед государственным бюджетом, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате по состоянию на дату подачи заявления и неполучение им средств из государственного бюджета на те же указанные цели.
В случае несоответствия заявителя указанным требованиям или недостоверности представленной информации заявление на участие в отборе подлежит отклонению (пункт 2.16 Порядка).
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая имеющие преюдициальное значение для разрешения спора обстоятельства, установленные по делу N А58-7333/2021, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии общества требованиям, предъявляемым к претенденту на получение субсидии, и, как следствие, об удовлетворении иска. При этом суды исходили из того, что по состоянию на 01.01.2020 у общества имелась задолженность по налогам, сборам, взносам, пеням, штрафам и процентам на общую сумму 4 971 417 рублей 05 копеек (в том числе, по налогам более 1 728 360 рублей); изначально общество предоставило недостоверные сведения о неполучении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на те же цели, на которые предоставлена настоящая субсидия; предоставление обществу субсидии в рамках подпрограммы "Промысловая охота и рыбохозяйственный комплекс" противоречит целям и задачам основной государственной программы, утвержденной Указом главы Республики Саха (Якутия) N 873 от 10.12.2019 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы", Федеральному закону от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Закону Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 1619-3 N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)" (не относится к сельскохозяйственному товаропроизводителю).
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Материалы дела исследованы нижестоящими судами полно, всесторонне и объективно. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено. Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не являются основанием для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 мая 2023 года по делу N А58-7334/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая имеющие преюдициальное значение для разрешения спора обстоятельства, установленные по делу N А58-7333/2021, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии общества требованиям, предъявляемым к претенденту на получение субсидии, и, как следствие, об удовлетворении иска. При этом суды исходили из того, что по состоянию на 01.01.2020 у общества имелась задолженность по налогам, сборам, взносам, пеням, штрафам и процентам на общую сумму 4 971 417 рублей 05 копеек (в том числе, по налогам более 1 728 360 рублей); изначально общество предоставило недостоверные сведения о неполучении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на те же цели, на которые предоставлена настоящая субсидия; предоставление обществу субсидии в рамках подпрограммы "Промысловая охота и рыбохозяйственный комплекс" противоречит целям и задачам основной государственной программы, утвержденной Указом главы Республики Саха (Якутия) N 873 от 10.12.2019 "О государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы", Федеральному закону от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Закону Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 1619-3 N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)" (не относится к сельскохозяйственному товаропроизводителю)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 ноября 2023 г. N Ф02-5539/23 по делу N А58-7334/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5539/2023
26.07.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3932/2022
24.05.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7334/2021
03.02.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7334/2021
26.01.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5960/2022
27.09.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3932/2022
21.06.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7334/2021