город Иркутск |
|
17 ноября 2023 г. |
Дело N А33-4922/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей: Качукова С.Б., Палащенко И.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корнеевой Т.Д.,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" Ворошиловой Марины Александровны (доверенность от 02.11.2022, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва на решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 июня 2023 года по делу N А33-4922/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" (далее - учреждение, университет) обратилось в арбитражный суд с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - управление) об обязании принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество (административно-бытовое здание, омшаник, сарай, баня, летняя кухня) с кадастровыми номерами 19:10:060301:98, 19:10:060301:38, 19:10:060301:109, 19:10:060301:108, 19:10:060301:110, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 19:10:060301:107, по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал Баинов, ул. Береговая, д. 27А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2023 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе приведены доводы о ненадлежащем исполнении истцом, как лицом, владеющим спорным имуществом на праве оперативного управления, обязанности по его содержанию, повлекшем невозможность его дальнейшего использования по назначению. Истцу следовало произвести процедуру списания спорного имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".
В устных пояснениях и представленном отзыве университет, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов, просит оставить их без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником нежилых зданий (административно-бытовое здание, омшаник, сарай, баня, летняя кухня) с кадастровыми номерами 19:10:060301:98, 19:10:060301:38, 19:10:060301:109, 19:10:060301:108, 19:10:060301:110, а также расположенного под ними земельного участка с кадастровым номером 19:10:060301:107 по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, аал Баинов, ул. Береговая, д. 27А.
Указанные здания и земельный участок предоставлены университету на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования для осуществления уставной деятельности.
Поскольку вышеуказанные объекты длительное время не используются по назначению, университет неоднократно обращался к ответчику по вопросу принятия данного имущества в казну Российской Федерации.
Вопрос о прекращении права оперативного управления и постоянного бессрочного пользования университета на данное имущество согласован с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 27.04.2021.
28.10.2022 ответчик отказался принять имущество в казну Российской Федерации, указав на необходимость рассмотрения вопроса о списании объектов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения университета в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 209, 216, 235, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из отсутствия законных оснований по непринятию ответчиком имущества в казну Российской Федерации.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
На основании пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в числе прочего, является отказ собственника от права собственности.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, в том числе закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пунктов 5.21 и 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления федеральных государственных учреждений, а также без согласия федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления указанных учреждений.
Руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о наличии у университета права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, и права на передачу его управлению, как органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
В отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Указанные выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
Доводы заявителя о ненадлежащем исполнении истцом обязанности по содержанию спорного имущества, повлекшем невозможность его использования по целевому назначению, подлежат отклонению как документально не подтвержденные.
Необходимость осуществления истцом мероприятий по списанию спорного имущества в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", судами в рассматриваемом случае не установлена.
Кроме того, состояние имущества в силу закона не является препятствиям для принятия его в казну Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 июня 2023 года по делу N А33-4922/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 5.21 и 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления федеральных государственных учреждений, а также без согласия федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления указанных учреждений.
...
В отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Указанные выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
...
Необходимость осуществления истцом мероприятий по списанию спорного имущества в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", судами в рассматриваемом случае не установлена."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 ноября 2023 г. N Ф02-6085/23 по делу N А33-4922/2023