город Иркутск |
|
17 ноября 2023 г. |
Дело N А69-2271/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Ивановой И.Г.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Тыва, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Оюн А.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Салчак С.С.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Ооржак А.О. (доверенность от 09.01.2023, диплом, служебное удостоверение), Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва Казанцевой И.В. (доверенность от 09.01.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва на определение Арбитражного суда Республики Тыва от 11 августа 2023 года по делу N А69-2271/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России, Управление) о признании недействительным предупреждения N ФХ/2406/23 от 10.07.2023 о необходимости расторжения государственного контракта N 98 от 27.06.2023, заключенного с Республиканским казенным предприятием "Авиакомпания "Тувинские авиационные линии" (далее - Предприятие) на оказание услуг по перевозке граждан-получателей государственной социальной помощи к месту санаторно-курортного лечения и обратно авиационным транспортом по маршрутам Кызыл-Северный Аржаан, Северный Аржаан-Кызыл.
10.08.2023 Фонд обратился в суд первой инстанции с заявлением о принятии обеспечительных мер по делу в виде приостановления действия предупреждения Управления N ФХ/2406/2023 от 10.07.2023.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 11 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2023 года, заявление Фонда удовлетворено, действие оспариваемого предупреждения приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Тывинское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции о принятии обеспечительных мер и постановление апелляционного суда как принятые при неправильном применении норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций при принятии обеспечительных мер фактически предрешили исход дела, поскольку дали оценку обстоятельствам, относящимся к существу материально-правовых требований Фонда, что привело к нарушению баланса интересов сторон, ввиду фактического освобождения Фонда от обязанности доказывания факта законности заключения между ним и Предприятием контракта N 98 от 27.06.2023; апелляционный суд в рамках рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для принятия обеспечительных мер неправомерно признал оспариваемое письмо антимонопольного органа ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке; Фондом не представлены доказательства необходимости принятия обеспечительных мер, сам по себе факт заключения контракта в интересах льготной категории граждан не является доказательством того, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта в будущем, причинить Фонду значительный ущерб, как и возможное нарушение прав и законных интересов третьих лиц (льготной категории граждан) не является достаточным основаниям для принятия обеспечительных мер; принятые обеспечительные меры в виде приостановления письма Тывинского УФАС России N ФХ/2406/23 от 10.07.2023 фактически направлены не на сохранение существующего состояния отношений между сторонами, а предопределяют итог рассмотрения спора и могут привести к невозможности исполнения судебного акта.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда возражал против доводов Управления.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Тывинским УФАС России 10.07.2023 в отношении Фонда вынесено предупреждение N ФХ/2406/23 о необходимости прекращения нарушений статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в связи с неправомерным заключением c Предприятием контракта на оказание услуг по перевозке граждан-получателей государственной социальной помощи к месту санаторно-курортного лечения и обратно авиационным транспортом без проведения конкурентных процедур, для чего Фонду необходимо в срок до 17.07.2023 совершить действия по расторжению контракта N 98 от 27.06.2023, заключенного с Предприятием.
Не согласившись с указанным предупреждением, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В ходе рассмотрения дела Фондом подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого предупреждения. В обоснование заявления Фондом было указано, что непринятие обеспечительных мер может повлечь наступление для Фонда негативных последствий в виде возбуждения производства по делу об административном правонарушении и неправомерное привлечение к административной ответственности. Также заявитель ссылался на заключение контракта N 98 от 27.06.2023 в интересах льготной категории граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в порядке исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и частичное его исполнение: часть граждан уже воспользовались своим правом проезда к месту санаторно-курортного лечения; 60 человек находятся по месту лечения, указав также, что в случае расторжения контракта данные граждане будут лишены возможности по окончании лечения вернуться к своему месту жительства, либо вынуждены будут возвращаться за свой счет.
Суды первой и апелляционной инстанций заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия предупреждения удовлетворили, посчитав доказанным заявителем наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в связи со следующим.
Частью 3 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - Постановление N 15) приостановление действия оспариваемого ненормативного правового акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Приостановление действия ненормативного правового акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 14, 15 Постановления N 15, суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия (часть 2 статьи 90 АПК РФ). В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Заявление о принятии обеспечительной меры может быть удовлетворено только при наличии связи испрашиваемой меры с предметом заявленного требования (пункт 17 Постановления N 15).
Руководствуясь положениями приведенных выше норм права и правовыми позициями высшей судебной инстанции, оценив доводы Фонда, приведенные в обоснование необходимости приостановления исполнения предупреждения, учитывая содержание оспариваемого предупреждения, сроки исполнения контракта N 98 от 27.06.2023 (до 31.08.2023), суды установили, что основания для принятия обеспечительных мер в виде приостановления исполнения предупреждения имеются.
Суды учли, что оспариваемое предупреждение обладает признаками ненормативного правового акта и предусматривает за его неисполнение возможность применения к Фонду административной ответственности. Суды обоснованно признали заявленную обеспечительную меру связанной с предметом спора по настоящему делу, и соразмерной ему, принимая во внимание социальную значимость рассматриваемого вопроса, в целях сохранения баланса интересов заинтересованных лиц, предотвращения возможного причинения ущерба заявителю и нарушения прав и законных интересов третьих лиц, указали, что принятие обеспечительных мер будет направлено на сохранение
существующего состояния спорных отношений, в ином случае имеется невозможность исполнения судебного акта в случае удовлетворения заявленного требования.
При этом суды исходили из того, что контракт заключен в интересах граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, а также граждан нуждающихся по медицинским показания в санаторно-курортном лечении. Контракт уже находится в стадии исполнения, и граждане воспользовались своим правом проезда к месту санаторно-курортного лечения, 60 человек находятся по месту такого лечения; расторжение контракта приведет к нарушению прав таких граждан на бесплатный проезд к месту лечения, а граждане, воспользовавшиеся таким правом, будут лишены возможности по окончании лечения вернуться к своему месту жительства, либо вынуждены будут возвращаться за свой счет, что приведет к нарушению прав граждан на меры государственной социальной помощи. По данному маршруту до курорта Уш-Белдир (Северный Аржаан) согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Тыва, утвержденному Постановлением Правительства Республики Тыва от 24.01.2011 N 35, автомобильная дорога отсутствует; железнодорожное сообщение на территории Республики Тыва также отсутствует.
Вопреки доводам Управления, оценка о способе перевозки по данному маршруту судами дана применительно к возможному нарушению прав и интересов льготной категории граждан в случае досрочного расторжения контракта.
Также применительно к положениям пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции указал, что расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке предусмотрено пунктом 10.9 контракта. При этом заказчику необходимо оплатить исполнителю необходимые расходы, понесенные им в целях исполнения контракта. Непринятие заявленной Фондом обеспечительной меры может причинить значительный ущерб, как заявителю, так и третьим лицам.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованным выводам о том, что испрашиваемая Фондом срочная временная мера обеспечит баланс интересов заинтересованных сторон и фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер, в связи с чем удовлетворили заявление Фонда.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды при принятии обеспечительных мер фактически предрешили исход дела, является ошибочным и не учитывает, что мнение суда относительно содержания доказательств на стадии разрешения заявления о принятии обеспечительных мер не имеет безусловного и определяющего исход дела характера. При рассмотрении спора по существу, на момент принятия судебного акта по делу судом дается оценка совокупности собранных по делу доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Ссылка Управления на неправомерное признание апелляционным судом оспариваемого письма ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, в рамках рассмотрения вопроса о принятии обеспечительных мер, не может быть учтена судом округа, поскольку это не привело к принятию незаконного и необоснованного судебного акта в виду наличия оснований для принятия обеспечительных мер.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с принятием судами обеспечительных мер, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего заявления, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Тыва от 11 августа 2023 года по делу N А69-2271/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе рассмотрения дела Фондом подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого предупреждения. В обоснование заявления Фондом было указано, что непринятие обеспечительных мер может повлечь наступление для Фонда негативных последствий в виде возбуждения производства по делу об административном правонарушении и неправомерное привлечение к административной ответственности. Также заявитель ссылался на заключение контракта N 98 от 27.06.2023 в интересах льготной категории граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, в порядке исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и частичное его исполнение: часть граждан уже воспользовались своим правом проезда к месту санаторно-курортного лечения; 60 человек находятся по месту лечения, указав также, что в случае расторжения контракта данные граждане будут лишены возможности по окончании лечения вернуться к своему месту жительства, либо вынуждены будут возвращаться за свой счет.
...
Заявление о принятии обеспечительной меры может быть удовлетворено только при наличии связи испрашиваемой меры с предметом заявленного требования (пункт 17 Постановления N 15).
...
Вопреки доводам Управления, оценка о способе перевозки по данному маршруту судами дана применительно к возможному нарушению прав и интересов льготной категории граждан в случае досрочного расторжения контракта.
Также применительно к положениям пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции указал, что расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке предусмотрено пунктом 10.9 контракта. При этом заказчику необходимо оплатить исполнителю необходимые расходы, понесенные им в целях исполнения контракта. Непринятие заявленной Фондом обеспечительной меры может причинить значительный ущерб, как заявителю, так и третьим лицам."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 ноября 2023 г. N Ф02-6121/23 по делу N А69-2271/2023