город Иркутск |
|
20 ноября 2023 г. |
Дело N А19-5590/2023 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Тютрина Н.Н.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкалтранс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2023 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2023 года по делу N А19-5590/2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Байкалтранс" (ОГРН 1163850055687, ИНН 3811151768) о взыскании 662 310 рублей неустойки за искажение сведений в железнодорожной накладной и 26 623 рублей добора провозной платы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТрансСиб".
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2023 года (резолютивная часть вынесена 15.05.2023), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2023 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 331 155 рублей неустойки и 26 623 рубля провозной платы.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит принятые судебные акты отменить и в удовлетворении иска отказать.
Податель кассационной жалобы указывает на размещение груза в пределах установленных габаритов, принятие истцом груза к перевозке без замечаний.
Истец отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 10.10.2023).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, и в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286, часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.04.2022 на промежуточной станции Белогорск Забайкальской железной дороги обществами "РЖД" (перевозчик) и "ТрансСиб" (грузоотправитель) установлен факт второй степени верхней негабаритности в подвижном составе N 98404916 с грузом "лесоматериалы", следовавшем в прямом международном железнодорожном сообщении от станции Янталь Восточно-Сибирской железной дороги до станции назначения Суфэньхэ Китайских железных дорог (высота одного пакета в первом ярусе составила 550 мм и во втором ярусе - 550 мм, полуширина от оси пути с левой стороны по ходу поезда на восток составляет 920 мм, полуширина с правой стороны по ходу поезда на восток составляет 960 мм, что является нарушением местных технических условий МТУ N ЦФТО-146/р от 22.10.2019). Выявленные нарушения зафиксированы в актах общей формы N 6/413, N 2/6943 и коммерческом акте N ЗБК2201619/81.
Грузоотправитель устранил коммерческую неисправность вагона, о чем составлены акты общей формы от 25.04.2022 N 6/436, N 2/7166. Вагон проследовал до станции назначения.
Ссылаясь на искажение сведений в накладной относительно коммерческой исправности вагона, перевозчик начислил обществу "Байкалтранс" (плательщик провозных платежей) штраф на основании пунктов 4, 5 параграфа 3 статьи 16 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) из-за занижения размера провозных платежей и возникновения обстоятельств, угрожающих безопасности движения в размере 662 310 рублей (132 462 х 5) и произвел перерасчет провозной платы в сумме 26 623 рубля (132 462 - 105 839).
Оставление претензионного письма без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции признал доказанным факт искажения сведений в транспортной железнодорожной накладной и занижения провозных платежей, однако применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к неустойке, удовлетворил иск частично.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в кассационных жалобах, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу параграфа 1 статьи 16 СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Согласно пунктам 4, 5 параграфа 3 статьи 16 СМГС если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений, и при этом устанавливает, что был занижен размер провозных платежей и (или) возникли обстоятельства, угрожающие безопасности движения, подлежит начислению неустойка в пятикратном размере провозной платы груза, причитающейся перевозчику.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт несоблюдения грузоотправителем местных технических условий МТУ N ЦФТО-146/р от 22.10.2019 по габаритам погрузки груза и, как следствие, искажения в накладной сведений относительно коммерческой исправности вагона (вертикальная сверхгабаритность), повлекшее занижение размера провозных платежей и возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности движения.
При таких обстоятельствах и учитывая, что стороны в договоре перевозки возложили выполнение обязанностей грузоотправителя (грузополучателя) по оплате провозных платежей и неустоек на общество "Байкалтранс", указав его в графе 23 транспортной железнодорожной накладной в качестве плательщика, а также приняв во внимание наличие между обществом "РЖД" и обществом "Байкалтранс" соглашения об организации расчетов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что общество "Байкалтранс" является лицом, обязанным нести указанную ответственность (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 N 309-ЭС19-3168).
Расчет неустойки и провозной платы проверен судами и признан верным, ответчиком не оспорен.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу и имеющимся в нем доказательствам.
Суды правильно применили нормы материального права.
Вопреки доводам заявителя, допущенные при погрузке нарушения не являлись явными, в связи с этим не подлежали установлению при осмотре перевозчиком.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы норм действующего законодательства и обстоятельств спора не может являться основанием для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины за их рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2023 года по делу N А19-5590/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию.
Судья |
Н.Н. Тютрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным факт несоблюдения грузоотправителем местных технических условий МТУ N ЦФТО-146/р от 22.10.2019 по габаритам погрузки груза и, как следствие, искажения в накладной сведений относительно коммерческой исправности вагона (вертикальная сверхгабаритность), повлекшее занижение размера провозных платежей и возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности движения.
При таких обстоятельствах и учитывая, что стороны в договоре перевозки возложили выполнение обязанностей грузоотправителя (грузополучателя) по оплате провозных платежей и неустоек на общество "Байкалтранс", указав его в графе 23 транспортной железнодорожной накладной в качестве плательщика, а также приняв во внимание наличие между обществом "РЖД" и обществом "Байкалтранс" соглашения об организации расчетов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что общество "Байкалтранс" является лицом, обязанным нести указанную ответственность (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 N 309-ЭС19-3168)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2023 г. N Ф02-5853/23 по делу N А19-5590/2023