город Иркутск |
|
28 ноября 2023 г. |
Дело N А58-10069/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2023 года по делу N А58-10069/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" (далее - общество, ООО "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным бездействия в части отказа о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта недвижимого имущества - участка канализационной сети, расположенной по адресу: г. Якутск, пр. Ленина, 24, квартал 56 от внешней границы первого смотрового канализационного колодца, принадлежащего обществу до ул. Орджоникидзе протяженностью 88 п. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерная компания "Алроса" (публичное акционерное общество) (далее - АО "Алроса").
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2023 года, бездействие Администрации в части не постановки на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта недвижимого имущества - участка канализационной сети, расположенной по адресу: г. Якутск, пр. Ленина, 24, квартал 56 от внешней границы первого смотрового канализационного колодца, принадлежащего ООО "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" до ул. Орджоникидзе протяженностью 88 п. м признано незаконным.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы утверждает, что спорный объект не может быть признан бесхозяйным, поскольку надлежащим собственником спорной канализационной сети является УКС АК "Алроса" (ЗАО).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить без изменения судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку не обеспечили.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между АК "Алроса" (арендодатель) и ООО "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" (арендатору) был заключен договор аренды от 25.05.2017 N 1, согласно которому Арендодатель передает Арендатору за плату во временное владение и пользование гостиничный комплекс, расположенный по адресу: г. Якутск, проспект Ленина, 24.
01.06.2017 акционерное общество "Водоканал" (далее - АО "Водоканал") и ООО "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" (абонент) заключили договор водоотведения N А2900*/01/17, по условиям которого осуществлялся прием сточных вод в централизованную систему водоотведения и обеспечивается транспортировка, очистка и сброс в водных объект.
Также в указанную дату стороны составили акты к договору водоотведения о том, что границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства является: канализационный колодец К6 в точке "Б", протяженность которых выходит за пределы земельного участка гостиничного комплекса и проходят через территорию соседних земельных участков, включая жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Короленко, 22/1.
30.11.2018 АК "Алроса" и ООО "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" заключен договор купли-продажи недвижимости, согласно условиям ООО "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" приобрело в собственность имущественный комплекс строго в границах земельного участка с кадастровым номером 14:36:105034:26, без прилегающих инженерных и канализационных объектов.
01.04.2021 общество обратилось в Администрации с письмом N И/21-31 об обследовании участка канализационной сети от здания гостиничного комплекса до ул. Орджоникидзе, согласно прилагаемому акту раздела эксплуатационной ответственности и рассмотреть вопрос о признании канализационной сети бесхозяйной.
По результатам технических осмотров объекта, составлены акты от 11.05.2021 и 26.07.2021 о неудовлетворительном состоянии сетей канализации.
12.08.2021 постоянной Комиссией по вопросам определения бесхозяйно содержащегося на территории городского округа "город Якутск" (далее - Комиссия) принято решение об отказе в признании канализационной сети бесхозяйной, в связи с наличием обстоятельств, при которых ООО "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" имеет возможность оформления данных сетей в собственность (направлено письмом от 10.09.2021 N 2440).
14.10.201 общество письмом " И/21-109 уведомило орган местного самоуправления о том, что ввиду отсутствия правовых оснований для оформления права собственности на участок канализационной сети от здания гостиничного комплекса "АЗИМУТ Хотелс энд Резортс" до ул. Орджоникидзе, отказывается от его технического содержания и обслуживания.
28.10.2021 общество обратилось в АО "Водоканал" с письмом N И/21-114 о пересмотре границ ответственности по договору.
01.12.2021 общество обратилось в АО "Водоканал" с письмом о рассмотрении и согласовании нового акта раздела границ и балансовой принадлежности канализационных сетей. Письмом от 07.12.2021N 003-6258 АО "Водоканал" отказало в согласовании вышеуказанного акта.
Между тем, обществу не представилось возможным оформить свое право на указанное имущество в связи с отсутствием прав на земельный участок, в пределах которого располагается спорный участок канализационной сети - внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав имущества, является граница земельного участка, находящегося в собственности абонента.
01.09.2022 заявитель повторно обратился в орган местного самоуправления с заявлением N И/22-78 о признании спорного участка сети бесхозяйным имуществом.
20.09.2022 получен ответ N 4693/ДИиЗО о том, что в соответствии с выпиской из Реестра капитального строительства от 01.12.2021 N 12-13/5601 заказчиком строительства спорных канализационных сетей является Управление капитального строительства АК "АЛРОСА".
12.10.2022 от АК "Алроса" поступил ответ N 02-УКС-1/2017, в котором указано о том, что указанный объект не является собственностью компании, что подтверждается выпиской их ЕГРН от 12 октября 2022 года N КУВИ-001/2022-174921579.
25.10.2022 заявитель в очередной раз обратился в орган местного самоуправления с заявлением N И/22-103 о пересмотре решения и постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанной канализационной сети.
05.12.2022 получен ответ N 5573/ДИиЗО от 24.11.2022 от Администрации о том, что в соответствии с пунктом 6 Положения о Комиссии по вопросам определения бесхозяйно содержащегося имущества на территории городского округа "город Якутск", Комиссия имеет право отказать в рассмотрении объекта, который рассматривался ранее и по которому было отказано в присвоении статуса бесхозяйного недвижимого имущества, и с момента вынесения решения комиссии не возникло оснований для его повторного рассмотрения, с учетом указанного положения комиссии заявление общества не принято в работу повторно; вопрос об отсутствии указанного объекта на балансе АК "Алроса" не является основанием для его повторного рассмотрения, невыполнение обязанности застройщика зарегистрировать объект в установленном законом порядке, не входит в компетенцию Комиссии.
Заявитель, полагая, что бездействие Администрации в части непостановки на учет в качестве бесхозяйной вещи канализационной сети, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из неправомерности бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от принятия на учет бесхозяйного объекта участка канализационной сети.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В соответствии с пунктом 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка).
В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", что установлено пунктом 4.3. части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Закона N 131-ФЗ и статье 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.
В рассматриваемом случае суды, руководствуясь положениями статей 225, 236 ГК РФ, статей 6, 8 Закона N 416-ФЗ, статьей 14 Закона N 131-ФЗ и принимая во внимание представленные сторонами доказательства, установили, что фактически АК "АЛРОСА" с момента застройки гостиничного комплекса устранилась от владения, пользования и/или распоряжения спорной частью канализационной сети; доказательств, подтверждающих принадлежность кому-либо лицу спорных сетей на законных основаниях, не представлено.
Судами также принято во внимание, что общество принимало меры к надлежащему оформлению указанного имущества, направляя заявления в АО "Водоканал" о согласовании акта раздела границ и балансовой принадлежности канализационных сетей.
Кроме того, как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что спорные канализационные сети предназначены исключительно для обслуживания зданий общества, Администрацией не было представлено.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Администрацией как органом местного самоуправления допущено бездействие, выразившееся в уклонении от принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участка канализационной сети. Установив указанные обстоятельства, суды, правомерно удовлетворили заявленное обществом требование.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что надлежащий ответчик по данному делу - это УКС АК "Алроса" (ЗАО) является несостоятельным, противоречащим нормам процессуального законодательства, поскольку указанное дело рассмотрено не по правилам искового производства, а в порядке главы 24 АПК РФ, в котором оспаривается ненормативный правовой акт органа местного самоуправления.
Фактически доводы, изложенные истцом в кассационной жалобе, по существу сводятся к его несогласию с установленными судом обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
Однако, исходя из положений статей 286 и 287 АПК РФ, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2023 года по делу N А58-10069/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Закона N 131-ФЗ и статье 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.
В рассматриваемом случае суды, руководствуясь положениями статей 225, 236 ГК РФ, статей 6, 8 Закона N 416-ФЗ, статьей 14 Закона N 131-ФЗ и принимая во внимание представленные сторонами доказательства, установили, что фактически АК "АЛРОСА" с момента застройки гостиничного комплекса устранилась от владения, пользования и/или распоряжения спорной частью канализационной сети; доказательств, подтверждающих принадлежность кому-либо лицу спорных сетей на законных основаниях, не представлено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 ноября 2023 г. N Ф02-5945/23 по делу N А58-10069/2022