город Иркутск |
|
30 ноября 2023 г. |
Дело N А58-6470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агаевым М.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представителя Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водный путей" Баллыева А.С. (доверенность от 01.11.2022, паспорт, диплом), представителя публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" Бурцевой Н.И. (доверенность от 01.01.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 мая 2023 года по делу N А58-6470/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" (ОГРН 1021401045258, ИНН 1435029085, далее - общество, ПАО "ЛОРП") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Ленского бассейна внутренних водный путей" (ОГРН 1021401057655, ИНН 1435033691, далее - Администрация) о признании недействительным пункта 1 предписания от 22.07.2022 N 140/00024 в отношении минимальной численности экипажа судна СОТ-1115.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Северо-Восточное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ПАО "ЛОРП" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами неверно сопоставлены свидетельство о минимальной численности экипажа с дипломами, то есть должности и образование, в то время как суть спора заключается в сравнении заявленных должностей с фактическими, а также возможностью сочетания заявленных в свидетельстве должностей; заявитель полагает, что основания для задержания судна отсутствовали, поскольку фактически судовладельцем при комплектовании экипажа были учтены заявленные в свидетельстве должности и необходимая квалификация командного состава.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация указала на необоснованность доводов, просила оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Администрации возражал по доводам жалобы, указал на их необоснованность.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проверки общества, проведенной на основании приказа от 21.07.2022 N 219/Я, Администрацией выявлены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для временного задержания судна и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 22.07.2022 N 140/00024.
В ходе повторной проверки, проведенной на основании приказа капитана Ленского бассейна от 25.07.2022 N 398/Я было установлено, что заявитель устранил нарушение только по второму пункту предписания, в связи с чем выдано предписание от 26.07.2022 N 144/00024, в котором повторно указано на наличие несоответствия минимальной численности экипажи судна, а именно несоответствие должностей выданному свидетельству.
Общество полагая, что выданное предписание в части нарушения отраженного в пункте 1 нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый пункт 1 предписания не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ.
Частью 1 статьи 26 КВВТ РФ определено, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (часть 4 статьи 26 КВВТ РФ).
В соответствии с частью 1 статье 27 КВВТ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Несоответствие численности экипажа самоходного транспортного судна минимальным требованиям, установленным в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, выданным на основании Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденного приказом Минтранса России от 23.11.2020 N 504, является нарушением предусмотренным пунктом 3 Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания, утвержденного Приказом Минтранса от 06.11.2020 N 464 (далее - Перечень нарушений).
Судами установлено, что свидетельством N 349/ИГПК-К от 05.05.2021 (далее - свидетельство N 349/ИГПК-К) о минимальном составе экипажа самоходного транспортного судна внутреннего плавания теплохода установлен минимальный состав экипажа судна 5 человек, в том числе капитан-механик (1 ед.); старший помощник капитана - первый помощник механика (1 ед); моторист - рулевой (3 ед.). Режим работы экипажа по времени: двухсменный по 12 часов. Совмещение должностей: с совмещением.
В свою очередь согласно судовой роли судна "СОТ-1115" от 17.07.2022 экипаж состоял из 7 человек.
В результате проверки установлено, что фактически на судне присутствовал член экипажа Ладутко Е.В. с квалификацией капитан - первый помощник механика, тогда как согласно свидетельству N 349/ИГПК-К на судне должен присутствовать капитан - механик (1 единица).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктами 3, 65, 104 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 12.03.2018 N 87, установив, что Ладутко Е.В. имеет квалификацию капитана и первого помощника механика, пришли к верному выводу, что указанное лицо не имеет право занимать совмещенную должность капитана-механика, так как его диплом (первого помощника механика) признается годным для занятия только нижестоящих должностей соответствующей специальности.
Вместе с тем наличие у члена экипажа Шиканова А.Е. диплома капитана и диплома механика, как верно отметили суды, не подтверждает соответствие члена экипажа судна свидетельству о минимальном составе экипажа судна N 349/ИГПК-К, поскольку согласно судовой роли он занимает нижестоящую должность, а именно должность механика - первого помощника капитана, что может свидетельствовать о недостаточности его профессиональных и личностных качеств для выполнения функции капитана-механика судна "СОТ-1115".
Также суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что обязанность по приведению количества членов экипажа возлагается на ПАО "ЛОРП" не в соответствии с требованиями Администрации, а в соответствие со свидетельством о минимальном составе экипажа, выданного на основании его же заявления, в котором оно само выбрало данные сочетания должностей. Кроме этого, заявитель не приостановил эксплуатацию судна после вынесения оспариваемого предписания и продолжил его эксплуатацию. Указанное обстоятельство заявителем не опровергается.
С учетом изложенного, суды, установив, что судно не укомплектовано в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа, пришли к правомерным выводам о том, что пункт 1 оспариваемого предписания соответствует Приказу Минтранса России от 23.11.2020 N 504 и Приказу Минтранса России от 06.11.2020 N 464 и не нарушает прав и законных интересов общества.
Ссылка общества на распоряжение Минтранса России от 03.04.2023 N АП-72-р не может в данном случае свидетельствовать о незаконности оспариваемого пункта предписания, в котором установлено несоответствие должностей экипажа судна с совмещением сочетанию должностей, указанному в свидетельстве N 349/ИГПК-К. Кроме того, указанное распоряжение было принято позднее, чем было выдано оспариваемое предписание от 22.07.2022.
Доводы заявителя кассационной жалобе о том, что судами неверно определена суть спора и о том, что при комплектовании экипажа были учтены заявленные в свидетельстве должности и необходимая квалификация командного состава, не опровергают выводов судов, фактически они направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 мая 2023 года по делу N А58-6470/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктами 3, 65, 104 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 12.03.2018 N 87, установив, что Ладутко Е.В. имеет квалификацию капитана и первого помощника механика, пришли к верному выводу, что указанное лицо не имеет право занимать совмещенную должность капитана-механика, так как его диплом (первого помощника механика) признается годным для занятия только нижестоящих должностей соответствующей специальности.
Вместе с тем наличие у члена экипажа Шиканова А.Е. диплома капитана и диплома механика, как верно отметили суды, не подтверждает соответствие члена экипажа судна свидетельству о минимальном составе экипажа судна N 349/ИГПК-К, поскольку согласно судовой роли он занимает нижестоящую должность, а именно должность механика - первого помощника капитана, что может свидетельствовать о недостаточности его профессиональных и личностных качеств для выполнения функции капитана-механика судна "СОТ-1115".
Также суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что обязанность по приведению количества членов экипажа возлагается на ПАО "ЛОРП" не в соответствии с требованиями Администрации, а в соответствие со свидетельством о минимальном составе экипажа, выданного на основании его же заявления, в котором оно само выбрало данные сочетания должностей. Кроме этого, заявитель не приостановил эксплуатацию судна после вынесения оспариваемого предписания и продолжил его эксплуатацию. Указанное обстоятельство заявителем не опровергается.
С учетом изложенного, суды, установив, что судно не укомплектовано в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа, пришли к правомерным выводам о том, что пункт 1 оспариваемого предписания соответствует Приказу Минтранса России от 23.11.2020 N 504 и Приказу Минтранса России от 06.11.2020 N 464 и не нарушает прав и законных интересов общества."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 ноября 2023 г. N Ф02-6381/23 по делу N А58-6470/2022