город Иркутск |
|
11 декабря 2023 г. |
Дело N А19-1059/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска Булгакова А.С. (доверенность от 31.05.2023, диплом, паспорт), Штайц И.В. (доверенность от 08.08.2023, диплом, служебное удостоверение), представителя правления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Ивановой В.В. (доверенность от 11.01.2023, диплом, служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2023 года по делу N А19-1059/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска (ОГРН 1163850055808, ИНН 3808193750, далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными:
- пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) от 13.12.2022 N 038/1241/22 года в части признания Комитета нарушившим пункт 1.3 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 28.03.2014 N 031-06-344/14;
- абзаца 3 пункта 1 предписания Иркутского УФАС России от 13.12.2022 года N 038/194/22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, общество с ограниченной ответственностью "Восток Мастер" (далее - ООО "Восток Мастер").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает необоснованными выводы судов о незаконности действий Комитета по укрупнению лота, поскольку Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) не содержит ограничений по порядку формирования лотов на торгах и запрета на объединение лотов; по мнению заявителя, выбранный способ формирования лотов носит недискриминационный характер, предусматривает возможность установки в нескольких местах различных рекламных конструкций, ко всем участникам предъявлены одинаковые требования; полагает также, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимального количества участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение которого в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов; считает оспариваемое предписание неисполнимым.
В суд кассационной инстанции поступили отзывы антимонопольного органа и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, в которых они указывают на необоснованность доводов кассационной жалобы, просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель антимонопольного органа возражал по доводам жалобы, указал на их необоснованность.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Восток Мастер" обратилось с жалобой в Иркутское УФАС России на действия организатора торгов - Комитета при организации и проведении электронного аукциона - торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, извещение N 22000142160000000002.
Решением Иркутского УФАС России от 13.12.2022 N 038/1241/22 организатор торгов (Комитет) признан нарушившим пункты 1.3, 2.2, 4.2, 5.1 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 28.03.2014 N 031-06-344/14 (далее - Порядок организации и проведения торгов).
Комитету выдано предписание от 13.12.2022 N 038/194/22, в соответствии с которым в срок до 25.01.2023 необходимо совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений, а именно:
- вернуть участникам аукциона поданные заявки;
- внести изменения в Документацию об аукционе в электронной форме на право заключения договора(ов) на установку и эксплуатацию рекламной(ых) конструкции(ий) на здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, с учетом решения Комиссии Иркутского УФАС России;
- сформировать предмет аукциона, разделив его на лоты с учетом разрешения Комиссии Иркутского УФАС России;
- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе, назначить новую дату окончания подачи заявок, назначить новую дату проведения аукциона.
Комитет, не согласившись с пунктом 2 решения от 13.12.2022 N 038/1241/22 в части признания Комитета нарушившим пункт 1.3 Порядок организации и проведения торгов и абзацем 3 пункта 1 предписания от 13.12.2022 N 038/194/22 года, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Проведение таких торгов на территории г. Иркутска регулируется Порядком организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 28.03.2014 г. N 031-06-344/14 (далее - Порядок организации и проведения торгов).
Пунктом 1.3. Порядка организации и проведения торгов установлено, что основными принципами организации торгов являются равные условия для всех претендентов на приобретение права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Иркутска, гласность, открытость, общедоступность.
В рассматриваемом случае суды установили и из материалов дела следует, что Комитетом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru размещено извещение N 22000142160000000002 о проведении электронного аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Из документации к указанным торгам следует, что предметом спорного аукциона является лот N 1, который включает в себе 88 рекламных конструкций типа - светодиодный экран с указанием их видов, размеров, адресов размещения, начальной (минимальной) цены.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с обоснованностью выводов антимонопольного органа о том, что проведение аукциона укрупненным лотом нарушает принцип равнодоступности, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, поскольку, вопреки позиции Комитета, именно укрупнение лотов может иметь негативные последствия, характеризующиеся тем, что заявки на участие в аукционе будут поступать в меньшем количестве, что, в свою очередь, снизит вероятность повышения начальной цены в ходе проведения аукциона.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды, установив, что рынок наружной рекламы г. Иркутска является конкурентным и характеризуется значительным числом участников, а количество рекламных конструкций предлагаемых на торгах одним лотом занимает существенную долю рынка в географических границах г. Иркутска (более 20%), пришли к верному выводу, что такое укрупнение приведет к ограничению числа участников торгов поскольку потребует от таких участников существенных финансовых затрат.
Поддерживая вывод антимонопольного органа о том, что каждая рекламная конструкция могла бы стать объектом самостоятельных торгов, суды исходили из того, что рекламные конструкции географически расположены в разных частях города и технологически не взаимосвязаны между собой, кроме того, судами учтено, что Комитет планировал заключить по каждой рекламной конструкции отдельный договор на установку и эксплуатацию с индивидуальными критериями и на длительный срок.
Судами верно отмечено, что одно только право органа местного самоуправления на самостоятельное формирование лотов не может являться основным фактором для формирования лотов на торгах по продаже права на заключение договора на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, поскольку участие в таких торгах является единственным возможным вариантом доступа на рынок размещения наружной рекламы, организатором торгов лоты должны быть сформированы таким образом, чтобы обеспечить возможность участия в торгах максимально возможного количества хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять деятельность в сфере наружной рекламы.
Подобное объединение не должно входить в противоречие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), запрещающей при проведении торгов совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также нарушать основные принципы организации торгов, установленных Порядком организации и проведения торгов.
Несмотря на отсутствие в Законе N 38-ФЗ ограничений по порядку формирования лотов на торгах, а также запрета на объединение в один лот, формирование лотов органом местного самоуправления не может быть произвольным, поскольку необоснованное укрупнение лота негативно влияет на количество участников закупки, способных принять участие в торгах, имеющих трудовые и иные ресурсы для надлежащего исполнения условий контракта, но не имеющих в наличии финансовых ресурсов, позволивших бы им практически одновременно, в определенный промежуток времени, внести (иметь в наличии) установленное денежное обеспечение.
Отклоняя ссылку Комитета на письмо ФАС России от 17.07.2019 N ИА/61348/19 "О направлении Рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы", согласно которому орган государственной власти или представительный орган муниципального образования вправе утвердить собственный порядок формирования лотов; сам факт укрупнения лотов не является признаком нарушения антимонопольного законодательства и не обязательно приводит к ограничению конкуренции, суд апелляционной инстанции отметил следующее.
Вместе с тем, из содержания указанного письма ФАС России также следует, что укрупнение выставляемых на торги лотов (объединение в один лот множества рекламных конструкций) не должно способствовать созданию на территории региона, в котором будут проводиться торги, условий для осуществления хозяйственной деятельности, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в соответствии с требованиями части 1 статьи 15, статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Порядок формирования лотов должен носить недискриминационный характер, предусматривать возможность установки в нескольких местах различных типов и видов рекламных конструкций, учитывать различия формирования цены договоров, в том числе различие стоимости размещения рекламных конструкций по их территориальному размещению, типу и виду рекламных конструкций, может учитывать технологические особенности и сходство установки и эксплуатации рекламных конструкций, иные параметры, способствующие развитию конкуренции и рыночных отношений в сфере наружной рекламы, снижению избыточной финансовой нагрузки на бизнес, а также созданию равных условий для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности в сфере наружной рекламы на территории региона, в котором проводятся торги.
Ссылки на судебную практику подлежат отклонению, поскольку судебные акты, на которые ссылается заявитель, приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Между тем, нормы права применяются судами непосредственно с учетом фактических обстоятельств, установленных в каждом конкретном деле.
Доводы Комитета о неисполнимости выданного предписания также подлежат отклонению, поскольку оценив содержание оспариваемого предписания, можно прийти выводу, что предписание является исполнимым, доступным для понимания, содержит указание на то, что устранению подлежат выявленное нарушение, а также ссылки на нормы права, нарушение которых установлено, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании формулировок отсутствует.
При этом в порядке устранения нарушений Комитет самостоятельно принимает решение об исполнении предписания способами, соответствующими требованиям действующего законодательства.
Таким образом, принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о несоответствии закону действий Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска при проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 2 решения Иркутского УФАС России от 13.12.2022 N 038/1241/22 в части признания Комитета нарушившим пункт 1.3 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 28.03.2014 N 031-06-344/14 и абзац 3 пункта 1 предписания Иркутского УФАС России от 13.12.2022 N 038/194/22 года, соответствуют требованиям законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Фактически доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами, они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, связаны с оспариванием доказательственной стороны спора.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2023 года по делу N А19-1059/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.