город Иркутск |
|
15 декабря 2023 г. |
Дело N А19-6090/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Курца Н.А.,
при участии в судебном заседании представителей: индивидуального предпринимателя Махортова Сергея Степановича - Штеренберг Д.Г. (доверенность от 01.02.2022, удостоверение адвоката), общества с ограниченной ответственностью "Слава" Шелега И.Л. (доверенность от 03.09.2023, паспорт), Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Матвеевой Е.Г. (доверенность от 09.01.2023, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Махортова Сергея Степановича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2023 года по делу N А19-6090/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Махортов Сергей Степанович (ОГРНИП 304381026700087, ИНН 381002051403, далее - ИП Махортов С.С.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820, г. Иркутск, далее - министерство жилищной политики), обществу с ограниченной ответственностью "Слава" (ОГРН 1213800010412, ИНН 3808273847, г. Иркутск, далее - ООО "Слава"), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1213800010412, ИНН 3808273847, г. Иркутск, далее - министерство транспорта) о признании недействительным результата проведенного открытого конкурса N 16/2019 на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области по лоту N 1 - межмуниципальные маршруты N 454 и N 455, оформленного протоколом оценки, сопоставления заявок N 16/2019 от 17.01.2020, свидетельствами об осуществлении перевозок и картами маршрута регулярных перевозок.
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, г. Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2021 года, дополнительным решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано. С истца в пользу ООО "Слава" взыскано 20 000 рублей расходов на проведение судебной экспертизы.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2022 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что в предмет судебного исследования должны быть включены вопросы, связанные с наличием у участника конкурса транспортных средств, отвечающих критерию "наличие системы контроля температуры воздуха в салоне"; судам следовало оценить действия конкурсной комиссии на предмет наличия (отсутствия) возможности применения критериев при оценке заявок участников, исходя из технических характеристик автомобилей.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2023 года, в удовлетворении иска отказано; распределены судебные расходы.
Истец в кассационной жалобе и дополнении к ней просит обжалуемые решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы ссылается на неправомерное начисление конкурсной комиссией дополнительных баллов победителю конкурса, предоставившему недостоверные сведения относительно оснащенности транспортных средств.
ООО "Слава" и министерство транспорта в отзывах на кассационную жалобу просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения. Отзыв на кассационную жалобу от министерства жилищной политики не соответствует требованиям частей 1, 4 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не принимается судом округа.
В судебном заседании представитель истца доводы кассационной жалобы поддержала, представители ответчиков возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.10.2019 на официальном сайте министерством транспорта (организатор торгов) опубликованы извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Иркутской области N 16/2019 и конкурсная документация.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 17.01.2020 победителем конкурса признано ООО "Слава", набравшее большее количество баллов.
Полагая, что ООО "Слава" незаконно признано победителем открытого конкурса, ИП Махортов С.С. (участник конкурса) обратился в антимонопольный орган с жалобой. По результатам рассмотрения жалобы истца Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принято решение от 19.02.2020 N 038/158/20 о признании жалобы необоснованной.
Обращение с иском мотивировано недостоверностью сведений, представленных победителем конкурса, об оснащенности транспортных средств системами контроля температуры воздуха в салоне.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу о том, что конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок участников правомерно исходила из достоверности сведений, указанных в заявке ООО "Слава", о наличии в транспортных средствах систем контроля температуры воздуха в салоне, а также систем кондиционирования.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В статье 21 Закона N 220-ФЗ определено, что предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (часть 1). Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившим такой маршрут (часть 2).
Согласно статье 24 Закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества (часть 1). Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по критериям, определенным в части 3 этой статьи. Каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер (часть 5).
Пунктом 28 части 1 статьи 3 Закона 220-ФЗ установлено, что характеристиками транспортного средства, влияющими на качество перевозок, являются наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Правильно применив нормы материального права, оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что: указанный в конкурсной документации критерий оценки: "Наличие системы контроля температуры воздуха в салоне" соответствует требованиям пункта 28 части 1 статьи 3 Закона 220-ФЗ; конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок участников исходила из того, что системой контроля температуры воздуха в салоне является совокупность любых устройств, позволяющих регулировать температуру воздуха в салоне транспортного средства; в транспортных средствах, указанных в заявке ООО "Слава", имеются технические устройства, входящие в систему контроля температуры воздуха в салоне.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что под системой контроля температуры воздуха в салоне следует понимать исключительно возможность автоматического контроля температуры, рассмотрены судами и не нашли своего подтверждения (с учетом результатов проведенных судебных экспертиз).
Доводы истца о том, что ООО "Слава" необоснованно начислены баллы одновременно за наличие системы контроля температуры воздуха в салоне и системы кондиционирования воздуха, отклоняются, поскольку соответствующие критерии отражены в конкурсной документации и пункте 28 части 1 статьи 3 Закона 220-ФЗ.
При этом указание в заявке на наличие кондиционеров, помимо системы контроля температуры воздуха в салоне, явилось следствием дополнительного оборудования кондиционерами автомобилей ООО "Слава". Судами установлено, что сам истец по причине ошибочного толкования им условий конкурсной документации указал неверные сведения в собственной заявке, что повлияло на начисление баллов участникам торгов.
Указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2022 года по настоящему делу, судами нижестоящих инстанций выполнены.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, из которых исключено установление иных обстоятельств, чем были установлены судами, не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены судом округа и отклонены, поскольку повторяют изложенную истцом в ходе рассмотрения дела позицию по делу, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах, оценке представленных в материалы дела доказательств, и при этом уже были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, в связи с чем, их повторение в поданной в суд кассационной инстанции жалобе представляет собой требование о переоценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2023 года по делу N А19-6090/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 21 Закона N 220-ФЗ определено, что предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (часть 1). Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившим такой маршрут (часть 2).
Согласно статье 24 Закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества (часть 1). Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по критериям, определенным в части 3 этой статьи. Каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер (часть 5).
...
Указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2022 года по настоящему делу, судами нижестоящих инстанций выполнены."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 декабря 2023 г. N Ф02-6530/23 по делу N А19-6090/2020
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5177/2021
15.12.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6530/2023
30.08.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5177/2021
25.05.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6090/20
24.01.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7181/2021
19.10.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5177/2021
27.08.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6090/20
11.08.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6090/20