город Иркутск |
|
02 июля 2024 г. |
Дело N А74-9708/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Байкалэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 ноября 2023 года по делу N А74-9708/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Байкалэнерго" (ИНН 3808108339, ОГРН 1043801024630, г. Иркутск; далее - АО "Байкалэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным предостережения от 26.08.2022 N 090-С-1752 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии, Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2024 года, в удовлетворении заявления отказано.
АО "Байкалэнерго" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что коллективным (общедомовым) прибором (ОДПУ) учета является один прибор учета или их совокупность, которые определяют объем коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (МКД) полностью; при отсутствии показаний какого-либо из совокупности приборов учета считаются отсутствующими показания ОДПУ; действующим законодательством не предусмотрено осуществление расчета общедомового потребления тепловой энергии для каждой отдельной части (по подъездам) МКД; собственникам помещений принадлежит на праве общей собственности все общее имущество, в том числе и расположенное в других подъездах МКД; рассматриваемый МКД является единым объектом, построенным на одном фундаменте, имеет единые чердачные и подвальные помещения, находится в управлении одной управляющей организации, отапливается как единый объект; полностью обособленные части в МКД отсутствуют, следовательно, определить объем ресурса (тепло), потребленного в МКД, возможно лишь по совокупности показаний всех приборов учета; порядок расчета для отдельно взятого подъезда не отражает фактическое потребление ресурса, расчет объема тепловой энергии для услуги отопление необходимо производить для всего МКД расчетным методом по нормативу.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращений граждан о нарушениях в части предоставления коммунальной услуги по отоплению и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) Министерство установило, что в МДК N 42 устроены два тепловых пункта с автономными закольцованными системами отопления. Потребленная тепловая энергия учитывается в каждом тепловом пункте отдельным прибором учета.
МДК N 42 по адресу: г. Саяногорск, р.п. Черемушки оборудован ОДПУ, который принят на коммерческий учет согласно акту периодической проверки от АО "Байкалэнерго" (допущен в эксплуатацию с 05.03.2022 по 15.09.2022) (узел 1). Прибор учета тепловой энергии на 2 тепловом узле допущен в эксплуатацию с 30.06.2022 по 15.09.2022.
Следовательно, Общество обязано осуществлять расчет за потребление тепловой энергии МКД (узел 1) исходя из показаний принятого в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, однако, расчет платы за отопление всех жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу г. Саяногорск, р.п. Черемушки, д. 42 в период с марта по июнь 2022 года осуществлялся исходя из норматива потребления.
Министерством объявлено предостережение от 26.08.2022 N 090-С-1752 о недопустимости нарушения обязательных требований, которым Обществу предложено произвести перерасчёт размера платы по коммунальной услуге "отопление" по адресу:
г. Саяногорск, р.п. Черемушки, д. 42 за период с марта 2022 года по 04.05.2022 (до окончания отопительного сезона) согласно пункту 42(1) Правил N 354, исходя из показаний принятого в эксплуатацию прибора учёта тепловой энергии.
АО "Байкалэнерго" оспорило данное предостережение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).
В силу пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Коллективный (общедомовый) прибор учёта - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил N 354).
Понятие "коллективный (общедомовый) прибор учета" включает общепринятое понятие, установленное к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, и не устанавливает правовое регулирование оплаты поставляемой тепловой энергии путем суммирования показаний общедомовых приборов учета многоквартирного дома (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2018 N АКПИ18-419, оставленное без изменения Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2018 N АПЛ18-396).
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что многоквартирный жилой дом по адресу г. Саяногорск, р.п. Черёмушки, д. 42, находится в управлении управляющей организации ООО "ЖЭУ Черёмушки"; система теплоснабжения многоквартирного дома подключена от центральной тепловой сети (источник теплоснабжения - электрокотельная N 1); в подвале дома расположены 2 тепловых пункта; в первом тепловом пункте установлен прибор учёта тепловой энергии ТЭМ-104 N1444547 (1-4 подъезд), во втором тепловом пункте - прибор учёта тепловой энергии ТЭМ-104 N1540455 (5-8 подъезд).
ООО "ЖЭУ Черемушки" в письме от 12.08.2022 в ответ на запрос Министерства указало, что система теплоснабжения данного МКД является открытой, разделение потоков горячего водоснабжения и отопления производится на двух независимых тепловых узлах, оборудованных приборами учёта тепловой энергии. Учёт тепловой энергии осуществляется на каждом тепловом узле в месте непосредственной врезки в магистральный трубопровод. Каждый тепловой узел обслуживает по 4 подъезда дома: ТУ1 - с первого по четвёртый (квартиры 1-60), ТУ2 - с пятого по восьмой (квартиры 61-119). Каждый тепловой узел имеет отдельную врезку от магистрального трубопровода и оборудован своим прибором учёта. Узлы являются полностью независимыми друг от друга и не контактируют между собой ни через систему отопления, ни через систему горячего водоснабжения. Объединение внутридомовых систем отопления в единую систему с одним прибором учёта - невозможно (нет технической возможности).
Актами допуска приборов учета подтверждается, что прибор учёта тепловой энергии ТЭМ-104 N 1444547, установленный в первом тепловом узле, введён в эксплуатацию с 05.03.2022 по 15.09.2022. Прибор учёта тепловой энергии ТЭМ-104 N 1540455, установленный во втором тепловом узле, введён в эксплуатацию с 30.06.2022 по 15.09.2022.
С учётом названного, судами установлено, что первый и второй тепловой узел МКД являются самостоятельными системами теплоснабжения. Прибор учёта тепловой энергии ТЭМ-104 N 1444547, установленный в первом тепловом узле, учитывает потребление тепловой энергии и теплоносителя жилыми помещениями 1-4 подъездов многоквартирного дома, а потребление тепловой энергии и теплоносителя жилыми помещениями 5-8 подъездов не учитывает, поскольку обособлен от второго теплового узла.
Следовательно, при расчете платы за отопление с 05.03.2022 показания принятого в эксплуатацию прибора учёта тепловой энергии ТЭМ-104 N 1444547 должны учитываться Обществом при осуществлении расчёта потребления тепловой энергии МКД N 42 по адресу г. Саяногорск, р.п. Черёмушки (1 узел). Определение же платы за отопление путем суммирования показаний указанных приборов учета при организованных указанным выше образом системах теплоснабжения не предусмотрено действующим законодательством и может привести к оплате собственниками помещений тех услуг, которые ими фактически не были получены.
Доказательства того, что приборы учета составляют единую измерительную систему тепловой энергии, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суды правомерно признали законным оспариваемое предписание Министерства, поскольку наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учета энергии предполагает необходимость исчисления количества потребленной энергии по его показаниям.
Ссылка заявителя на конкретные судебные акты по иным делам не подтверждает отсутствие единообразной практики, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными обстоятельствам настоящего спора. При рассмотрении этого спора суд учел фактические обстоятельства, установленные по данному конкретному делу.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 ноября 2023 года по делу N А74-9708/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коллективный (общедомовый) прибор учёта - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил N 354).
Понятие "коллективный (общедомовый) прибор учета" включает общепринятое понятие, установленное к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, и не устанавливает правовое регулирование оплаты поставляемой тепловой энергии путем суммирования показаний общедомовых приборов учета многоквартирного дома (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2018 N АКПИ18-419, оставленное без изменения Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2018 N АПЛ18-396).
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2024 г. N Ф02-2874/24 по делу N А74-9708/2022