город Иркутск |
|
08 июля 2024 г. |
Дело N А19-23788/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 января 2024 года по делу N А19-23788/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, ИНН 3821013291, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, далее - министерство) с иском о возмещении 2 406 666 рублей 67 копеек убытков в виде расходов, понесенных в связи с льготным обеспечением жилым помещением гражданки Полстяной Людмилы Валерьевны (далее - Полстяная Л.В.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 января 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2024 года, иск удовлетворен.
Министерство в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоблюдение норм процессуального права, просит решение отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы: министерство не является главным распорядителем бюджетных средств Иркутской области в сфере социальной поддержки инвалидов и, соответственно, интересы публично-правового образования - Иркутской области в настоящем деле должен представлять соответствующий главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности; в Федеральном законе от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Закон N 414-ФЗ) норма о расходах на внеочередное обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, отсутствует.
Министерство указывает на то, что суды необоснованно отклонили его довод о превышении размера общей площади предоставленного жилого помещения установленным законом нормам.
Администрация в письме от 05.07.2024 ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие её представителя, возразила против доводов кассационной жалобы, указав на то, что они повторяют позицию министерства, которая противоречит сложившейся судебной практике, выражает несогласие с выводами судов, просила оставить судебные акты в силе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено и материалами дела подтверждается следующее.
Полстяная Л.В. является инвалидом первой группы бессрочно; поставлена на учет после 01.01.2005 в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, состав семьи - 2 человека.
Вступившим в законную силу решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 30 сентября 2021 года по гражданскому делу N 2-1049/2021 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Полстяной Л.В. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, пригодного по своим техническим характеристикам для проживания инвалида-колясочника, с учетом нормы предоставления.
Во исполнение решения суда 17.07.2023 администрацией заключен муниципальный контракт N 100, на основании которого в муниципальную собственность передано жилое помещение из 1 комнаты в квартире, общей площадью 19,7 кв.м, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, 1 микрорайон, д. 46, кв. 108, стоимостью 2 406 666 рублей 67 копеек.
25.07.2023 указанное помещение передано Полстяной Л.В. на основании договора социального найма N 013 от 14.08.2023.
Администрация, полагая, что расходы, понесенные в связи с обеспечением гражданки Полстяной Л.В. жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования, подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, обратилась к Иркутской области с соответствующим требованием письмом от 26.09.2023 о компенсации денежных средств, в связи с предоставлением жилого помещения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора не привел к решению вопроса о возмещении понесенных администрацией затрат, она обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Иркутская область, от имени которого в рассматриваемых правоотношениях выступает министерство финансов Иркутской области, в связи с чем иск заявлен к надлежащему ответчику и расходы администрации на предоставление жилья подлежат возмещению из соответствующего бюджета.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" инвалиды, страдающие тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Из положений статьи 17 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в данном случае - Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая, изложенное, установив факты: несения администрацией убытков в подтверждённом размере; соответствие жилого помещения установленной законом норме предоставления жилой площади, суды пришли к обоснованным выводам о наличии основания для удовлетворения иска.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7 АПК РФ судами соблюдены.
Довод о неправомерном взыскании убытков с Иркутской области в лице министерства финансов отклоняется, поскольку в рассматриваемом споре ответчиком по делу является Иркутская область. В данном случае из материалов дела следует и судами установлено, что министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования.
Довод о превышении размера общей площади предоставленного жилого помещения установленным законом нормам судами рассмотрен и правомерно отклонен со ссылками на статьи 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и установленным фактом того, что администрацией предоставлено Полстяной Л.В. жилое помещение в соответствии с действующим законодательством и установленная в этот период норма предоставления жилой площади не превышена.
Неправильного применения и толкования приведённых выше норм права и разъяснений по их применению, а также Закона N 414-ФЗ к установленным судами в настоящем деле обстоятельствам, суд округа не усматривает.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по их ходатайству его копия на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 января 2024 года по делу N А19-23788/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений статьи 17 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в данном случае - Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
...
Довод о превышении размера общей площади предоставленного жилого помещения установленным законом нормам судами рассмотрен и правомерно отклонен со ссылками на статьи 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и установленным фактом того, что администрацией предоставлено Полстяной Л.В. жилое помещение в соответствии с действующим законодательством и установленная в этот период норма предоставления жилой площади не превышена.
Неправильного применения и толкования приведённых выше норм права и разъяснений по их применению, а также Закона N 414-ФЗ к установленным судами в настоящем деле обстоятельствам, суд округа не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2024 г. N Ф02-2927/24 по делу N А19-23788/2023