город Иркутск |
|
09 июля 2024 г. |
Дело N А58-8116/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2024 года по делу N А58-8116/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный потребительский кооператив "Кыйы" (ИНН 1425006032, ОГРН 1191447004198, с. Кыйы, Таттинский улус Республики Саха (Якутия); далее - СХПК "Кыйы", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания от 02.05.2023 N 17/16-1/14-761 Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2024 года, заявленные требования удовлетворены.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Порядка предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение затрат, понесенных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на строительство и модернизацию коровников, утвержденного приказом Минсельхоза РС(Я) от 27.10.2020 N 721 (далее - Порядок N 721), статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, размер субсидии определяется исходя из планируемых затрат, указанных в сводном сметном отчете, который необходимо представить на участие в отборе с приложением локальных смет, схемы, чертежа коровника, разрешения на строительство по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделены на затраты, предусмотренные конкретной сметной документацией; сметная документация содержала данные о характере планируемых работ, в которую дополнительные работы не входили; при проверке не были представлены какие-либо изменения в сметную документацию по причинам объективного характера; финансирование дополнительных работ, которые не предусмотрены проектно-сметной документацией и приобретение материалов и оборудования свидетельствует, что Кооперативом допущено нецелевое использование средств субсидии; суды необоснованно сослались на наличие в материалах дела разрешения на ввод объекта (коровника) в эксплуатацию, поскольку на момент проведения проверки строительно-монтажные работы не были завершены, объект не был введен в эксплуатацию; между Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Минсельхоз РС(Я)) и Кооперативом заключено дополнительное соглашение о продлении срока ввода в эксплуатацию.
В отзыве на кассационную жалобу СХПК "Кыйы" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными, указывает, что цель предоставления субсидии - строительство и модернизация коровника достигнута.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 10.12.2019 N 873 утвержден Порядок N 721.
На основании названного Порядка СХПК "Кыйы" определен в качестве получателя средств субсидии (Протокол Комиссии по отбору получателей от 01.04.2021 N 97 и приказ Минсельхоза РС(Я) N 209 от 01.04.2021).
Между Минсельхозом РС(Я) и Кооперативом 12.04.2021 заключено соглашение о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением N С-138/07 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление Кооперативу из бюджета Республики Саха (Якутия) в 2021 году субсидии на финансовое обеспечение затрат, понесенных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на строительство коровника на 100 голов крупного рогатого скота, в размере 8 000 000 рублей.
Субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии (пункт 3.1). Получатель обязуется направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат, определенных в Правилах предоставления субсидии (пункт 4.3.5).
В соответствии со справкой-расчетом на предоставление субсидии общая сумма затрат составила 8 888 889 рублей, из них: средства субсидии - 8 000 000 рублей или 90 % от общей сумы затрат, собственные средства Кооператива - 888 889 рублей или 10 % от общей суммы затрат.
Состав работ и затрат включены в сметную документацию объекта капитального строительства "Коровник на 100 голов с молочным блоком для СХПК "Кыйы" Таттинского улуса" (локальная смета N 9 на строительство коровника на 100 голов с молочным блоком).
Строительство объекта подрядным способом не проводилось; строительные работы проводились предприятиями и физическими лицами, не специализирующимися на их проведении, а также хозяйственным способом; представлен перечень затрат, осуществленных при строительстве объекта на общую сумму 9 030 311 рублей 88 копеек.
Таким образом, общая сумма произведенных Кооперативом затрат на выполнение работ, приобретение строительных и расходных материалов, не включенных в сметную документацию, составила 4 728 рублей 30 копеек, в том числе: средства субсидии - 4 264 820 рублей 37 копеек (90%), собственные средства - 473 868 рублей 93 копейки (10%).
В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 3.5 Порядка N 721, пунктов 3.1, 4.3.5 Соглашения вследствие осуществления затрат на выполнение работ, приобретение строительных и расходных материалов, не включенных в сметную документацию, Кооперативом допущено нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение затрат, понесенных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в связи со строительством и модернизацией коровников на сумму 4 264 820 рублей 37 копеек.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.03.2023.
Министерством выдано предписание от 02.05.2023 N 17/16-1/14-761 о восстановлении в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого использования бюджетных средств в размере 3 622 421 рубль 07 копеек (с учетом возражений Кооператива на акт и предоставления дополнительных документов).
СХПК "Кыйы" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в проверяемом периоде) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации.
В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Цели, условия и порядок предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в целях реализации Регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 10.12.2019 N 873 определены Порядком N 721 (действовавшим в период предоставления субсидии).
Целью предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) является финансовое обеспечение затрат, понесенных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в связи со строительством и модернизацией коровников и увеличение числа членов сельскохозяйственного потребительского кооператива, принятых в году получения субсидии по направлению, указанному в пункте 1.5 настоящего Порядка (пункт 1.3 Порядка N 721).
Пунктом 1.5 Порядка N 721 установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам на финансовое обеспечение затрат, планируемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на строительство и модернизацию коровников на 100 голов крупного рогатого скота - в размере затрат, не превышающем 90 процентов планируемых затрат, указанных в сводном сметном отчете, но не более 8 млн. рублей из расчета на один сельскохозяйственный потребительский кооператив.
Получатели субсидий определяются на основании предложений, направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора категории отбора, установленной пунктом 1.6 настоящего Порядка и критериям отбора, установленным пунктом 1.7 настоящего Порядка, и очередности поступления предложений на участие в отборе (пункт 2.1 Порядка N 721).
Одним из условий предоставления субсидии, включаемых в соглашение, являются в соответствии с подпунктом "д" пункта 3.5 Порядка N 721 наличие обязательства получателя субсидии об использовании субсидии в соответствии с направлениями расходования целевых средств, указанными в пункте 1.5 настоящего Порядка.
Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством и получателем субсидии по типовой форме соглашения, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия). По соглашению сторон заключается дополнительное соглашение к соглашению (пункт 3.8 Порядка N 721).
Результатами предоставления субсидии являются: а) увеличение до 31 декабря текущего года числа членов сельскохозяйственного потребительского кооператива;
б) ввод коровника на 100 голов крупного рогатого скота в эксплуатацию по истечении 12 месяцев после предоставления субсидии (пункт 3.11 Порядка N 721).
Согласно пункту 3.7 Порядка N 721 в случае нарушения условий предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Из пунктов 5.2, 5.4 Порядка N 721 следует, что субсидия подлежит возврату в случае обнаружения факта нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, а также в случае, если получателем субсидии по истечении 12 месяцев после предоставления субсидии не предоставлен документ по вводу объекта в эксплуатацию.
Пунктом 4.3.5 Соглашения от 12.04.2021 установлена обязанность заявителя направить субсидию на финансовое обеспечение затрат, определенных в Правилах N 721.
Как следует из материалов дела, Министерство предписало восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования бюджетных средств в связи с осуществлением Кооперативом затрат на выполнение работ, приобретение строительных и расходных материалов, не включенных в сметную документацию.
Между тем нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Целью предоставления спорной субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) является финансовое обеспечение затрат, понесенных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в связи со строительством и модернизацией коровников на 100 голов крупного рогатого скота (пункты 1.3, 1.5 Порядка N 721, пункт 1.1 Соглашения).
Направление средств субсидии на цели, не соответствующие целям направления бюджетных средств, установленным Порядком N 721 и Соглашением, использование приобретенных материалов и выполнение работ не на строительство коровника на 100 голов Министерством не установлено.
Обязанность производить расходование бюджетных средств исключительно в соответствии с утвержденной сметой расходов, которая являлась основанием для составления справки-расчета на предоставление субсидии, не предусмотрена Порядком N 721 и Соглашением.
Таким образом, в рассматриваемом случае осуществление Кооперативом затрат на выполнение работ, приобретение строительных и расходных материалов, не включенных в сметную документацию, обоснованно не признано судами нецелевым использованием бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что в данном случае указание Министерства на обязанность получателя субсидии при осуществлении строительства и модернизации коровников выполнять только предусмотренные сводным сметным расчетом работы без возможности внесения каких-либо изменений по причинам объективного характера, включая выполнение работ, необходимых для обеспечения целостности и безопасности объекта строительства, не указанных в смете, но без выполнения которых данные цели не будут достигнуты, носит формальный характер и препятствует достижениям цели предоставления субсидии.
Выполнение Кооперативом ряда мероприятий: заключение договора аренды земельного участка с целевым назначением его использования "под животноводство", разработка рабочей документации объекта капитального строения, утверждение локальной сметы строительства коровника, получение в установленном законом порядке заключения Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) о соответствии санитарным и ветеринарным нормам и правилам размещения строения для содержания животных, получение разрешения на строительство и технические условия на технологическое присоединение объекта, заключение договора на возведение объекта и проведение необходимых работ, получение в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, также не свидетельствует, как верно отметили суды, о нецелевом использовании бюджетных средств.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недоказанным Министерством факт нецелевого использования Кооперативом предоставленной ему субсидии, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2024 года по делу N А58-8116/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
...
Как следует из материалов дела, Министерство предписало восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования бюджетных средств в связи с осуществлением Кооперативом затрат на выполнение работ, приобретение строительных и расходных материалов, не включенных в сметную документацию.
Между тем нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июля 2024 г. N Ф02-3048/24 по делу N А58-8116/2023