город Иркутск |
|
09 июля 2024 г. |
Дело N А33-19758/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Качукова С.Б., Фирсова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 февраля 2024 года по делу N А33-19758/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Система" (далее - ООО "Система", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - департамент) об обязании в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного следующего недвижимого имущества: наружные сети электроосвещения с местоположением: г. Красноярск Железнодорожный район от 2КТПН-1000-10/0,4 через опоры N N 6, 5, 4, 3, 2 до опоры N1, через опоры NN 7, 8 до опоры N 9 около здания по ул. Калинина, 416; наружное электроосвещение КЛ 0,4 кВ по адресу: г. Красноярск, от точки 1, точки 2 на границе земельного участка вокруг жилого дома по ул. Калинина, 41 в, а также 17 опор уличного освещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ПАО "Россети Сибирь", ООО "РСК Сети", ООО "Уютный Дом Плюс", ООО Строительная компания "Уютный ДОМ".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2024 года апелляционная жалоба департамента возвращена заявителю на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с пропуском срока на подачу жалобы и отказом в восстановлении пропущенного процессуального срока.
Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на решение от 14 февраля 2024 года.
В кассационной жалобе департамент, просит принятый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что наружные сети построены и введены в эксплуатацию вместе с многоквартирными жилыми домами, расположены на земельных участках, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, соответственно принадлежат им также на праве общей долевой собственности. Регистрация права на недвижимое имущество носит заявительный характер и осуществляется по инициативе уполномоченного лица, то есть управляющей компании, обслуживающей данные многоквартирные дома. Соответственно отсутствие зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости не может являться основанием для признания данного имущества бесхозяйственным.
В возражениях на кассационную жалобу общество доводы жалобы отклонило, указав на их несостоятельность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность принятого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что на основании договора управления многоквартирным домом от 10.01.2020 N К-41В по адресу: ул. Калинина, дом 41 "В" г. Красноярск и от 30.07.2018 N К-41б по адресу: ул. Калинина, дом 41 "б" г. Красноярск ООО "Система" является управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные жилые дома N 41б и 41в по ул. Калинина г. Красноярска.
Пунктами 3.3.1 договоров от 10.01.2020 N К-41В и от 30.07.2018 N К-41б предусмотрено, что управляющая организация уполномочена представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом. Актом проведения плановых/внеплановых мероприятий по осмотру жилого фонда от 31.03.2020, составленным ООО "Система", установлено, что на территории прилегающей к территории жилых домов по ул. Калинина, д. 41 Б, 41В находятся опоры наружного освещения (17 шт.), запитанные от подстанции N 139-1.
Между ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго", МП г. Красноярска "Горэлектротранс" и ООО "РСК сети" подписан акт об осуществлении технологического присоединения N 12000612933, согласно которому, на балансе ПАО "Россети Сибирь" находится ПС-110/10кВ N10 "Нагорная", РУ-10кВ яч. N15,41, а на балансе ООО "РСК сети" находится ТП-139-1 с трансформаторами 2х1000кВА по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 41б, к которой относятся спорные наружные сети электроосвещения, а также 17 опор уличного освещения.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости 19.09.2016 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200025:396 перераспределен на два участка 24:50:0200025:1313, 24:50:0200025:1315 с видом разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Из письма от 21.09.2023 Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края следует, что объект, расположенный в г. Красноярске: наружные сети электроосвещения, в Реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.
Письмами от 01.06.2018 и от 07.09.2023 ООО Строительная компания "Уютный ДОМ" обратилась в адрес Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с просьбой принять и поставить на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества названные объекты, не имеющие собственника.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска письмом от 11.09.2023 отказал в принятии и постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Письмом от 05.04.2021 ООО "Система" обратилось в адрес Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска с просьбой рассмотреть вопрос о признании данных сетей в качестве бесхозяйных и определении эксплуатирующей организации в отношении рассматриваемых бесхозяйных объектов с дальнейшей передачей их в эксплуатацию.
Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в письме от 20.06.2023 сообщил ООО "Система", что проведено обследование объектов благоустройства - сетей наружного освещения в районе жилых многоквартирных домов по ул. Калинина, д. 41 "Б", "В". По результатам обследования установлено, что объекты благоустройства - сети наружного освещения придомовой территории расположены, в том числе в границах соответствующих земельных участков под многоквартирным домом и в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Учитывая изложенное, оформление указанных объектов благоустройства в муниципальную собственность в качестве бесхозяйных признано нецелесообразным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением к муниципальному образованию г. Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска об обязании в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного следующего недвижимого имущества: наружные сети электроосвещения с местоположением:
г. Красноярск, Железнодорожный район от 2КТПН-1000-10/0,4 через опоры N N 6, 5, 4, 3, 2 до опоры N1, через опоры NN 7, 8 до опоры N 9 около здания по ул. Калинина, 416 протяженностью 152,0 м.; наружное электроосвещение КЛ 0,4 кВ по адресу:
г. Красноярск, от точки 1, точки 2 на границе земельного участка вокруг жилого дома по ул. Калинина, 41в протяженностью 186,0 м., а также 17 опор уличного освещения".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушают ли такие действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения публичным органом оспариваемого бездействия, возлагается на этот орган.
На основании статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил N 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Исходя из системного толкования пунктов 7 и 8 Правил N 491, электрические сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему электроснабжения, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят; обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению Жилищный кодекс и Правила N 491 не содержат.
В силу пунктов 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
С учетом положений Закон N 131-ФЗ, в соответствии со статей 44, Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, полномочия по организации постановки в установленном порядке объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества в г. Красноярске осуществляет Администрация города Красноярска как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, в том числе, через свои структурные подразделения.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 25.05.2011 N 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности. Из пункта 2.1 указанного Регламента следует, что полномочиями на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи наделен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
По итогам оценки фактических обстоятельств спора суд первой инстанции установил, что в состав общего имущества многоквартирного жилого дома спорные сети наружного освещения входить не могут, поскольку обслуживают более одного жилого многоквартирного дома. При этом сети наружного освещения непосредственно подключены к подстанции N 139-1 и не связаны с системой электроснабжения соответствующих многоквартирных домов.
Право собственности на спорные сооружения - сети наружного освещения, в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, сведения о правопритязаниях на сооружения отсутствуют, следовательно, данные сооружения имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем подлежат постановке на учет в соответствующем качестве.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и учитывая, что мероприятия по организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости должны проводить органы местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения соответствующего заявления.
Правильность выводов судебной инстанции по существу спора подтверждена, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации от 07.04.2023 N 308-ЭС23-4641 по делу N А32-51748/2021 со схожими обстоятельствами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены по своей сути на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, что недопустимо на стадии кассационного производства (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом округа не установлено.
С учетом изложенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, при полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 февраля 2024 года по делу N А33-19758/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
С учетом положений Закон N 131-ФЗ, в соответствии со статей 44, Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, полномочия по организации постановки в установленном порядке объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества в г. Красноярске осуществляет Администрация города Красноярска как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, в том числе, через свои структурные подразделения.
...
Правильность выводов судебной инстанции по существу спора подтверждена, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации от 07.04.2023 N 308-ЭС23-4641 по делу N А32-51748/2021 со схожими обстоятельствами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июля 2024 г. N Ф02-2759/24 по делу N А33-19758/2023