город Иркутск |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А10-8141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Дамбарова С.Д.,
судей Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.
при ведении протокола и обеспечении использования системы веб-конференции помощником судьи Поповой М.А.,
при участии в заседании посредством использования системы веб-конференции представителя Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Лапердиной О.В. (доверенность от 30.09.2022, доверенность от 01.11.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 декабря 2023 года по делу N А10-8141/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия к Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ (далее - комитет) о признании недействительными распоряжений от 09.09.2022 N 23- ГП, N 24-ГП в части установления публичного сервитута.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены муниципальное учреждение "Улан-Удэстройзаказчик" (далее - МУ "Улан-Удэстройзаказчик") и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Дальневосточное ТУПО" Минобороны России обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России сослалось на то обстоятельство, что спорный земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:68 находится в собственности Российской Федерации. На данном земельном участке дислоцируется войсковая часть, а также объекты Минобороны России, используемые в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации - склад. Сети водоснабжения, указанные в распоряжениях комитета расположены в границах смежного земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:712201. Следовательно, с целью обеспечения безопасности и предупреждения возникновения на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на ведение хозяйственной или иной деятельности рядом должен распространяться запрет.
Аналогичные доводы о несогласии с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанции приведены в кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" и Министерства обороны Российской Федерации поддержала доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Определение о принятии кассационных жалоб к производству и назначении судебного заседания по их рассмотрению от 04 июня 2024 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 03:24:000000:712201 общей площадью 399 192 кв. м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обеспечения обороны и безопасности.
МУ "Улан-Удэстройзаказчик" обратилось в комитет с ходатайством от 8 и 10 августа 2022 года об установлении публичного сервитута.
Комитетом вынесены распоряжения N 23-ГП, N 24-ГП об установлении публичного сервитута сроком на 49 лет в целях размещения сетей водоснабжения от ст. Дивизионная 1-й участок до ул. Акмолинская г. Улан-Удэ, а также к 4 жилым домам N 315, 472, 473, 477, 516 на ст. Дивизионная 2-й участок, г. Улан-Удэ, в отношении части земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:68, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ.
Указанные распоряжения от 09.09.2022 N 23-ГП, N 24-ГП поступили в адрес ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России. Комитет распоряжениями N 32-ГП, N 33-ГП внес изменения в распоряжения от 09.09.2022 N 23-ГП, N 24-ГП в части указания кадастрового номера земельного участка 03:24:000000:712201, в связи с его образованием в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:68 и внесением соответствующих сведений в ЕГРН.
Согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:712201, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обеспечения обороны и безопасности, находится в собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России.
Полагая, что публичный сервитут установлен с нарушением требований действующего законодательства, без учета предусмотренных законом ограничений в использовании земельных участков ВС РФ, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 23, 39.37, 39.38, 39.39, 39.40, 39.41, 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из соответствия оспариваемого распоряжения требованиям действующего законодательства и, как следствие, из отсутствия оснований для признания его незаконным.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности следующих обстоятельств: несоответствия этих решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае предметом оспаривания является распоряжения комитета от 09.09.2022 N 23-ГП, N 24-ГП об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:712201, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и закрепленного за ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В силу части 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с этим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 этого Кодекса не применяются.
Случаи и цели установления публичного сервитута предусмотрены в пункте 4 статьи 23 и статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 этого Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 статьи 39.38 Кодекса, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения (пункт 4 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (пункт 1). Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 Кодекса (пункт 2). Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Кодекса (пункт 3).
Подпунктами 2 и 3 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены: реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, не требуется разработка документации по планировке территории; реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.
Таким образом, установление публичного сервитута допускается в определенных законом случаях и обусловлено необходимостью обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения.
По итогам оценки фактических обстоятельств спора судами установлено, что оспариваемые распоряжения вынесены на основании ходатайства МУ "Улан-Удэстройзаказчик" об установлении публичного сервитута для целей размещения сетей водоснабжения к жилым домам.
Cпорный земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:712201 является смежным по отношению к земельному участку 03:24:000000:68 с расположенными на нем военными объектами, за пределами ограждения войсковой части. На земельном участке фактически расположены многоквартирные жилые дома и индивидуальные жилые дома, находящихся в пользовании жителей г. Улан-Удэ.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что публичный сервитут установлен на спорный земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:712201 в соответствии с главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из обстоятельств дела не следует, что установление сервитута лишает заявителя возможности использовать как сам этот участок, так и земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:68 (смежный земельный участок по отношению к спорному участку) в соответствии с его разрешенным использованием.
Таким образом, суды обоснованно признали оспариваемые распоряжения комитета от 09.09.2022 N 23-ГП, N 24-ГП в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:712201 соответствующими требованиям законодательства, не нарушающими права и законные интересы заявителя.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к изъятым из оборота отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федерльной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 Кодекса).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 N 3199/10 по делу N А57-1017/09-5, от 28.06.2011 N 18260/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
Соответственно, если установленный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает использование такого участка исключительно в целях обороны и безопасности (не свидетельствует о размещении на таком участке объектов, указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ), то об ограниченности в обороте (изъятии из оборота) земельного участка может свидетельствовать его фактическое использование в указанных целях (нахождение на нем вышеуказанных объектов).
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нахождении на спорном земельном участке с кадастровым номером 03:24:000000:712201 каких-либо находящихся в федеральной собственности зданий, сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Указанный участок расположен за пределами ограждения (территории) военного городка и на нем отсутствуют объекты военной инфраструктуры.
В этой связи данный земельный участок не может быть отнесен к участкам, изъятым из оборота.
Какие-либо доказательства того, что установление публичного сервитута в отношении спорного участка может повлечь ограничения в использовании расположенных в военном городке объектов военной инфраструктуры или создаст угрозу их безопасности, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителей кассационных жалоб о наличии запретной (охранной, специальной) зоны военного объекта со ссылкой на Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права. В частности, согласно пункту 6 указанного Положения для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Выводы суда по настоящему спору соответствуют сложившейся практике по делам со схожими фактическим обстоятельствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2023 N 302-ЭС23-19744 по делу N А10-1350/2022).
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к его несогласию с указанными выше обстоятельствами, признанными судом первой инстанции и апелляционным судом установленными, и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
Между тем, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 декабря 2023 года по делу N А10-8141/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителей кассационных жалоб о наличии запретной (охранной, специальной) зоны военного объекта со ссылкой на Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права. В частности, согласно пункту 6 указанного Положения для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Выводы суда по настоящему спору соответствуют сложившейся практике по делам со схожими фактическим обстоятельствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2023 N 302-ЭС23-19744 по делу N А10-1350/2022)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2024 г. N Ф02-2938/24 по делу N А10-8141/2022