город Иркутск |
|
15 июля 2024 г. |
Дело N А19-17684/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Алферова Д.Е., Барской А.Л.,
при участии в судебном заседании представителей: областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" Потаниной Алены Витальевны (доверенность от 09.01.2024, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "СПМК-7" Шубиной Ирины Владимировны (доверенность от 01.06.2022, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2024 года по делу N А19-17684/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (ОГРН 1033801011903, ИНН 3808059441, далее - истец, ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СПМК-7" (ОГРН 1023801430773, ИНН 3810025880, далее - ответчик, ООО "СПМК-7") о взыскании 4 498 359 рублей 14 копеек неустойки за нарушение условий государственного контракта N 06/117-21 от 21.05.2021.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2024 года исковые требования удовлетворены в сумме 100 000 рублей неустойки, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано; распределены судебные расходы.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2024 года решение от 9 января 2024 года оставлено без изменения.
ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2024 года по делу N А19-17684/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2024 года по тому же делу отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права: статей 10, 157, 329, 330, 401, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли серьезный характер последствий, наступивших из-за допущенной подрядчиком просрочки.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что заказчик по условиям контракта имеет право давать обязательные для подрядчика предписания.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ООО "СПМК-7" возразил против доводов кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 11.05.2021 между ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (заказчиком) и ООО "СПМК-7" (подрядчиком) заключен государственный контракт N 06/117-21 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Майская - Рассвет на участке км 9+700 - км 35+700 в Осинском районе Иркутской области.
09.06.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия N 3571/01-04/06 об уплате неустойки в размере 100 000 рублей в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Поскольку неустойка не оплачена, ОГКУ "Дирекция автодорог" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании штрафа за неисполнение обязательств по контракту N 06/117-21 от 11.05.2021.
Удовлетворяя исковые требования частично, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 702, 754 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт ненадлежащего содержания подрядчиком автодороги до момента ввода объекта в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Допущенное подрядчиком нарушение, выразившееся в ненадлежащем содержании автодороги, является нарушением обязательств, не имеющих стоимостного выражения, следовательно, штраф подлежит исчислению в соответствии с условиями пункта 11.8 контракта - в размере 100 000 рублей.
Пункт 7.16 контракта не содержит условий о сроках предоставления ответов на запросы заказчика, подрядчиком в пределах месячного срока дан ответ.
Месячный срок рассмотрения запроса и исполнения является разумным.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В государственный контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В соответствии с частью 8 статьи 34 указанного Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии нарушений подрядчиком требований пункта 7.16 контракта.
Установив, что за нарушение обязательств по надлежащему содержанию автодороги установлен штраф, размер которого определен в пункте 11.8 контракта, суды обоснованно удовлетворили исковые требования в согласованной сторонами условиями контракта сумме.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку установленных ими доказательств и фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2024 года по делу N А19-17684/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2024 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 января 2024 года по делу N А19-17684/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Д.Е. Алферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования частично, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 702, 754 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтвержден факт ненадлежащего содержания подрядчиком автодороги до момента ввода объекта в эксплуатацию.
...
В государственный контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июля 2024 г. N Ф02-2837/24 по делу N А19-17684/2023