город Иркутск |
|
16 июля 2024 г. |
Дело N А10-7734/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Дамбарова С.Д., Качукова С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии посредством использования системы веб-конференции представителя Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Лапердиной О.В. (доверенности от 30.09.2022, от 01.07.2023, диплом, паспорт, свидетельство),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2024 года по делу N А10-7734/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось с заявлением к комитету по архитектуре и градостроительству администрации г. Улан-Удэ (далее - комитет) о признании недействительными распоряжений от 08.08.2022 N 05-ГП, N 06-ГП в части установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером 03:24:032805:2287.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Улан-Удэстройзаказчик", Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение и министерство обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В кассационных жалобах приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении к спорным отношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, которым установлены границы охранной зоны военного объекта, препятствующие ведению какой-либо хозяйственной деятельности вблизи него. Данный земельный участок изъят из оборота. Издание оспариваемых распоряжений по установлению публичного сервитута в целях строительства сетей водоснабжения и водоотведения повлечет нарушение прав Вооруженных Сил Российской Федерации в части пользования земельным участком, посредством которого обеспечивается проезд к объектам министерства.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
Присутствующий в судебном заседании представитель министерства и учреждения поддержал доводы кассационных жалоб.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.07.2022 муниципальное учреждение "Улан-Удэстройзаказчик" обратилось в комитет с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков 03:24:032805:2287, 03:24:032805:2652, 03:24:032805:977, в целях строительства сетей водоснабжения и водоотведения для детского сада на 280 мест по ул. Боевой в г. Улан-Удэ.
Распоряжениями комитета от 08.08.2022 N 05-ГП, N 06-ГП на основании указанного ходатайства установлен публичный сервитут сроком на 49 лет, в том числе в отношении части земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:2287, находящегося в федеральной собственности и предоставленного учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Ссылаясь на то, что публичный сервитут установлен с нарушением требований действующего законодательства, без учета предусмотренных законом ограничений в использовании земельных участков Вооруженных Сил Российской Федерации, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь положениями статей 23, 39.37, 39.38, 39.39, 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, исходили из соответствия оспариваемых распоряжений требованиям законодательства и недоказанности нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций основанными на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3). Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8).
Согласно пункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории; реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.
Перечень оснований отказа в установлении публичного сервитута определен в статье 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае оспариваемыми распоряжениями комитет в целях размещения сетей водоснабжения и водоотведения к детскому саду по ул. Боевой в г. Улан-Удэ установил публичный сервитут в отношении части многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:2287, находящегося в пользовании учреждения.
Как установлено судами, контур под номером 03:24:032805:2287/1, на котором расположено здание лаборатории, имеет отдельную огороженную территорию с железными воротами. Часть контура, в отношении которой установлен публичный сервитут, находится вне ограждения, и фактически представляет территорию общего пользования (автомобильный проезд, в том числе к детскому саду "Калинка" корпус N 3).
Согласно приложенной к ходатайству схеме, земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:2652, на котором расположен детский сад, является смежным по отношению к участку с кадастровым номером 03:24:032805:2287 и границ с землями общего пользования не имеет.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (проект планировки территории, схемы расположения земельных участков), суды правомерно учли обоснованность установления публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:2287, с учетом использования его неограниченным кругом лиц в качестве автомобильного проезда к территории войсковой части и детского сада.
Принимая во внимание социальную значимость объекта, для обеспечения водоснабжения которого необходимо строительство водопроводных сетей, отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми распоряжениями прав и законных интересов учреждения, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационных жалоб о том, что установление публичного сервитута повлечет существенное затруднение в использовании земельного участка и расположенных на нем объектов, создаст угрозу безопасности военных объектов, мотивированно отклонены судами, как документально не подтвержденные, указанный участок расположен за пределами ограждения (территории) войсковой части и на нем отсутствуют объекты военной инфраструктуры.
Содержащиеся в кассационных жалобах ссылки на наличие запретной (охранной, специальной) зоны военного объекта в соответствии с Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права.
Согласно пункту 6 указанного Положения для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Таким образом, в данном случае публичным сервитутом не затрагиваются границы запретной и специальной зоны военного объекта.
Иные приведенные в кассационных жалобах доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства в судах двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2024 года по делу N А10-7734/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории; реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.
Перечень оснований отказа в установлении публичного сервитута определен в статье 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
...
Содержащиеся в кассационных жалобах ссылки на наличие запретной (охранной, специальной) зоны военного объекта в соответствии с Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2024 г. N Ф02-2843/24 по делу N А10-7734/2022