город Иркутск |
|
29 июля 2024 г. |
Дело N А33-24998/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 марта 2024 года по делу N А33-24998/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Филиалу Публично-правовой компании "Роскадастр" по Красноярскому краю (далее - Роскадастр, компания) о признании решения N 1-6/13838/23 от 07.08.2023 недействительным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 марта 2024 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Одновременно с кассационной жалобой учреждением было заявлено ходатайство об истребовании у Роскадастра документов из реестрового дела (кадастровый номер: 24:24:0000000:1006), в частности, копий материалов регистрационного дела, включая заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и доверенность лица, подавшего заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Рассмотрев данное ходатайство, суд округа, руководствуясь частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отказывает в его удовлетворении с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ, согласно которым истребование дополнительных доказательств на стадии рассмотрения кассационной жалобы выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции.
По мнению заявителя жалобы, Роскадастр неправомерно отказал учреждению в предоставлении истребуемых сведений, так как круг лиц, которые могут запрашивать документы из реестровых дел, шире, чем полагает компания, а порядок предоставления указанных документов помимо части 16 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регулируется статьями 3, 11 данного закона, а также Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 08.04.2021 N П/0149 (далее - Порядок N П/0149).
Роскадастр в отзыве на кассационную жалобу заявил о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером 24:24:0000000:1006 является собственностью Российской Федерации и передано на праве оперативного управления учреждению.
В адрес Роскадастра поступило заявление N 50/04-08/7565 от 10.07.2023 с приложением запроса от 07.07.2023 о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в виде копий заявления о государственной регистрации права на объект с кадастровым номером 24:24:0000000:1006, представитель Стулев А.В., и доверенности представителя учреждения N 11/29 от 06.02.2023, при этом в разделе 4 запроса заявителем указано Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1115476036125, ИНН 6672336933 (далее - ФГКУ "ЦРУПО" Минобороны России).
По результатам рассмотрения данного обращения Роскадастр принял изложенное в письме N 1-6/13838/23 от 07.08.2023 решение не рассматривать обращение в связи с нарушением его формы и порядка подачи, предусмотренных статьей 62 Закона N 218-ФЗ и положениями Порядка N П/0149; разъяснен порядок запроса и получения сведений, содержащихся в ЕГРН.
Не согласившись с данным решением Роскадастра, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что решение Роскадастра, изложенное в письме N 1-6/13838/23 от 07.08.2023, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы учреждения.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых органом власти решений может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ). При отсутствии совокупности данных условий арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган власти, который вынес соответствующие решения. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих решение, от обязанности доказывания оснований своих требований.
На основании статьи 3.1 Закона N 218-ФЗ в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отдельные полномочия и оказание отдельных государственных услуг могут осуществляться публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Роскадастр" (часть 1); в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав публично-правовая компания осуществляет полномочия и оказывает государственные услуги, в том числе по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 2 части 2).
Согласно статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в числе прочих, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
Порядок и условия предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлены статьями 62, 63 Закона N 218-ФЗ, Порядком N П/0149, а также иными нормативно-правовыми актами, изданными во исполнение положений данных норм закона.
Также Законом N 218-ФЗ установлен перечень сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляемых любому лицу (общедоступные сведения), и сведений ограниченного доступа, которые предоставляются определенной категории заявителей.
В соответствии со статьей 62 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Запрос, представленный не по установленной в соответствии с настоящей частью форме и (или) с нарушением установленного в соответствии с настоящей частью порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 настоящей статьи (часть 5); сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, представляющие собой персональные данные лица, в пользу которого в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, обобщенные актуальные сведения об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, представляются, в частности, правообладателям или их законным представителям, физическим и юридическим лицам, имеющим нотариально удостоверенную доверенность от правообладателя или его законного представителя (часть 13); правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему нотариально удостоверенную доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их запросам выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии документов, на основании которых сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах (часть 15).
Таким образом, способы и виды предоставления информации из Единого государственного реестра недвижимости ограничены путем регламентации определенными формами, с использованием которых осуществляется заполнение запроса и выдача ответа на него, а также установлены ограничения по кругу лиц, имеющих право на получение отдельных видов информации.
Приложением N 1 к Порядку N П/0149 предусмотрена форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в виде копии документа.
В пункте 4 указанной формы отражаются сведения о заявителе (юридическом лице, органе государственной власти, органе местного самоуправления, ином органе), а в пункте 5 - о представителе заявителя.
В соответствии с пунктами 41, 42 Порядка N П/0149 при представлении запроса представителем заявителя, действующим на основании доверенности, к такому запросу прилагается доверенность, оформленная в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации; запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа, представленный заявителем, являющимся юридическим лицом (его представителем), заверяется подписью лица, действующего от имени юридического лица без доверенности, или подписью лица, получившего нотариально удостоверенную доверенность от лица, действующего от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 73 Порядка N П/0149 запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается Роскадастром.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что объект недвижимости с кадастровым номером 24:24:0000000:1006 является собственностью Российской Федерации и передан на праве оперативного управления учреждению, при этом в запросе на представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанного объекта недвижимости, а именно копий заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и доверенности, представляющей право на подачу заявления о государственной регистрации прав на объект, в качестве заявителя указано лицо, не являющееся правообладателем указанного объекта недвижимости, - ФГКУ "ЦРУПО" Минобороны России, а поскольку при подаче указанного запроса не были соблюдены требования относительно его формы и порядка подачи, предусмотренные положениями статьи 62 Закона N 218-ФЗ и Порядка N П/0149, суды обоснованно признали решение Роскадастра, изложенное в письме N 1-6/13838/23 от 07.08.2023, законным и не нарушающим права и законные интересы учреждения, при этом также учли, что учреждение не лишено возможности получения испрашиваемых сведений с указанием верных сведений о заявителе (наименование, ИНН, ОГРН), которые соответствуют данным о правообладателе объекта недвижимости, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 марта 2024 года по делу N А33-24998/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 73 Порядка N П/0149 запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается Роскадастром.
...
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2024 г. N Ф02-3288/24 по делу N А33-24998/2023