город Иркутск |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А19-6312/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Алферова Д.Е., Курца Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Иркутск-Вторчермет" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2023 года по делу N А19-6312/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850, г. Чита, далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к закрытому акционерному обществу "Иркутск-Вторчермет" (ОГРН 1043801433125, ИНН 3810036508, г. Иркутск, далее - ЗАО "Иркутск-Вторчермет", ответчик) об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения привести используемый объект - защитное сооружение гражданской обороны площадью 91,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Жердева, д. 16, в состояние готовности к использованию по предназначению для приема укрываемых. В случае неисполнения обязательства в срок взыскать с ООО "Иркутск-Вторчермет" в пользу Российской Федерации судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 50 000 рублей на основании статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2024 года, иск удовлетворен.
Ответчик в кассационной жалобе просит вынесенные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
ЗАО "Иркутск-Вторчермет" указывает на то, что не является правопреемником приватизированного предприятия, в связи с чем договор N 09/080 от 04.02.08 является ничтожным. По мнению заявителя, стороной договора, заключаемого во исполнение предписания пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" (далее - постановление Правительства N 359), может являться только специальный субъект - правопреемник приватизируемого предприятия.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам
Как установлено судами и следует из материалов дела, в федеральной собственности находится объект гражданской обороны - убежище общей площадью 1,6 кв.м, расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 16. Указанный объект введен в эксплуатацию 30.10.1981 и закреплен за Бурятским Республиканским предприятием "Вторчермет", что подтверждается паспортом убежища N 214.
На основании постановления Правительства N 359 с ЗАО "Иркутск-Вторчермет" заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны N 09/080 от 04.02.08, по условиям которого ответчику на ответственное хранение передано защитное сооружение гражданской обороны.
14.02.2022 управлением составлен акт осмотра спорного объекта N 06-22/О, согласно которому объект не готов к использованию по предназначению, в связи с чем ЗАО "Иркутск-Вторчермет" необходимо обеспечить приведение используемого объекта в состояние соответствующей готовности.
Неисполнение ответчиком требований истца о приведении объекта в состояние: "Готово к использованию по предназначению" послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у ответчика обязанности по устранению нарушений и приведению объекта ЗС ГО в надлежащее состояние с соблюдением норм и требований законодательства к объектам гражданской обороны.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны N 583 (далее - Правила N 583).
В силу пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов. В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив к спорным правоотношениям нормы материального права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, установили факт передачи ответчику спорного объекта на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, факт ненадлежащего содержания ответчиком вверенного имущества. Доказательства снятия с учета убежища либо передачи в ведение иной организации в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу, что ЗАО "Иркутск-Вторчермет" обязано обеспечивать надлежащее техническое состояние убежища и поддерживать его в готовности к использованию по предназначению.
Доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку заключая договор N 09/080 от 04.02.08, ответчик принял на себя обязательство сохранять и содержать защитное сооружение гражданской обороны в нормативном состоянии независимо от наличия или отсутствия статуса правопреемника предприятия, созданного в порядке приватизации. Данные являлись предметом оценки судов в рамках дела N А10-949/2021.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом кассационной инстанции относится на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2023 года по делу N А19-6312/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Д.Е. Алферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны N 583 (далее - Правила N 583).
В силу пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
...
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, на учете которых находятся защитные сооружения, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов. В организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2024 г. N Ф02-2602/24 по делу N А19-6312/2023