город Иркутск |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А74-8973/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Дамбарова С.Д., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии посредством использования системы веб-конференции представителя крестьянского (фермерского) хозяйства "Альфа-Велес" - Сукало В.А. (доверенность от 14.11.2023, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Альфа-Велес" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 февраля 2024 года по делу N А74-8973/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Альфа-Велес" (далее - КФХ "Альфа-Велес") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - администрация) о признании незаконным постановления от 18.08.2023 N 1005-п "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Бочаров Петр Александрович (далее - ИП Бочаров П.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, КФХ "Альфа-Велес" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе приведены доводы о неправильном толковании судами положений статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", из которой следует, что в аренду заинтересованному лицу может быть предоставлен только сформированный земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет и сведения, о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Если земельный участок не образован, то его предоставление осуществляется на основании статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей необходимость проведения торгов в случае поступления заявки от иного лица. В связи с тем, что на испрашиваемый ИП Бочаровым П.А. земельный участок, который предстояло образовать, претендовало КФХ "Альфа-Велес", то его предоставление было возможно исключительно в порядке, определенном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в целях проверки оснований для отказа в предоставлении земельного участка в силу подпункта 1 пункта 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" судами не выяснялся вопрос о наличии у ИП Бочарова П.А. других земельных участков. Действия третьего лица направлены на злоупотребление правом, поскольку ведение хозяйственной деятельности на спорном земельном участке невозможно ввиду того, что он находится в охранной зоне свинокомплекса.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Присутствующий представитель КФХ "Альфа-Велес" поддержал доводы кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.07.2023 КФХ "Альфа-Велес" обратилось в структурное подразделение администрации с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 62 782 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 19:10:100201 по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, с. Красноозерное, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
25.07.2023 КФХ "Альфа-Велес" на основании статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" направило уточненное заявление, в котором просило предоставить без проведения торгов земельный участок площадью 102791 кв.м, расположенный северо-восточнее с. Красноозерное Усть-Абаканского района Республики Хакасия. К заявлению приложена схема расположения земельного участка.
Письмом от 01.08.2023 N 2196 администрация отказала КФХ "Альфа-Велес" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что земельные участки предоставляются крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду без проведения торгов на срок до пяти лет, кроме того, местоположение испрашиваемого земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
18.07.2023 ИП Бочаров П.А. на основании статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с условным номером 19:10:100201:ЗУ1, площадью 31 739 кв.м, находящегося по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, северо-восточнее села Красноозерное, для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением администрации от 18.08.2023 N 1005-п ИП Бочарову П.А. предварительно согласовано предоставление в аренду сроком на пять лет земельного участка с условным номером 19:10:100201:ЗУ1, площадью 31739 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения в границах зоны СХ1 для сельскохозяйственного использования.
Ссылаясь на то, что постановление от 18.08.2023 N 1005-п не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, КФХ "Альфа-Велес" оспорило его в судебном порядке.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исходили из того, что на основании данной нормы допускается предоставление земельного участка сельскохозяйственного назначения, который только предстоит образовать, при этом проведения торгов для передачи в аренду земельного участка в случае поступления нескольких заявлений не требуется, поскольку приоритет отдается первому из них; с учетом этого суды посчитали обжалуемое решение законным.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С 01.01.2023 вступила в силу статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которой гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет. Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований: 1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Таким образом, данной нормой установлен порядок предоставления земельных участков для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств или граждан отличный от порядков, установленных статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из буквального содержания статьи 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что на ее основании может быть предоставлен без торгов в аренду как сформированный земельный участок, так и земельный участок, который предстоит образовать.
Данный вывод основывается на том, что предоставление земельного участка осуществляется на основании общих требований земельного законодательства с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Общий порядок предоставления земельных участков установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в себя следующие этапы:
- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать;
- подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
- подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка.
При этом в статье 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прямо не указано, что на ее основании может быть предоставлен исключительно сформированный земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет. В противном случае лица, заинтересованные в получении в аренду земельных участков, были бы ограничены в выборе места ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и поставлены в зависимость от усмотрения необходимости совершения действий по формированию земельных участков со стороны органов публичной власти.
Из положений данной статьи также следует, что земельный участок подлежит предоставлению в аренду лицу, которое первым обратилось с заявлением о его предоставлении, в случае поступления нескольких заявок торги не проводятся и приоритет отдается первому обратившемуся лицу.
С учетом этого приведенные в кассационной жалобе доводы об обратном подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Как установлено судами, 18.07.2023 ИП Бочаров П.А. в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Исходя из того, что заявление соответствовало предъявляемым требованиям и предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не имелось, администрация вынесла оспариваемое решение.
Признавая данное решение законным, суды с учетом приведенных выше норм правильно указали, что поступление последующей заявки в отношении того же земельного участка не является основанием для проведения торгов.
Доказательства того, что площадь земельного участка, предоставленного ИП Бочарову П.А. в аренду, превышает установленные законом предельные размеры, в деле отсутствуют. В судебном заседании от 05.02.2024 представитель ИП Бочарова П.А. подтвердил, что иных участков у предпринимателя не имеется.
Содержащиеся в кассационной жалобе ссылки на то, что обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду третье лицо действовало с намерением причинить вред КФХ "Альфа-Велес", подлежат отклонению как неподтвержденные материалами дела.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с установленными судами обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 февраля 2024 года по делу N А74-8973/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общий порядок предоставления земельных участков установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в себя следующие этапы:
- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать;
- подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
- подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка.
При этом в статье 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прямо не указано, что на ее основании может быть предоставлен исключительно сформированный земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет. В противном случае лица, заинтересованные в получении в аренду земельных участков, были бы ограничены в выборе места ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и поставлены в зависимость от усмотрения необходимости совершения действий по формированию земельных участков со стороны органов публичной власти.
...
Как установлено судами, 18.07.2023 ИП Бочаров П.А. в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2024 г. N Ф02-2548/24 по делу N А74-8973/2023