город Иркутск |
|
02 августа 2024 г. |
Дело N А19-12820/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей Кушнаревой Н.П., Фирсова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2023 года по делу N А19-12820/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (ОГРН 1027706023058, ИНН 7706284124, далее - ООО "Русэнергосбыт", истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1033802082357, ИНН 3818001659, далее - комитет, муниципальное образование, ответчик) о взыскании 958 839 рублей 29 копеек задолженности по оплате фактических потерь электрической энергии за март 2023 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2024 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку комитет не является сетевой организацией и у него отсутствует обязанность по оплате истцу стоимости фактических потерь электрической энергии. Также заявитель указывает, что истцом не доказан размер фактических потерь электрической энергии; в материалы дела не представлены доказательства, на основании которых произведено начисление электропотребления.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом спора является требование о взыскании задолженности по оплате потерь электрической энергии, возникших в сетях муниципального образования в марте 2023 года.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец, имеющий статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Усть-Кутского муниципального образования, в марте 2023 года через принадлежащие муниципальному образованию объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, дизельная электростанция, сети ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10 кВ) осуществлял передачу и поставку электрической энергии своим потребителям в п. Ния.
Договор о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электроэнергии между гарантирующим поставщиком и муниципальным образованием не заключен.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате потерь электрической энергии в объеме 245,169 МВт/ч (разность между количеством поступившей в сеть ответчика электроэнергии и объемом полезного отпуска) в принадлежащих ему сетях в спорный период, гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт принадлежности муниципальному образованию объектов электросетевого хозяйства, поименованных в исковом заявлении, подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 125, 210, 215, 309, 310, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26, 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пункты 128, 129, 130, 136, 140, 194 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), пункты 6, 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), исходили из обязанности ответчика оплатить потери электрической энергии, возникшие в принадлежащих ему сетях.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, в связи с чем в пункте 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, а также в пунктах 4, 128, 129, 130 Основных положений N 442 определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачиваются электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 861 размер фактических потерь в сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Из анализа указанных норм права следует, что на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электроэнергии, возникающих в принадлежащих им сетях.
Правильно применив нормы материального права, исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (договор безвозмездного пользования N 6 от 07.05.2018, соглашение от 27.10.2020 о расторжении договора безвозмездного пользования N 6 от 07.05.2018, акт приема-передачи электрической энергии N 1/09040/0364 от 31.03.2023, счет-фактуру N 1/09040/0364 от 31.03.2023, акты учета электрической энергии переданной для нужд юридических лиц и физических лиц через сети п. Ния за март 2023 года от 31.03.2023, ведомости снятия показаний индивидуальных приборов учета юридических лиц и физических лиц за март 2023 года, карточки лицевых счетов потребителей, справку по потреблению энергоресурса за период марта 2023 года, схему внешнего электроснабжения и учета п. Ния), арбитражные суды установили факт принадлежности ответчику в марте 2023 года спорных объектов электросетевого хозяйства, посредством которых гарантирующий поставщик обеспечивает электрической энергией потребителей п. Ния Усть-Кутского района Иркутской области. В отсутствие доказательств оплаты фактических потерь электроэнергии в данных сетях суды, проверив расчет задолженности, правомерно удовлетворили иск.
К указанным выводам суды пришли по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности. Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Довод о недоказанности объема потерь противоречит представленным в дело доказательствам (актам учета электрической энергии переданной для нужд юридических лиц и физических лиц через сети п. Ния за март 2023 года от 31.03.2023, ведомостям снятия показаний индивидуальных приборов учета юридических лиц и физических лиц за март 2023 года, карточкам лицевых счетов потребителей, справке по потреблению энергоресурса за период марта 2023 года).
Расчет задолженности и объемов поступившей в сети и отпущенной конечным потребителям электроэнергии ответчик документально не опроверг; доказательства иного объема потерь в принадлежащих ему электрических сетях или доказательства оплаты долга, равно как и доказательства передачи объектов электросетевого хозяйства во владение и пользование какой-либо специализированной организации или иным лицам в спорный период не представил.
Обстоятельства, связанные с исходными данными, использованными в расчетах задолженности, установлены судами первой и апелляционной инстанций, компетентными оценивать доказательства и устанавливать обстоятельства, на основе оценки представленных сторонами доказательств. Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы ответчика по существу направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2023 года по делу N А19-12820/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, в связи с чем в пункте 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, а также в пунктах 4, 128, 129, 130 Основных положений N 442 определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачиваются электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 861 размер фактических потерь в сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2024 г. N Ф02-3235/24 по делу N А19-12820/2023