город Иркутск |
|
21 августа 2024 г. |
Дело N А74-1351/2024 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Курочкиной И.А., Левошко А.Н.,
при ведении помощником судьи Ивановой И.Г. протокола открытого судебного заседания, проводимого с использованием веб-конференции,
при участии генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Огнеборец" - Симоненко С.И. (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огнеборец" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 апреля 2024 года по делу N А74-1351/2024, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (ИНН 1901065125, ОГРН 1041901023009, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Огнеборец" (ИНН 1901093651, ОГРН 1101901000684, далее - ООО "Огнеборец", общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Майнская детская школа искусств "Акварель" муниципального образования г. Саяногорск (образовательное учреждение), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Хакасия" (экспертное учреждение), (далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 апреля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2024 года, общество привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 33, 36, 39, 76, 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статью 83 Федерального закона 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Законы N 248-ФЗ, N 123-ФЗ), статьи 1.6, 14.1, 25.1, 25.4 КоАП РФ, пункты 2.2, 2.3, 2.8 Временных Методических рекомендаций по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору) (утверждены МЧС России 03.07.2014, далее - Рекомендации)), несоблюдение норм процессуального права, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы: проверка проведена и дело об административном правонарушении возбуждено с многочисленными процедурными нарушениями (общество не уведомлено о проведении контрольного мероприятия; его представитель лишен права на ознакомление с планом контрольных мероприятий, на присутствие и непосредственное участие в инструментальных исследованиях; осмотр объекта осуществлялся в отсутствие законных и уполномоченных представителей общества, понятые отсутствовали, фото-видеосъемка не велась; с актом осмотра и актом проверки представитель общества не ознакомлен; при составлении протокола об административном правонарушении руководителю общества не были разъяснены его права).
Общество полагает, что инструментальное обследование /"испытание" должно проводиться с участием двух аккредитованных специалистов, с привлечением эксперта, с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений.
Общество указывает на то, что: инструментальное обследование/"испытание" проводилось некорректно (хаотично, без определенного алгоритма), в связи с чем система пожарной сигнализации и оповещения не выполнила свои функции, хотя находилась в рабочем состоянии; перед началом "испытаний" оборудование было проверено представителями надзорного органа на работоспособность в штатном режиме с составлением акта; представитель общества как представитель обслуживающей организации - Галимский А.В. непосредственного участия в испытаниях не принимал, однако указан в протоколах инструментальных обследований, что подтверждается его "объяснительной".
К дате и времени судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы отзывы на неё от участвующих в деле лиц в канцелярию суда округа не поступили.
Присутствующий в судебном заседании директор общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено и материалами дела подтверждается следующее.
На основании решения Управления от 19.12.2023 в отношении образовательного учреждения проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, в ходе которой проведены инструментальные обследования системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) при пожаре и системы пожарной сигнализации (СПС) в здании.
По результатам инструментальных обследований установлено, что СОУЭ и СПС, установленные в здании образовательного учреждения, находятся в неработоспособном состоянии.
Результаты инструментальных обследований зафиксированы в протоколах от 23.01.2024 N 3(1)/8/2024 и N 3(2)/8/2024.
В ходе выездной проверки Управлением установлено, что между образовательным учреждением и ООО "Огнеборец" заключены контракты от 16.03.2023 N 14 и от 16.01.2024 N 1 на эксплуатационно-техническое обслуживание средств пожарной сигнализации и оповещения в здании учреждения (далее - контракты), со сроком оказания услуг с 01.01.2023 по 31.12.2023 и с 01.01.2024 по 31.12.2024, соответственно.
В соответствии с составленным ООО "Огнеборец" актом проверки работоспособности (проведения работ по техническому обслуживанию) средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в период с 31.08.2023 по 30.11.2023 проведена проверка работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в результате которой установлено, что "ТО в полном объеме, ПС в исправном состоянии, работоспособна" (акт подписан директором общества 30.11.2023).
Из журнала эксплуатации систем противопожарной защиты следует, что 30.11.2023, 26.12.2023 сотрудником общества проведены работы (техническое обслуживание, ремонт, проверка работоспособности, другие регламентные работы), в результате которых установлено, что "ТО в полном объеме работоспособна; 11.01.2024 проведена внеплановая проверка, принудительная "сработка" с передачей на пульт централизованного наблюдения - работоспособна в режиме норма-пожар".
По результатам проведенной в отношении образовательного учреждения проверки Управлением составлен акт выездной плановой проверки от 25.01.2024, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, в том числе нарушения требований, предъявляемых к системам автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Уведомлением от 01.02.2024 общество извещено о дате, времени и месте составления протокола (16.02.2024 в 15-00) об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (получено 07.02.2024).
16.02.2024 должностным лицом Управления в присутствии законного представителя общества Симоненко С.И. (генеральный директор) составлен протокол N 8, в котором зафиксировано, что: при имитации неисправности (короткое замыкание) автоматические и ручные пожарные извещатели (ПИ) не выполнили свои функции по обнаружению опасных факторов пожара и передаче сигнала о пожаре на пожарный приёмно-контрольный прибор (ППКП) и пожарный прибор управления (ППУ), а именно: дымовой пожарный извещатель - ДИП N 1.4 (зона контроля пожарной сигнализации - ЗКПС N 9), ДИП N 1.3 (ЗКПС N 10), ДИП N 1.2 (ЗКПС N 10), извещатель пожарный ручной - ИПР N 1.8, ДИП N 1.7 (ЗКПС N 8), ДИП N 1.10 (ЗКПС N 5); запуск СОУЭ не производится от автоматических извещателей пожарных, в связи с чем подача управляющих на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре не осуществляется; отсутствует звуковая индикация при неисправности, вызванной имитацией нарушений линий связи (короткое замыкание, обрыв) СОУЭ.
Выявленные нарушения квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку могут повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в случае возникновения пожара, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд в порядке статьи 203 АПК РФ с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя требования и привлекая общество к ответственности в виде штрафа в размере 4 000 рублей, суды исходили из доказанности наличия в его деяниях состава вменяемого ему административного правонарушения.
Суд округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает, исходя из следующего.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечание к указанной выше статье определяет, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, образует осуществление лицензируемой предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582 утвержден свод правил "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 484.1311500.2020).
Пунктом 5.4 СП 484.1311500.2020 установлено, что система пожарной автоматики (СПА) должна быть спроектирована таким образом, чтобы в результате единичной неисправности линий связи был возможен отказ только одной из следующих функций: автоматическое формирование сигнала управления не более чем для одной зоны защиты (пожаротушения, оповещения и т.п.); ручное формирование сигнала управления не более чем для одной зоны защиты (пожаротушения, оповещения и т.п.).
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 утвержден "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130.2009), пунктом 3.3 которого установлено, что СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.
Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.
В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
Приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1028-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 53325-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний (далее - ГОСТ Р 53325-2012).
Пунктом 7.6.1.8 ГОСТ Р 53325-2012 установлено, что приборы должны обеспечивать звуковую сигнализацию режимов "Пожар" ("Внимание", "Пожар1" и "Пожар2"), "Неисправность", "Пуск". Звуковая сигнализация должна обеспечиваться встроенным в прибор (компонент прибора) источником звука.
Руководствуясь данными нормами права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
На основании лицензии МЧС России от 17.05.2013 N 6-Б/00955 общество осуществляет, в том числе деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Общество в соответствии с контрактом от 16.01.2024 N 1 приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию установок пожарной сигнализации, расположенных в здании образовательного учреждения.
В ходе проверки в отношении образовательного учреждения установлено, что СОУЭ людей при пожаре и СПС, установленные в здании учреждения, находятся в неработоспособном состоянии.
Доказательства того, что СОУЭ и СПС находились на момент проверки в работоспособном состоянии, в деле отсутствуют.
Обслуживаемый обществом объект учреждения является местом с массовым пребыванием людей, в том числе, детей.
Данные факты подтверждены материалами дела, заявителем кассационной жалобы по существу, не опровергнуты.
Вменяемое обществу правонарушение выявлено инспектором непосредственно в ходе проведения проверки в отношении иного лица, и на основании пункта 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ должностное лицо Управления было вправе составить протокол об административном правонарушении в отношении общества.
Из материалов дела следует и судами установлено: в процессе проверки образовательного учреждения Управлением осуществлялось инструментальное обследование, в ходе которого присутствовал представитель обслуживающей организации, что заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
Доказательства наличия обстоятельств, вызванных чрезвычайными и объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля общества, отсутствуют.
В этой связи суды обоснованно посчитали, что обществом не доказан факт принятия своевременных мер, направленных на соблюдение вышеприведенных требований нормативных правовых актов.
Из материалов дела также следует и судами установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности вопреки утверждению общества административным органом и судами соблюдены. Основания для применения положений статей 2.9, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ судами не установлены, соответствующие доказательства в деле отсутствуют.
С учетом характера правонарушения, при наличии оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер штрафа обоснованно определен судами в размере 4 000 рублей.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованным выводам: о доказанности факта совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 1 КоАП РФ; наличии в действиях (бездействии) общества события указанного административного правонарушения.
Ссылки общества на положения Закона N 248-ФЗ суд округа отклоняет как основанные на их ошибочном толковании, в том числе пункта 3 части 2 статьи 90 данного закона к установленным в данном деле фактам (поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Огнеборец" стал факт грубых нарушений обществом лицензионных требований, выявленный административным органом при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении иного лица, но на объекте, техническое обслуживание которого по контракту осуществляло общество).
Доводы о нарушении процедуры проведения проверки и порядка привлечения его к административной ответственности (осмотр объекта осуществлялся в отсутствие законных представителей общества, без участия понятых, неведением фото/видеосъемки, с протоколом осмотра места происшествия общество не ознакомлено), судами рассмотрены и обоснованно отклонены со ссылкой на подлежащие применению нормы права и установленные обстоятельства (при проверке образовательного учреждения Управлением осмотр места совершения обществом административного правонарушения не осуществлялся, проводилось инструментальное обследование с участием представителя общества, как обслуживающей организации и представителя проверяемого лица).
Доводы о несоблюдения порядка проведения "испытаний" ошибочны, поскольку в данном случае проводились не комплексные испытания систем (ГОСТ Р 59638-2021 и ГОСТ Р 59639-2021) или испытания (статья 83 Закона N 248-ФЗ), а их инструментальное обследование (часть 1 статьи 82 Закона N 248-ФЗ).
Доводы о некомпетентности специалистов, проводивших инструментальные обследования и хаотичности их действий, суд округа отклоняет как бездоказательные.
Доводы о применении не поверенных средств измерений противоречат протоколам инструментальных обследований, содержащих указание на поверку приборов, в отношении которых она требуется.
Неправильного толкования и применения судами положений приведенных выше норм права, а также указанных в жалобе статей 33, 36, 39, 76 Закона N 248-ФЗ, части 7 статьи 83 Закона N 123-ФЗ, статей 1.6, 25.1, 25,4 КоАП РФ к установленным в данном деле конкретным фактам, суд округа не усматривает.
При исследовании и оценке доводов сторон и представленных в их обоснование доказательств по данному вопросу, а также при распределении между сторонами бремени доказывания необходимых для правильного разрешения настоящего спора фактов, предусмотренные главой 7 и статьей 205 АПК РФ требования, вопреки утверждению общества, судами соблюдены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в статье 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены принятых по делу судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по их ходатайству его копия на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 апреля 2024 года по делу N А74-1351/2024, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения общества к административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию систем пожарной безопасности, что создало угрозу жизни и здоровью людей. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2024 г. N Ф02-3671/24 по делу N А74-1351/2024