город Иркутск |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А74-1315/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Железняк Е.Г. и Качукова С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зейналовой Р.А.,
при участии представителя истца - Лощаковой Светланы Павловны (доверенность от 17.04.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу акционерного общества "Абаканская ТЭЦ" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 марта 2024 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2024 года по делу N А74-1315/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Абаканская ТЭЦ" (ИНН 1900000252, ОГРН 1201900003920, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "АльфаГрад" (ИНН 1901142884, ОГРН 1191901004228, далее - компания) о взыскании 163 831 рубля 08 копеек задолженности по оплате стоимости горячей воды, поставленной в апреле-сентябре 2022 года на содержание общего имущества многоквартирных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 марта 2024 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2024 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 5 940 рублей 47 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при расчете платы за горячее водоснабжение на содержание общего имущества следует использовать показания общедомовых приборов учета (показания на прямом и обратном трубопроводах), достоверно отражающие количество теплоносителя в виде горячей воды (масса, температура).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в жалобы.
Ответчик отклонил доводы кассационной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность (письменный отзыв от 29.07.2024); извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направил, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение обязательств по договору поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества от 04.05.2021 N 782 общество в апреле-сентябре 2022 года поставило в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении компании, горячую воду на общедомовые нужды, выставив в адрес последней счет-фактуру на сумму 371 908 рублей 65 копеек.
Объем поставленной в многоквартирные дома горячей воды определен обществом как разность между массой сетевой воды по показанию вычислителя, установленного на подающем трубопроводе (M1 или V1), и массой сетевой воды по показаниям вычислителя (M2 или V2), установленного на обратном трубопроводе.
Направленная обществом в адрес компании претензия оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на наличие на стороне компании задолженности по оплате стоимости горячей воды в размере 163 831 рубль 08 копеек (с учетом частичной оплаты), общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разногласным является вопрос относительно способа определения объема обязательств по оплате горячего водоснабжения на содержание общего имущества.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что установленные в спорных жилых домах общедомовые приборы учета не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения, поскольку в данный объем входит также теплоноситель, не использовавшийся для целей горячего водоснабжения, в связи с чем произвели перерасчет исходя из норматива соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов. Принимая во внимание установленный размер обязательств компании перед обществом на сумму 214 018 рублей 04 копейки и произведенные платежи на сумму 208 077 рубля 57 копеек, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в размере 5 940 рублей 47 копеек (214 018,04 - 208 077,57).
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Из системного анализа части 2 статьи 154, статьи 161, частей 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 9, 13, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункта "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, следует, что на управляющую организацию, как на исполнителя коммунальных услуг, возложена обязанность по внесению платы за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса.
Факт нахождения поименованных в исковом заявлении и расчете многоквартирных домов в управлении компании, факт поставки горячей воды на общедомовые нужды подтверждены материалами дела и не оспорены ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета (статья 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 42 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), установлен порядок определения объема горячей воды, поставленной по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в случаях наличия либо отсутствия общедомового прибора учета.
В данном случае судами установлено, что поставка тепловой энергии и теплоносителя в целях оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребителям (гражданам) производилась обществом по централизованной системе теплоснабжения в многоквартирных домах, которые оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Многоквартирные жилые дома имеют открытую систему теплопотребления, горячее водоснабжение потребителей указанных домов осуществляется путем водоразбора теплоносителя из тепловой сети.
В силу пункта 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении, подлежат коммерческому учету.
Из положений пункта 94, подпункта "д" пункта 95, пункта 97, подпункта "а" пункта 100 Правил N 1034 следует, что в отопительный период для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета конкретно горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета: это расходомеры, учитывающие объем теплоносителя, приборы, учитывающие гигакалории, либо преобразователи расхода электромагнитные ПРЭМы, учитывающие как расход, так и гигакалории теплоносителя.
Следовательно, именно прибор учета как средство измерения должен фиксировать данные сведения.
Вместе с тем, как установлено судами, приборы учета ВКТ-7 не показывают сведения (значения) о массе (объеме) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, отдельно от всей массы теплоносителя, поступившего в жилой дом (который потребляется как на цели отопления, так и на цели горячего водоснабжения). В нарушение положений Правил N 1034 в многоквартирных домах водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения отсутствуют.
В этой связи общедомовые приборы учета на тепловую энергию, которыми оборудованы многоквартирные дома, являются коммерческими (расчетными) для определения общего объема тепловой энергии и, соответственно, их применение для определения объемов горячего водоснабжения противоречит вышеприведенным нормам права.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 тепловая энергия (отопление) и горячая вода - это два различных коммунальных ресурса, соответственно для учета каждого из них должен (может) быть установлен соответствующий общедомовой прибор учета: для горячей воды - общедомовой прибор учета горячей воды, для отопления - общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопления).
На основании изложенного оснований для расчета объема поставленной в спорные многоквартирные дома горячей воды путем определения разности между массой сетевой воды по показанию вычислителя, установленного на подающем трубопроводе (M1 или V1), и массой сетевой воды по показаниям вычислителя (M2 или V2), установленного на обратном трубопроводе, не имеется, поскольку в данный объем входит также теплоноситель, не использовавшийся для целей горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что объем тепловой энергии на подогрев горячей воды, поставленной на содержание общего имущества многоквартирного дома, в данном случае подлежит определению в соответствии с пунктом 48 Правил N 354 исходя из норматива соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период.
Альтернативный расчет, произведенный истцом на основании пункта 21(1) Правил N 124 как произведение площади общего имущества многоквартирного дома и установленного норматива, проверен судами и признан арифметически верным. Возражений относительно данного расчета ответчиком не высказано.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы, основанные на ином толковании норм материального права, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не могут являться основанием для отмены принятых судебных актов.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 марта 2024 года по делу N А74-1315/2023 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд частично удовлетворил иск о взыскании задолженности за горячую воду, поставленную на содержание общего имущества многоквартирных домов, установив, что общедомовые приборы учета не могут служить основанием для расчета объема горячего водоснабжения. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2024 г. N Ф02-3675/24 по делу N А74-1315/2023