город Иркутск |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А58-5330/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Курочкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г., участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции представителя Нерюнгринской районной администрации - Морозовой Е.Г. (доверенность N 1-01-12/693 от 05.02.2024, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Нерюнгринской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2024 года по делу N А58-5330/2023 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Нерюнгринской районной администрации (далее - администрация, ответчик) о взыскании 3 000 318 рублей 05 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гадирова Нубар Заман кызы (ОГРНИП 311143433300019, ИНН 143406569899, далее - глава КФХ Гадирова Н.З.к, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2024 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила решение и постановление судов отменить.
Заявитель жалобы оспаривает выводы судов о наличии оснований для взыскания с администрации сумм иных межбюджетных трансфертов, перечисленных последней в целях создания условий для устойчивой зимовки скота и лошадей на территории муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), указывает на то, что поданная администрацией заявка на предоставление межбюджетных трансфертов соответствовала требованиям Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на создание условий для устойчивой зимовки скота и лошадей, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.07.2019 N 190 (далее - Порядок N 190), которым не предусмотрено условие о заключении соглашений о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства с каждым сельхозпроизводителем, испытывающим дефицит в кормах для скота и лошадей, как и запрета на заключение такого соглашения с одним лицом в целях централизованной транспортировки (доставки) кормов всем сельхозпроизводителям на территории Нерюнгринского района; в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район" по поддержке сельскохозяйственного производства в рамках реализации муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса в Нерюнгринском районе на 2021-2025 годы", утвержденным постановлением администрации от 26.10.2022 N 2072 (далее - Порядок N 2072), был проведен отбор претендентов на перевозку кормов с условием поставки всем товаропроизводителям на территории Нерюнгринского района, по результатам которого победителем определен единственный соответствующий требованиям претендент - глава КФХ Гадирова Н.З.к.; условия и цели предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренные соответствующим соглашением и Порядком N 190, администрацией соблюдены, поскольку транспортные расходы на доставку кормов компенсированы одному сельхозпроизводителю (главе КФХ Гадировой Н.З.к.), обеспечившему поставку сена иным поименованным в заявке на предоставление межбюджетных трансфертов сельхозпроизводителям, без взимания платы за предоставленные транспортные услуги (по себестоимости), что следует из договоров поставки, заключенных между поставщиками кормов и главой КФХ Гадировой Н.З.к., последней и сельхозпроизводителями, а также актов приема-передачи к ним; при этом, само по себе заключение договоров поставки между поставщиками кормов и главой КФХ Гадировой Н.З.к. на поставку сена было удобно для других сельхозпроизводителей и упрощало процедуру подготовки к зимовке скота и лошадей, а факты достижения целевых показателей при представлении межбюджетных трансфертов отражены в соответствующем отчете, принятом министерством без замечаний.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены
Участвующий в судебном заседании представитель администрации поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Порядком N 190, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.07.2022 N 424 "О распределении иных межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на создание условий для устойчивой зимовки скота и лошадей 2021/2022" на основании заявки администрации N 5-УСХ/1891 от 13.04.2022 о потребности сена, содержащей расчет межбюджетных трансфертов на перевозку кормов на зимовку 2021/2022 годы исходя из потребностей 16 сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые планируют получить средства субсидии из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), в число которых была включена глава КФХ Гадирова Н.З.к., между министерством и администрацией (получатель) заключено Соглашение N С-497/08 от 27.07.2022 "О предоставлении иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам в целях создания условий для устойчивой зимовки скота и лошадей 2021/2022" (далее - Соглашение N С-497/08 от 27.07.2022) на сумму 5 801 589 рублей 25 копеек; средства в указанном размере перечислены на лицевой счет администрации в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) по платежному поручению N 1606 от 27 июля 2022 года.
Администрация на основании разработанного ею Порядка N 2072 провела отбор получателей средств субсидии, по результатам которого победителем определен глава КФХ Гадирова Н.З.к.
Приказом муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства Нерюнгринского района" (далее - управление) N 23-П от 14.11.2022 "Об утверждении перечня получателей субсидии" средства межбюджетных трансфертов предоставлены на возмещение затрат на транспортные расходы по перевозке кормов одному получателю - главе КФХ Гадировой Н.З.к. (далее - получатель).
15.11.2022 между управлением и главой КФХ Гадировой Н.З.к. в целях возмещения части затрат получателя на транспортные расходы по перевозке кормов заключено соглашение N 48 о предоставлении из бюджета Нерюнгринского района субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства в сумме 5 801 589 рублей 25 копеек.
При этом, уже после перечисления администрации сумм межбюджетных трансфертов, министерством установлено, что при представлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств межбюджетных трансфертов, выделенных из бюджета Республики Саха (Якутия) по Соглашению N С-497/08 от 27.07.2022, администрацией данная субсидия по Соглашению N 48 от 15.11.2022 была предоставлена лишь одному сельхозпроизводителю из 16 поименованных в расчете к заявке N 5-УСХ/1891 от 13.04.2022 о потребности сена в размере, превышающем его потребности по кормовому балансу на 3 000 318 рублей 05 копеек (2 801 271 рубль 20 копеек из расчета: 322 тонн (количество грубых кормов на 108 голов КРС и 51 голов лощадей) * 478 км (расстояние перевозки) * 18 рублей 20 копеек (тариф на перевозку)), в связи с чем направило в адрес администрации уведомление о возврате сумм межбюджетных трансфертов N 13/И-НП-1874/08 от 27.03.2023.
Администрация в ответе от 05.04.2023 на данное уведомление сообщила о невозможности возврата средств межбюджетных трансфертов в связи с отсутствием их нецелевого использования.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности требований министерства по праву и по размеру.
Из положений статей 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности); принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 139.1 БК РФ иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований (часть 1); методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (часть 2).
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением прямо предусмотренных данной нормой случаев), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи (подпункт 2 пункта 2); из местного бюджета - в случаях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи (подпункт 3 пункта 2); случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном соответствующими нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1).
Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 6.2 Порядка N 190 заявки органов местного самоуправления муниципальных образований на предоставление иных межбюджетных трансфертов, в частности на приобретение кормов и транспортные расходы по перевозке кормов должны содержать следующие документы: письменное обращение главы муниципального образования о необходимости оказания финансовой поддержки из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, испытывающим дефицит в кормах для скота и лошадей с указанием причин, приведших к необходимости данного обращения; кормовой баланс в разрезе сельскохозяйственных товаропроизводителей, испытывающих дефицит в кормах для скота и лошадей; расчет потребности в финансовых средствах на приобретение кормов и транспортные расходы по перевозке кормов, составленный на основе следующих сведений и исходных данных: наименования сельскохозяйственного товаропроизводителя; наименования муниципального образования; вида и количества приобретаемых кормов (в тоннах); стоимости единицы кормов (в рублях); пунктов загрузки и отгрузки кормов; расстояния перевозки (в километрах); рекомендованных тарифов на перевозку кормов (в руб./т-км); копий документов, обосновывающих обстоятельства, которые привели к дефициту кормов для скота и лошадей у сельскохозяйственных товаропроизводителей (при наличии).
На основании пункта 9 данного Порядка распределение иных межбюджетных трансфертов на приобретение кормов и транспортные расходы по перевозке кормов осуществляется на основании следующих показателей: объема приобретаемых (приобретенных) кормов, объема перевозимых (перевезенных) кормов, расстояния перевозки.
Таким образом, полученные средства межбюджетных трансфертов должны предоставляться из местного бюджета в виде субсидий конкретным сельскохозяйственным товаропроизводителям, испытывающим дефицит в кормах для скота и лошадей, осуществляющим свою деятельность на территории такого муниципального района, на основании данных объемов приобретаемых (приобретенных) и перевозимых (перевезенных) кормов, а также расстояния перевозки.
Пунктом 11 Порядка N 190 предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении межбюджетных трансфертов служит неполучение рекомендации оперативного штаба министерства по причинам: представления заявки с нарушением сроков, установленных в пункте 6.1 данного Порядка; отсутствия лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год; несоблюдения требований пункта 6.2 данного Порядка в зависимости от направления иных межбюджетных трансфертов; недостоверности представленной информации.
В соответствии с пунктом 18 данного Порядка иные межбюджетные трансферты, в случае их нецелевого использования, подлежат взысканию в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
На основании пункта 3.8.1 Порядка N 2072 целью предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район" на поддержку сельскохозяйственного производства в рамках реализации муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса в Нерюнгринском районе на 2021-2025 годы" является создание условий для устойчивой зимовки скота и лошадей; субсидии предоставляются на возмещение затрат на транспортные расходы по перевозке кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям - юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям (включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств), включенным в Единый реестр субъектов деятельности: в сельском хозяйстве; утвержденный общий объем субсидий распределяется между получателями субсидий пропорционально подтвержденным фактическим затратам на транспортные расходы по перевозке кормов.
Таким образом, субсидии на возмещение затрат на транспортные расходы по перевозке кормов предоставляются лицам, включенным в Единый реестр субъектов деятельности: в сельском хозяйстве, пропорционально подтвержденным фактическим затратам на транспортные расходы по перевозке кормов.
Согласно пункту 3.8.2 Порядка N 2072 одним из условий предоставления субсидий является наличие у претендента на получение субсидии разрешенного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД): 49.41.1 - перевозка грузов: специализированными автотранспортными средствами.
Исследовав и оценив все представленные участвующими в деле лицами доказательства с соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ и правильно применив изложенные нормы материального права к конкретным установленным по настоящему делу обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что с целью получения межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) администрация предоставила заявку N 5-УСХ/1891 от 13.04.2022 о потребности сена, содержащую расчет на перевозку кормов на зимовку 2021/2022 годы исходя из 16 испытывающих дефицит в кормах для скота и лошадей сельхозпроизводителей; министерство, рассмотрев указанную заявку и полагая, что субсидия будет распределена конкретным указанным в расчете заявки лицам, приняло решение о выделении на основании Соглашения N С-497/08 от 27.07.2022 средств межбюджетных трансфертов на создание устойчивой зимовки скота и лошадей на общую сумму 5 801 589 рублей 25 копеек; в свою очередь, администрация провела отбор получателей средств субсидии на основании разработанного ею Порядка N 2072, исходя из единственного критерия - наличие у претендента на получение субсидии разрешенного вида экономической деятельности (ОКВЭД): 49.41.1 - перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, и определила победителем главу КФХ Гадирову Н.З.к., с которым и заключила соглашение N 48 от 15.11.2022 о предоставлении из бюджета Нерюнгринского района субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства (возмещения части затрат на транспортные расходы по перевозке кормов) в размере, превышающем потребности данного сельхозпроизводителя по кормовому балансу (108 голов КРС и 51 голов лощадей - 2 801 271 руль 20 копеек) на 3 000 318 рублей 05 копеек, однако министерство при принятии решения о выделении средств межбюджетных трансфертов не обладало информацией о выделении администрацией субсидий не в соответствии с представленной заявкой N 5-УСХ/1891 от 13.04.2022 всем 16 сельскохозпроизводителям, а только одному (главе КФХ Гадировой Н.З.к.), поскольку вследствие установленного администрацией ограничения (критерия отбора) иные сельхозпроизводители, испытывающие потребность в кормах для скота и лошадей, и имеющие право на участие в отборе и получение средств субсидии из местного бюджета муниципального образования "Нерюнгринский район" согласно поданной администрацией заявке N 5-УСХ/1891 от 13.04.2022, лишились такого права, а вся сумма перечисленных администрации межбюджетных трансфертов (5 801 589 рублей 25 копеек), рассчитанная министерством исходя из потребностей 16 сельхозпроизводителей, в качестве субсидии была предоставлена администрацией только одному лицу со значительным превышением его фактических потребностей по кормовому балансу (2 801 271 руль 20 копеек), в связи с чем обоснованно признали неправомерным расходование администрацией полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) межбюджетных трансфертов на сумму 3 000 318 рублей 05 копеек и удовлетворили иск.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы о фактической поставке главой КФХ Гадировой Н.З.к. кормов для скота и лошадей иным 15 сельхозпроизводителям без взимания платы за предоставленные транспортные услуги (по себестоимости) подлежат отклонению, поскольку установленные в ходе судебного разбирательства по настоящему делу обстоятельства не свидетельствуют о распределении администрацией полученных средств межбюджетных трансфертов как в соответствии с изложенными нормами БК РФ, положениями Порядка N 190, Соглашения N С-497/08 от 27.07.2022, так и с учетом изложенной в составленной самой администрацией и представленной в министерство заявки N 5-УСХ/1891 от 13.04.2022 информации; при этом судами правильно отмечено, что установленный пунктом 3.8.2 Порядка N 2072 критерий отбора претендентов на получение субсидии прямо противоречит положениям Порядка N 190 и вводит необоснованные ограничения для других сельхозпроизводителей, испытывавших дефицит в кормах для скота и лошадей.
Иные доводы заявителя жалобы по существу основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права, сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2024 года по делу N А58-5330/2023 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания с администрации суммы межбюджетных трансфертов, выделенных на зимовку скота, поскольку средства были предоставлены только одному сельхозпроизводителю, несмотря на заявку на поддержку 16. Суд установил, что администрация нарушила условия предоставления субсидий, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2024 г. N Ф02-3964/24 по делу N А58-5330/2023