Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 мая 2002 г. N 330-ПП
Концепция
развития гражданской обороны города Москвы
См. Положение об организации и ведении гражданской обороны в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП
Введение
Концепция развития гражданской обороны г. Москвы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, основные принципы, направления и приоритеты развития системы гражданской обороны города в условиях возможных современных войн.
Она является основой для:
- формирования и проведения единой политики городской администрации, экономических и социальных структур, населения в области обеспечения готовности гражданской обороны города;
- разработки и реализации программ развития и совершенствования гражданской обороны г. Москвы;
- увязки мероприятий и планов гражданской обороны с мобилизационными планами экономики органов исполнительной власти, органов местного самоуправления г. Москвы и планами мобилизационной подготовки экономики г. Москвы;
- совершенствования и дальнейшего развития городской нормативной правовой базы в области гражданской обороны.
Концепция разработана на период до 2010 года на основе прогноза возможной военно-политической обстановки в начале ХХI века, вероятного характера военных конфликтов, анализа состояния гражческой города и с учетом реальных экономических возможностей по реализации мероприятий в области подготовки гражданской обороны.
Правовую нормативную основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданской обороне", другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопасности Москвы, Международное гуманитарное право по защите жертв войны, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы в области гражданской обороны.
В Концепции отражены правовые и организационные основы системы гражданской обороны г. Москвы, цели, принципы и особенности политики в области гражданской обороны, основные направления ее развития и совершенствования, порядок реализации Концепции.
1. Общие положения
Роль и место гражданской обороны в современных условиях
Национальная безопасность России не может быть достаточной, если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выживания населения, живучести экономики и устойчивости государственного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной борьбы.
В связи с этим гражданская оборона как система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, представляет одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической политики государства.
Анализ возможной военно-политической обстановки на начало XXI века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на снижение угрозы развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России, принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и об уничтожении химического оружия, потенциально-военная опасность для Российской Федерации сохранится. Продолжится борьба за передел сфер влияния между государствами, обострятся ресурсные и территориальные проблемы. Усилится негативное влияние на безопасность страны националистического и религиозного экстремизма, которые могут привести к внутренним вооруженным конфликтам, масштабным террористическим акциям.
В последнее время возрастает опасность втягивания России в локальные войны и вооруженные конфликты, которые при определенных условиях могут перерастать в региональные войны.
Характерными особенностями военных конфликтов начала ХХI века будут являться:
- массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах;
- ведение вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе, на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения;
- поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры;
- широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов и войск специального назначения;
- постоянная угроза расширения масштабов конфликта и применения оружия массового поражения.
Москва является столицей Российского государства, крупнейшим промышленным, административным, культурным и научным центром.
В условиях военных действий наиболее вероятными формами вооруженной борьбы в Москве могут стать:
- террористические и диверсионные акты на объектах повышенного риска, объектах систем жизнеобеспечения и в местах массового пребывания населения;
- воздействие космического психотропного оружия на население;
- точечные избирательные удары по органам управления и стратегически важным объектам;
- радиоэлектронное подавление систем управления;
- локальное применение нейтронного оружия.
В тоже время полностью нельзя исключать масштабного применения по Москве современных средств поражения.
В результате военных действий на территории г. Москвы могут возникнуть обширные очаги поражения, многочисленные жертвы среди населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности.
Учитывая характер современных войн и реальные экономические возможности государства, гражданская оборона г. Москвы в начале ХХI века должна стать:
- оперативно-мобильной при развертывании для действий в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- рационально-экономной в части финансовых и материальных затрат на подготовку и реализацию мероприятий.
Основы организации, подготовки и ведения гражданской обороны города Москвы
Выполнение задач гражданской обороны является обязательной функцией всех органов исполнительной власти г. Москвы и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также обязанностью каждого жителя города.
Организация, подготовка и ведение гражданской обороны города Москвы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в области гражданской обороны, а также директивами первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и распорядительными документами начальника гражданской обороны г. Москвы.
В войсках, воинских формированиях и организациях, отнесенных к объектам местной обороны, задачи гражданской обороны решаются в соответствии с ведомственными положениями.
Гражданская оборона г.Москвы организуется по территориально-производственному принципу.
Руководство гражданской обороной в городе осуществляет Мэр Москвы, являющийся Начальником гражданской обороны г. Москвы.
Руководство гражданской обороной в административных округах осуществляют префекты, в городских районах - главы районных Управ, в функциональных и отраслевых органах московской городской администрации, в организациях независимо от их организационно-правовых форм - их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
Начальники гражданской обороны в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации и г.Москвы, несут персональную ответственность за состояние гражданской обороны в подведомственных организациях и на подведомственной территории.
Начальники гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны:
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (далее - ГУ ГОЧС);
- управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям административных округов (далее - УГОЧС);
- отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям районов города;
- штабы (отделы, секторы, работники) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и организациях, независимо от их организационно-правовых форм.
Для обеспечения мероприятий по гражданской обороне создаются городские, окружные, районные и объектовые службы гражданской обороны. Состав и задачи служб гражданской обороны определяются соответствующими начальниками гражданской обороны.
Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения создаются силы и средства гражданской обороны.
В состав сил гражданской обороны входят:
- соединения и части войск гражданской обороны;
- гражданские организации гражданской обороны (далее - формирования ГО).
Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав и оснащение формирований ГО определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.
Силы гражданской обороны создаются в мирное время.
Заблаговременная (в мирное время) подготовка гражданской обороны является непременным условием эффективной защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона Москвы в мирное время должна быть готовой к решению следующих задач:
- обеспечению оперативного развертывания органов управления, сил и средств гражданской обороны для действий в условиях военного времени;
- проведению эвакуации населения в угрожаемый период и в военное время;
- выполнению задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- оповещению населения города Москвы о воздушно-космическом нападении, а также об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
- укрытию населения города в защитных сооружениях, в том числе на станциях метрополитена;
- организации взаимодействия между всеми организациями и предприятиями, привлекаемыми к обеспечению мероприятий гражданской обороны;
- создание запасов материально-технических средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны;
Подготовка гражданской обороны включает:
- разработку планов гражданской обороны;
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обучение руководящего состава действиям по организации мероприятий ГО и руководству подчиненными силами и средствами в условиях военного времени;
- создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения гражданской обороны об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- подготовку эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- участие в создании и оснащении пунктов управления органов исполнительной власти;
- формирование страхового фонда документации на объекты повышенного риска, объекты систем жизнеобеспечения населения и массового пребывания людей;
- создание в мирное время фонда убежищ для защиты населения города, а также накопление средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- сохранение убежищ и поддержание их в постоянной готовности к использованию по прямому назначению;
- приспособление метрополитена для защиты и жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- подготовку мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- создание и подготовку необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- разработку и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования в военное время наиболее значимых городских учреждений и объектов экономики, объектов жизнеобеспечения населения;
- создание необходимых условий для первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- подготовку системы управления гражданской обороны на военное время.
Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в городе Москве.
Перевод гражданской обороны на военное положение производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Планы гражданской обороны г. Москвы вводятся в действие начальником гражданской обороны г. Москвы в установленном порядке.
Ведение гражданской обороны включает:
- приведение в готовность систем и органов управления гражданской обороны;
- реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами;
- проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;
- обеспечение действий сил гражданской обороны.
Руководство силами и средствами гражданской обороны начальники гражданской обороны осуществляют с пунктов управления.
Гражданская оборона г.Москвы в условиях военного времени должна обеспечить:
- оповещение о нападении и укрытие населения в защитных сооружениях;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами;
- массовое обучение всего населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- отселение населения из зон боевых действий и опасных районов;
- общую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из города в случае применения оружия массового поражения;
- частичную эвакуацию населения и персонала предприятий при угрозе их поражения высокоточным оружием или вторичными факторами;
- эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные районы и (или) укрытие их в специальных хранилищах;
- проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам маскировки территории города и объектов, продолжающих работу в военное время;
- постоянную готовность сил и средств для ликвидации последствий применения средств нападения и оказания помощи пострадавшим;
- ведение постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на территории города;
- поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление объектов систем жизнеобеспечения города;
- захоронение трупов в сроки, не допускающие возникновения эпидемий;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- устойчивое управление мероприятиями гражданской обороны.
Состояние гражданской обороны города Москвы
В настоящее время состояние гражданской обороны г. Москвы не в полной мере отвечает современным требованиям.
Существующая система связи гражданской обороны г. Москвы базируется в основном на каналы Московской городской сети телефонной связи и не в состоянии обеспечить устойчивую работу в условиях военного времени. Предназначенная на особый период корпоративная сеть связи наиболее важных абонентов, введенная в действие в 1958 г. на базе АТС-47, морально и физически устарела. Предприняты только первые шаги по переводу на современные виды связи - поставлена цифровая АТС в ГУ ГОЧС г.Москвы, подключены к оптоволоконной сети пункты управления ГО г. Москвы.
Действующая система оповещения населения не отвечает требованиям и требует коренной перестройки по следующим причинам:
- аппаратура П-164, используемая в системе электросиренного оповещения, морально и физически устарела, обладает низкой устойчивостью к помехам, создаваемым оргтехникой и АОНами, не приспособлена к работе в цифровых сетях связи, на которые переходит МГТС к 2005 г.;
- организационно-технические решения по оповещению населения через теле- и радиоканалы отличаются низкой устойчивостью (аппаратура размещена в одном месте - на телебашне в Останкино) и не позволяет задействовать для этих целей все программы теле- и радиовещания, кабельное телевидение, в том числе различных форм собственности;
- отсутствуют локальные системы оповещения населения вокруг потенциально опасных объектов.
Темпы строительства убежищ снизились и не отвечают потребностям города. На многих защитных сооружениях, особенно в жилой застройке, не проводится техническое обслуживание и ремонт систем жизнеобеспечения, в результате часть из них не готовы к приему укрываемых. Снизился запас средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля из-за отсутствия федерального финансирования для их пополнения до установленных норм. Низка готовность формирований ГО. Требует совершенствования система управления гражданской обороны. Крайне медленно разрабатываются и внедряются мероприятия по повышению устойчивости функционирования в военное время объектов и предприятий, существенно необходимых для обеспечения деятельности городского хозяйства и выживания населения. Медленно разворачивается работа по обеспечению выполнения новых задач гражданской обороны, возложенных Федеральным законом "О гражданской обороне" (проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное захоронение трупов в военное время и др.).
К числу проблем, требующих оперативного разрешения, относятся:
- противоречие между устаревшими взглядами и подходами к решению задач гражданской обороны и сложившимися новыми реальными условиями (коренное изменение взглядов на характер, способы и масштабы применения вооруженных сил, появление новых видов и систем оружия, изменившиеся военно-экономические возможности, изменение "статуса" ряда областей, куда планировалась эвакуация населения г. Москвы - после распада СССР они стали приграничными, снижение роли административных методов управления и др.);
- разрыв между декларируемыми и реальными возможностями по обеспечению защиты населения и объектов экономики в случае крупномасштабных боевых действий, в том числе с применением оружия массового поражения;
- недостаточная готовность гражданской обороны к участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- формализм при планировании и выполнении ряда мероприятий гражданской обороны;
- снижение уровня участия населения города в мероприятиях гражданской обороны, появление у общественности элементов благодушия, скептицизма, сомнения в эффективности и целесообразности мероприятий ГО.
Гражданская оборона в настоящее время вступила в такую стадию своего развития, когда требуется коренным образом переосмысливать принципы, формы и методы ее деятельности, сформировать новые подходы к планированию и реализации ее мероприятий.
2. Приоритетные направления развития гражданской обороны города Москвы
Приоритетные направления развития гражданской обороны города Москвы обеспечивают реализацию государственной политики в области гражданской обороны, которая в начале XXI века обусловлена следующими особенностями:
- усиление роли государства и города в области планирования и проведения мероприятий гражданской обороны;
- усиление роли экономических факторов и стимулов при выполнении мероприятий гражданской обороны;
- расширение функций гражданской обороны в гуманитарной области деятельности общества;
- дальнейшее развитие Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как основной базы для совершенствования и укрепления гражданской обороны.
Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по совершенствованию Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций см. постановление Правительства Москвы от 26 августа 2003 г. N 724-ПП
Повышение эффективности системы обучения населения, подготовки руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны
Обучение населения, подготовка руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового состава формирований ГО осуществляется и проводится в рамках Единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Академии гражданской защиты МЧС России, в учреждениях образования (в том числе в учебных заведениях повышения квалификации и подготовки кадров министерств и ведомств и учебно-методических центрах по ГОЧС), по месту работы, учебы и жительства.
При подготовке руководящего состава и специалистов органов управления, руководителей и личного состава формирований используются все существующие формы и методы подготовки, при этом приоритетным направлением является практическая подготовка в ходе проведения командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных учений с формированиями.
Подготовка учащейся молодежи осуществляется в рамках программ в области безопасности жизнедеятельности.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется за счет расширения информационного обеспечения с помощью средств массовой информации, увеличения тиражей специальной и популярной литературы по гражданской обороне и предоставления возможности получения исчерпывающей информации по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени через консультационные пункты.
Основными направлениями развития системы подготовки по гражданской обороне являются:
- разработка и реализация комплексных целевых программ по подготовке населения и специалистов в области гражданской обороны;
- разработка и принятие нормативных правовых документов, определяющих содержание и порядок подготовки населения города Москвы в области гражданской обороны;
- разработка комплекса мер по повышению эффективности проведения командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных учений с формированиями ГО;
- создание новой и совершенствование существующей учебно-материальной базы гражданской обороны;
- разработка и внедрение новых учебных программ подготовки всех категорий населения в области гражданской обороны с учетом региональной специфики г. Москвы;
- внедрение в систему подготовки современных информационных технологий - компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- возобновление практики проведения игр типа "Зарница", организация специализированных летних лагерей подростков "Юный спасатель", создание кадетских корпусов и т.п.;
- создание в Москве системы учебно-консультационных пунктов по ГОЧС;
- разработка и выпуск современной учебно-методической и популярной литературы, наглядных пособий в области безопасности жизнедеятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- создание и развитие общественных движений и организаций, осуществляющих свою деятельность в популяризации и пропаганде знаний и умений по защите в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- организация теле- и радиопередач, в том числе и развлекательного характера, по пропаганде знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- создание полигона для практической отработки технологий ведения АСДНР;
- создание компьютерных обучающих программ и тренажеров для теоретического усвоения методов современных спасательных технологий.
Совершенствование системы оповещения гражданской обороны
Основными направлениями совершенствования систем оповещения являются:
- создание центральной станции оповещения;
- реконструкция системы электросиренного оповещения населения;
- создание автоматизированного рабочего места Оперативного дежурного ГУ ГОЧС г. Москвы и УГОЧС административных округов;
- разработка и внедрение современной аппаратуры оповещения, работающей на цифровых сетях связи, по телерадиоканалам, в том числе по каналам кабельного телевидения;
- создание локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и их сопряжение с системами управления территориальными органами управления гражданской обороны;
- реконструкция системы оповещения населения, работающая по каналам радиотрансляционной сети, в том числе сети уличной звукофикации;
- создание системы оповещения населения по каналам систем сотовой радиосвязи общего пользования;
- внедрение нового поколения звукоизлучающих средств оповещения населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой базой.
Совершенствование эвакуационных мероприятий
В современных войнах и вооруженных конфликтах эвакуация населения из опасных районов остается действенным способом защиты.
Порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий требует существенной переработки с учетом как внешних факторов, так и особенностей столичного мегаполиса.
К внешним факторам относятся:
- сокращение базы для размещения эвакуируемых из Москвы из-за придания ряду соседних областей статуса приграничных;
- переход от административных методов управления к экономическим;
- создание в экономике новых организационно-правовых структур с резким сокращением доли государственных предприятий;
- отсутствием на федеральном уровне нормативных правовых документов, регламентирующих порядок финансирования и проведения заблаговременных мероприятий по подготовке к эвакуации.
Особенностями столичного мегаполиса, оказывающими влияние на организацию и проведение эвакуации, являются:
- отсутствие собственной загородной зоны;
- изменение административно-территориального деления города (введение 3-уровневой системы "город - административный округ - городской район") и системы управления городским хозяйством;
- большое количество объектов федерального подчинения, акционированных предприятий, в том числе с участием иностранного капитала;
- большое количество посольств, представительств зарубежных стран и организаций;
- значительные объемы материальных и финансовых средств, культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- большое количество временно проживающих (временных рабочих, командированных) и транзитных пассажиров.
Основными направлениями совершенствования эвакуационных мероприятий являются:
- разработка и принятие пакета нормативных правовых и методических документов, регламентирующих отношения (в том числе и финансовые) в области подготовки и проведения эвакомероприятий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации, принимающих эвакуируемых из Москвы;
- переработка планирующих документов по эвакуации населения и материальных ценностей на уровне города, административного округа, городского района с учетом реальных возможностей принимающих областей.
Совершенствование инженерной защиты населения
См. Положение о размещении защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 25-ПП
Первоочередной задачей в области инженерных мероприятий является накопление фонда защитных сооружений для наибольших работающих смен организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время (перечень организаций определяется Правительством Российской Федерации); работников работающих смен дежурного персонала объектов систем жизнеобеспечения; нетранспортабельных больных и обслуживающего их медперсонала; трудоспособного населения.
Для остального населения проводятся мероприятия по приспособлению заглубленных помещений, подземных переходов, метрополитена и других объектов подземного пространства города.
Основными направлениями совершенствования инженерной защиты являются:
- организация регулярного мониторинга состояния защитных сооружений (в том числе переданных в аренду), их ремонт и переоборудование в соответствии с современными требованиями;
- переработка градостроительных норм с учетом новых требований гражданской обороны и особенностей города;
- принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих городскую политику в области освоения и использования объектов подземного пространства;
- организация строительства защитных сооружений на объектах и в жилой застройке города для трудоспособного населения;
- организация разработки современных средств жизнеобеспечения защитных сооружений;
- организация разработки типовых проектов зданий со встроенными защитными сооружениями, а также типовых защитных сооружений, возводимых в мирное время и в угрожаемый период;
- планирование размещения и строительства в военное время быстровозводимых убежищ (БВУ).
Совершенствование противопожарной защиты
Организация борьбы с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются одной из основных задач гражданской обороны. Ее эффективное решение обеспечивается за счет заблаговременного проведения комплекса организационно-технических мероприятий противопожарной защиты.
Основными направлениями совершенствования противопожарной защиты являются:
- совершенствование технического обеспечения сил противопожарной защиты с учетом специфики работы в условиях крупного мегаполиса и в зданиях повышенной этажности;
- создание и поддержание в постоянной готовности объектовых сил противопожарной защиты;
- повышение эффективности надзора за реализацией мер противопожарной безопасности при формировании градостроительной политики в г. Москве;
- внедрение при новом строительстве, реконструкции зданий и сооружений в г. Москве строительных материалов с повышенной противопожарной устойчивостью;
- совершенствование системы подготовки профессиональных, объектовых и общественных сил противопожарной защиты с учетом специфики ведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
- организация регулярного мониторинга состояния мероприятий противопожарной безопасности на объектах г. Москвы и в селитебной зоне.
Повышение эффективности радиационной, химической и биологической защиты
Наличие в городе большого количества объектов, использующих в производственной деятельности опасные вещества, неснижающиеся угрозы террористических актов, а также события в Югославии, где в ходе военных действий активно применялись боезаряды с радиоактивными веществами, требуют повышенного внимания к вопросам радиационной, химической и биологической защиты.
Основными направлениями по ее совершенствованию являются:
- развитие сети наблюдения и лабораторного контроля как одного из элементов системы мониторинга;
- паспортизация радиационно, химически и биологически опасных объектов с учетом возможного их поражения в результате военных действий и террористических актов;
- создание системы контроля и оповещения на опасных объектах;
- подготовка типовых проектных решений по приспособлению городских объектов для ведения дегазационных и дезактивационных работ;
- инвентаризация объектов, приспосабливаемых для санитарной обработки, дезактивации и дегазации;
- доведение до требуемого уровня запасов средств индивидуальной защиты, средств выполнения дезактивационных работ и санитарной обработки.
Совершенствование медицинской защиты
Медицинская защита включает комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мер, осуществляемых в зонах проведения защитных мероприятий гражданской обороны и является важным звеном в системе защиты населения.
Основными направлениями совершенствования системы медицинской защиты являются:
- разработка принципов организации и проведения медицинской защиты с учетом особенностей столичного мегаполиса;
- разработка правовой основы объединения сил и средств здравоохранения, учреждений санитарно-гигиенического и противоэпидемического профиля, аптечных предприятий вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности на территории Москвы, для единого управления при решении задач медицинской защиты;
- подготовка распорядительных документов о создании на объектах экономики санитарных дружин и оснащении их необходимым имуществом;
- совершенствование и поддержание в готовности системы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
- оснащение автобусного парка приспособлениями для монтажа типового санитарного оборудования;
- разработка организационно-штатной структуры и табеля оснащения мобильного медицинского формирования взамен отряда первой медицинской помощи (ОПМ);
- разработка и принятие комплекса нормативно-методических документов, регламентирующих порядок проведения в военное время мероприятий по массовой иммунизации населения и экстренной йодной профилактике, массовому забору крови у доноров;
- создание необходимых резервов средств медицинских средств индивидуальной защиты.
Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий
Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, является многопрофильной, масштабной и приоритетной задачей в области гражданской обороны, требующей привлечения для своего решения значительных сил и средств, участия различных специализированных организаций, заблаговременного планирования и отработки системы управления данным процессом на военное время.
Основными направлениями работы по обеспечению готовности к первоочередному обеспечению пострадавшего населения являются:
- разработка и принятие нормативных правовых документов, определяющих городскую политику в области первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, в том числе неснижаемых объемов средств первоочередного жизнеобеспечения;
- формирование перечня городских объектов первоочередного жизнеобеспечения населения и их паспортизация;
- разработка генеральной схемы размещения объектов первоочередного жизнеобеспечения населения на территории города, организация государственного надзора за ее реализацией;
- разработка проектных решений по реконструкции существующих городских объектов, приспосабливаемых для решения задач первоочередного жизнеобеспечения;
- создание запасов средств первичного жизнеобеспечения населения;
- проведение комплекса организационно-технических мероприятий по защите имеющихся в различных организациях запасов продовольствия, пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспечению своевременного перебазирования таких запасов в случаях, когда они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и радиоактивного загрязнения.
Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ
Эффективность гражданской обороны во многом определяется степенью готовности ее сил и средств к ведению АСДНР в очагах поражения, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными направлениями работы по повышению готовности к ведению АСДНР являются:
- создание группировок сил гражданской обороны г. Москвы, административных округов, городских районов с учетом возможных зон поражения и объемов ведения АСДНР в условиях плотной городской застройки;
- корректировка планов взаимодействия с силами федеральных органов власти с учетом возможной обстановки в военное время;
- практическая отработка системы взаимодействия объектовых и территориальных сил гражданской обороны в ходе учений и тренировок;
- обеспечение формирований ГО техникой и имуществом согласно предусмотренным штатным перечням за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности;
- обеспечение формирований ГО техникой и имуществом по номенклатуре, установленной МЧС России (СИЗ, дозиметрическая аппаратура, приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля, средства связи и оповещения, индивидуальные средства медицинской защиты);
- развертывание эффективной системы технического оснащения сил гражданской обороны;
- создание системы ремонта и обслуживания средств технического оснащения сил гражданской обороны;
- создание резервов (городского, окружных, районных и объектовых) технических средств и горюче-смазочных материалов для ведения АСДНР;
- внедрение современных технологий ведения аварийно-спасательных работ в условиях плотной городской застройки.
Совершенствование систем управления и связи гражданской обороны
Для выполнения поставленных задач гражданской обороне требуется надежная, постоянно действующая система управления, использующая современные технические средства, с минимально необходимым временем перевода ее с мирного на военное положение. Основными составляющими такой системы являются пункты управления, узлы связи и оповещения.
Основными направлениями повышения эффективности системы управления гражданской обороны являются:
- совершенствование системы планирования мероприятий гражданской обороны до городского района и объекта включительно;
- разработка и реализация комплекта организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления гражданской обороны (живучести пунктов управления, комплексов средств автоматизации и передачи данных и т.п.);
- обеспечение бронирования руководящих работников гражданской обороны, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, за органами управления и формирования ГО;
- инвентаризация состояния запасных пунктов управления и разработка типовых технических решений по их модернизации;
- создание страхового фонда документации на наиболее важные городские объекты, оснащение органов управления гражданской обороны техническими средствами работы с микрографическими носителями информации;
- создание запасных пунктов управления в городских районах и ведомствах Правительства Москвы;
- разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений начальников гражданской обороны;
- создание корпоративной цифровой системы связи Главного управления ГОЧС г. Москвы на базе волоконно-оптической сети "Комкор";
- оснащение мобильного пункта управления гражданской обороны средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи Вооруженных Сил страны и ведомственных сетей связи;
- создание Единой системы связи города Москвы на военное время;
- создание мобильных систем связи органов управления города Москвы для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации мирного и военного времени;
- замена устаревших средств связи, используемых в формирования ГО, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения.
Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой на территории города (радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической)
На современном этапе назрела необходимость более тесного организационного и функционального объединения всех сил и средств в систему мониторинга, обеспечивающую эффективный контроль обстановки на всей территории Москвы.
Основными направлениями формирования и развития системы мониторинга являются:
- инвентаризация всех организаций, расположенных на территории Москвы (вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности), имеющих возможность решать задачи мониторинга;
- разработка и принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих порядок формирования и функционирования (в том числе и финансовое обеспечение) городской системы мониторинга в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- развитие городского центра мониторинга и прогнозирования ЧС как центрального звена городской системы мониторинга;
- совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической обстановкой, в том числе степени зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
- разработка и программное обеспечение методов прогноза развития обстановки в зонах поражения с учетом особенностей г. Москвы;
- расширение первичной сети мониторинга до уровня, необходимого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки.
Повышение уровня готовности городских объектов к устойчивому функционированию в военное время
Одна из основных задач гражданской обороны состоит в достижении необходимого уровня устойчивости функционирования наиболее важных объектов города в военное время, то есть в максимально возможном обеспечении потребностей города за счет производства продукции в заданных номенклатуре и объемах. Это достигается заблаговременным проведением комплекса организационных, экономических и технических мероприятий, направленных:
- на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, в том числе за счет использования средств маскировки;
- повышение надежности ресурсного обеспечения городских объектов, в том числе водой, теплом, электроэнергией;
- создание условий для восстановления производственных мощностей разрушенных объектов промышленности и систем жизнеобеспечения в минимальные сроки.
Перечни объектов, продолжающих деятельность в военное время, определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.
Основными направлениями подготовки городских объектов к устойчивому функционированию в военное время являются:
- разработка и утверждение перечня городских объектов, продолжающих деятельность в военное время;
- разработка и принятие нормативного документа, регламентирующего требования по повышению устойчивости функционирования городских объектов с учетом особенностей г. Москвы;
- разработка и принятие городских нормативных правовых документов по проектированию и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на устойчивое функционирование объектов промышленности и систем жизнеобеспечения;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по отработке современных способов снижения демаскирующих признаков городских объектов и их внедрение на наиболее важных объектах;
- инвентаризация возможностей предприятий строительного комплекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов;
- развертывание работ по созданию страхового фонда документации для проведения восстановительных работ на наиболее важных объектах;
- уточнение Генерального плана развития г. Москвы, градостроительных планов городских территорий, инвестиционных программ в части реализации требований по обеспечению устойчивого функционирования экономики города в военное время;
- разработка основных направлений перспективного развития московского региона в целях максимального использования возможностей автономного функционирования в военное время;
- организация контроля состояния готовности городских объектов к устойчивому функционированию в военное время путем создания специализированных комиссий при территориальных, функциональных и отраслевых органах городской администрации.
Создание системы защиты материальных и культурных ценностей
Защита материальных и культурных ценностей является новой задачей, которая впервые определена Федеральным законом "О гражданской обороне".
Основными способами защиты являются укрытие материальных и культурных ценностей в специальных хранилищах и эвакуация в безопасные районы. Осуществляется силами ведомств и организаций, распоряжающихся этими ценностями. Подготовку к эвакуации проводят органы местного самоуправления.
Основными направлениями создания системы защиты материальных и культурных ценностей являются:
- разработка критериев и формирование перечней материальных и культурных ценностей, находящихся в ведении московской городской администрации и подлежащих защите в рамках мероприятий гражданской обороны;
- определение и согласование мест специального хранения, маршрутов эвакуации и безопасных районов для эвакуации материальных и культурных ценностей;
- разработка рекомендаций по планированию мер защиты материальных и культурных ценностей в ведомственных и территориальных звеньях московской городской администрации;
- создание запасов специальной тары и упаковки для закладки на хранение материальных и культурных ценностей и их эвакуации;
- подготовка мест и районов эвакуации материальных и культурных ценностей;
- наращивание сети специальных хранилищ;
- подготовка специализированных транспортных средств для эвакуации материальных и культурных ценностей.
Повышение готовности к решению задач восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий, и срочному захоронению трупов
Федеральным законом "О гражданской обороне" задачи восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах были дополнены новыми задачами срочного захоронения трупов в случае массовой гибели людей. Возложение дополнительных задач требует решения комплекса организационно-технических вопросов.
Основными направлениями деятельности в этой области являются:
- создание группировки сил по восстановлению и поддержанию общественного порядка;
- формирование в рамках службы охраны общественного порядка подразделений по учету потерь населения;
- создание на базе специализированных организаций Ритуальной службы гражданской обороны;
- определение мест временного размещения погибших, а также территорий для захоронения;
- инвентаризация и закрепление за подразделениями Ритуальной службы гражданской обороны специальной техники для перевозки и захоронения погибших;
- создание запасов средств индивидуальной защиты для сил охраны общественного порядка, действующих в зонах поражения;
- разработка инструкторско-методических документов, определяющих порядок идентификации погибших, и способы их захоронения (кремация, братские могилы, индивидуальные захоронения);
- создание запасов специальных средств для массового захоронения погибших;
- разработка и совершенствование специальной одежды для работы с погибшими;
- разработка и согласование с федеральными органами, посольствами, представительствами зон ответственности по восстановлению и поддержанию порядка.
3. Финансовое обеспечение гражданской обороны
Успешная реализация мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны возможна лишь при условии разработки действенной системы финансового обеспечения.
Мероприятия по гражданской обороне г. Москвы финансируются:
- за счет средств федерального бюджета;
- за счет средств бюджета г. Москвы и ее органов местного самоуправления;
- организациями (за исключением бюджетных учреждений) за счет собственных средств путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности (далее - организации) на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа возмещаются за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
За счет средств бюджета г. Москвы и органов местного самоуправления финансируются следующие расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые этими органами в соответствии с их полномочиями:
- реализация планов гражданской обороны и планов основных мероприятий города (административных округов, городских районов) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- поддержание в постоянной готовности органов управления гражданской обороны и сил гражданской обороны;
- создание страхового фонда документации на объекты повышенного риска, объекты систем жизнеобеспечения и объекты массового пребывания людей;
- подготовку формирований гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной и объектов гражданской обороны;
- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
- проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- содержание гражданского персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной;
- обеспечение индивидуальными средствами защиты структурных подразделений Правительства Москвы.
За счет средств организаций финансируются следующие расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых организациями в соответствии с их полномочиями:
- разработку и реализацию планов гражданской обороны и планов основных мероприятий организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание формирований гражданской обороны и поддержание их в постоянной готовности;
- проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- подготовка документов для формирования страхового фонда документации.
Основными направлениями совершенствования финансового обеспечения гражданской обороны являются:
- выделение в ведомственной структуре расходов бюджета города Москвы для каждого ведомства и префектур административных округов статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны;
- разработка и принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих единый городской порядок планирования и финансирования мероприятий гражданской обороны на ведомственной, территориальном и объектовом уровнях;
- выделение в бюджетах городских районов статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны;
- разработка инструктивных документов по правилам учета в себестоимости продукции работ (услуг) затрат на реализацию мероприятий гражданской обороны;
- разработка и согласование с федеральными органами исполнительной власти порядка выделения субвенций на обеспечение гражданской обороны города Москвы как столицы Российского государства.
4. Научное обеспечение подготовки и ведения гражданской обороны
Прошедшие за последние два десятилетия коренные изменения экономических и политических основ Российского государства, приближение государственных границ к Московскому региону в связи с распадом СССР, развитие современных способов, методов и средств ведения военных действий, а также особенности столичного мегаполиса обусловливают необходимость научного обеспечения мероприятий гражданской обороны.
Основными направлениями развития научного обеспечения подготовки и ведения гражданской обороны являются:
- разработка и обоснование базовых сценариев возможных масштабов поражения населения и объектов города в случае военных действий различного характера и масштаба;
- разработка совместно с федеральными органами методологии проведения эвакуационных мероприятий в условиях развития современной инфраструктуры городов и загородной базы;
- совершенствование системы мобилизационного развертывания сил и средств ГО, увязка мобилизационных мероприятий органов исполнительной власти, экономики, Вооруженных Сил и гражданской обороны;
- разработка методологии категорирования территорий города, оптимизация структуры и состава сил гражданской обороны г. Москвы;
- разработка основ выбора и оптимизации способов и средств сохранения объектов экономики, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- разработка, создание и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования состояния обстановки в г. Москве в военное время;
- развитие и совершенствование учебно-методической базы подготовки по гражданской обороне на основе использования современных форм, методов и технических средств обучения;
- создание эффективной технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях плотной городской застройки;
- разработка эффективных способов и средств защиты городского населения;
- совершенствование системы управления гражданской обороной на основе эффективного использования городских информационных ресурсов.
5. Реализация концепции развития гражданской обороны города Москвы
Концепция развития гражданской обороны г. Москвы реализуется федеральными органами исполнительной власти, функциональными, отраслевыми и территориальными органами Московской городской администрации, органами местного самоуправления, администрацией организаций путем:
- ежегодного планирования в федеральном и городском бюджете, сметах расходов организаций средств на осуществление мероприятий по гражданской обороне;
- разработки и осуществления федеральных и региональных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- планирования мероприятий по защите населения в рамках государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики Российской Федерации и г. Москвы, оперативных планов гражданской обороны и планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях;
- разработки новых и уточнения действующих нормативных правовых актов по вопросам совершенствования способов и средств защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- разработки совместно с администрацией Московской области комплексного плана развития Московского региона с учетом необходимых и достаточных мероприятий гражданской обороны (вопросы устойчивости, лечебно-эвакуационные и др.).
Реализация городской политики в области гражданской обороны осуществляется через службы гражданской обороны. Службы создаются для решения наиболее важных задач гражданской обороны и формируются на базе одного или нескольких городских ведомств и организаций.
При необходимости ведомства (городские организации) проводят соответствующее уточнение и корректировку своих положений и уставов. Экспертиза полноты и достаточности внесенных изменений проводится Главным управлением ГОЧС г. Москвы.
Реализация Концепции гражданской обороны в области защиты населения в военное время осуществляется поэтапно и последовательно, исходя из социально-экономических условий государства и г. Москвы, а также приоритетности этих мероприятий.
Первоочередными из них являются:
- на первом этапе - создание нормативной правовой базы в области защиты населения страны с учетом новых условий и требований к ней, сохранение и поддержание в готовности имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты, накопление средств защиты для персонала потенциально опасных объектов экономики и личного состава гражданских организаций гражданской обороны, создание (реконструкция) систем оповещения населения;
- на втором этапе - накопление средств защиты для остального населения столицы; создание на городском, окружном, районном и объектовых уровнях запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
Реализация заблаговременных мероприятий гражданской обороны осуществляется в рамках планов развития ведомств (городских организаций), а также в ходе выполнения городских целевых программ. Экспертиза ведомственных планов и городских целевых программ в части реализации в них заблаговременных мероприятий гражданской обороны обеспечивается Главным управлением ГОЧС г. Москвы.
Наиболее масштабные вопросы решаются в рамках городской целевой программы "Развитие гражданской обороны г. Москвы".
Результаты выполнения заблаговременных мероприятий гражданской обороны отражаются в виде специального раздела в годовых отчетах префектов административных округов и ведомств, а также в докладах Главного управления ГОЧС г. Москвы, представляемых Правительству Москвы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.