Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование применения и характеристика программных методов для модернизации и целевой поддержки сферы культуры Москвы
Москва - один из крупнейших исторических, научных и культурных центров России и всего мира.
Опыт культурного строительства в условиях рыночных отношений и большой культурный потенциал столицы обуславливают необходимость систематической комплексной модернизации и целевой поддержки развития сферы культуры города. Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации культурной политики Правительства Москвы должна стать Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2002 - 2004 гг.)"
При разработке системы мероприятий целевой программы применен единый системный подход на основе следующих принципов:
- согласованность мероприятий программы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а также срокам их выполнения;
- рассмотрение системы программных мероприятий в сфере культуры как необходимой составляющей при решении комплексной задачи социально-экономического развития города и научно обоснованного управления объектами социальной сферы;
- согласованность целей и задач Программы с Генеральным планом развития города Москвы, программами социально-экономического развития города, в частности, постановлением Правительства Москвы "О концепции Московской программы общественного развития" от 4 мая 1999 года N 392; и постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2001 года N 973-ПП "О ходе выполнения концепции московской программы общественного развития и мероприятиях по ее реализации на 2002 год", приоритетными задачами, установленными нормативными актами органов государственной власти города Москвы, а также соответствие разделам Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 гг.)", в части, касающейся города Москвы;
- признание многообразия форм культурной деятельности в их динамике залогом сохранения и развития культурного потенциала гражданского общества;
- ориентация на государственную поддержку конкретных проектов и культурных учреждений с учетом их значимости в системе единой культурной политики города, призванной обеспечить конституционное право граждан на участие в культурной жизни города и доступ к культурным ценностям;
- отношение к объектам культуры и результатам творческой деятельности как средству для формирования позитивной ценностной ориентации населения, в особенности, молодежи.
Многообразие явлений и факторов, составляющих отрасль культуры Москвы, необходимость решать стоящие перед ней проблемы в тесном взаимодействии с органами власти всех уровней, с государственными и негосударственными учреждениями, общественными организациями обуславливают необходимость решения поставленных задач программными методами в рамках городской целевой программы.
К основным принципам системы мероприятий Программы относятся также комплексность, целенаправленность и блочный принцип построения.
- Комплексность выражается во взаимоувязке всех программных мероприятий как по вертикали (программы - подпрограммы - конкретные проекты), так и по горизонтали: внутриотраслевые программы и проекты по различным типам культурных учреждений города, программы и проекты подразделений социальной сферы в области культуры. Ее характеризует также обеспечение взаимодействия всех исполнителей Программы: Правительство Москвы - департаменты и комитеты - учреждения культуры - общественные организации культуры.
- Целенаправленность - целевой характер и адресное предоставление государственной поддержки, целевая направленность программных мероприятий.
- Блочный принцип построения Программы предусматривает возможность встраивания в ее структуру дополнительных программных мероприятий по развитию актуальных направлений культурной деятельности города.
Важной составной частью программы является "Пояснительная записка", которая содержит:
- общий анализ существующих проблем в сфере культуры г.Москвы, а также анализ специфических проблем различных типов учреждений культуры;
- обоснование необходимости достижения поставленных в Программе целей и задач;
- объем ресурсов, необходимых для реализации программы;
- ожидаемые социально-экономические результаты реализации программных мероприятий, изложенные в Социально-экономическом обосновании городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002 - 2004 гг.)"
Основной содержательной частью программы является система программных мероприятий, обоснованных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения.
При разработке системы программных мероприятий были учтены приоритеты двух видов:
- "кризисные" точки - ситуации, требующие повышенного внимания и принятия неотложных мер,
- "точки роста" - объекты и субъекты культурной деятельности, социально-культурный потенциал которых при надлежащей государственной поддержке существенным образом должен влиять на инновационное развитие культуры Москвы.
В соответствии со ст.2 Закона города Москвы "О государственных целевых программах в городе Москве" в настоящей Программе реализована следующая методологическая цепочка разработки ее содержательных элементов:
/--------------------------------\ /-------------------\
| Анализ существующих проблем и | | Постановка задачи |
| обоснование необходимости их | /--------\ | |
| решения |--->| Цели |--->| |
| | \--------/ | |
\--------------------------------/ \-------------------/
|
v
/-------------\ /---------------\
| Ожидаемые |<----| Программные |
| результаты | | мероприятия |
\-------------/ \---------------/
^
|
/------------------------------\
| Финансовое и материальное |
| обеспечение |
\------------------------------/
Для решения проблем развития культуры необходимо не только предусмотреть комплекс программных мер по совершенствованию системы управления отраслью, но и разработать конкретные программные мероприятия по поддержке позитивных культурных процессов, объектов и субъектов культурной деятельности как основы поддержки культуры в целом.
Пути решения проблем культурной сферы, предложенные в Программе, учитывают опыт реализации государственной культурной политики в 1995 - 2001 г.г., а также основаны на результатах фундаментальных комплексных научных исследований, среди которых: "Социальные аспекты формирования культуры в условиях московского мегаполиса*(1), "Состояние и тенденции развития культурно-досуговой сферы Москвы"*(2), "Удовлетворенность и запросы москвичей в области культуры и искусства", "Москва на пути к культуре мира"*(3), "Москва многонациональная"*(4), "Молодежная культура в условиях московского мегаполиса: состояние, тенденции, перспективы"*(5), "Негативные явления в молодежной среде", "Культура и патриотическое воспитание молодежи", "Состояние и тенденции развития культурно-досуговой сферы Москвы", "Отечественное кино. Есть ли выход из тупика", "Молодежная субкультура в условиях мегаполиса", "Военно-патриотическое воспитание средствами культуры и искусства", "Молодежная культура и свободное время".
Информационно-аналитическими источниками Программы являются материалы Московского городского комитета государственной статистики, подразделений Комплекса социальной сферы Правительства Москвы, Единого научно-методического центра Комитета по культуре Москвы, Института социально-политических исследований Российской академии наук.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.