Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Содержание основных проблем в сфере культуры Москвы и пути их решения
Общий анализ ситуации в сфере культуры в 90-е годы и до 2001 г.
В данный период формирования нового общественного мировоззрения произошла частичная утрата населением и деятелями культуры традиционной системы духовных ценностей, что привело к потере культурой того доминирующего положения в общественном сознании, которое она имела прежде.
Возникший социокультурный вакуум быстро заполнился суррогатной культурой. Стремительно распространяющиеся компьютерные игры и вал кинематографических и видео-произведений фантастического содержания стали вытеснять в сознании молодежи реальный мир и его ценности, включая ценности культуры.
Сложившаяся в начале 90-х годов ситуация привела к резкому падению уровня культуры в целом, снижению качества производимого и потребляемого населением культурного продукта.
Характерные составляющие этой кризисной ситуации:
- распространение низкопробных продуктов "массовой" культуры как западного, так и отечественного происхождения, массированное воздействие "чернухи" на общественное сознание через средства массовой информации;
- сокращение ассигнований федерального бюджета на производство отечественных кинофильмов, телепрограмм и видеофильмов с позитивным социокультурным содержанием, а также на их продвижение и распространение современными технологическими способами, наиболее приемлемыми для молодежных групп населения;
- недостаточное финансирование исторически сформировавшихся "классических" учреждений культуры - театров, музеев, библиотек, что негативно сказывалось на их функционировании и развитии;
- приватизация или фактическое перепрофилирование части объектов культуры (кинотеатров, клубов и т.д.) под коммерческие цели;
- невозможность эффективного государственного контроля за производством и распространением "произведений", пропагандирующих "негатив": антисоциальные личностные установки, потребительское отношение к жизни, бездуховность, порнографию и жестокость;
- изменение демографической ситуации, возникновение в городе новых национально-культурных общностей с различными ценностями, запросами и интересами;
- повышение запросов населения Москвы к объектам культуры как к месту организации досуга;
- экономическое расслоение общества и социальная стратификация, затрудняющие равный доступ всех групп населения к культурным ценностям.
Государственная культурная политика периода первой половины 90-х годов была в значительной степени хаотичной, строилась на финансовом принципе "латания дыр" и не могла решить задачи сохранения культурных традиций, органичного вхождения культурного наследия во вновь формирующееся социальное и информационное пространство.
С середины 90-х годов в обществе наметились центростремительные тенденции, актуализировались идеи возрождения национальной духовности. Заслон от чрезмерной рыночной стихийности в отрасли был реализован в городской Программе развития культуры Москвы на 1995 - 2000 гг.
Выполнение Программы позволило получить позитивные сдвиги на определенных направлениях. Укрепились тенденции увеличения числа учащихся в сфере дополнительного образования. Резко возросла посещаемость музеев, что позволяет говорить о феномене "музейного бума", сохранили посещаемость библиотеки. Реализация основных позиций Программы 1995 - 2000 гг. позволила сберечь основы материальной базы отрасли культуры и не допустить обвального процесса вывода из строя ряда объектов культуры.
2001 год показал положительный "отложенный" результат реализации Программы 1995 - 2000 гг. Определенные позитивные сдвиги в сфере культуры произошли благодаря своевременным управленческим решениям, среди которых Распоряжения Мэра Москвы от 5.12.2000 г. N 1262-РМ "О повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и от 19.07.2001 г. N 710-РМ "О повышении доплат работникам бюджетных учреждений и организаций социальной сферы г.Москвы". В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.06.98 г. N 516 "Об организации бесплатного посещения учреждений культуры Москвы учащимися общеобразовательных учреждений" Комитетом по культуре с 1 января 1999 года введено бесплатное посещение подведомственных музеев, выставочных залов и театров организованными группами учащихся образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям. Сумма финансовых средств, направляемая подведомственным учреждениям культуры на компенсацию данной льготы, составила в 2001 году 11500 тыс.руб., что на 72% превышает показатели предыдущего года. Всего в 2001 году бесплатно посетили музеи, выставочные залы и театры города Москвы около 300 тыс. учащихся (из них театры - около 170 тыс. учащихся).
В 2001 году общий объем реализации платных услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры города, составил 694,5 млн.руб. и увеличился по сравнению с 2000-м годом на 13%. По кинотеатрам объем реализации платных услуг увеличился по сравнению с предыдущим годом на 21,5%. В 2001 году театры выпустили 125 премьерных спектаклей и капитально возобновили 20 постановок. Общее количество сыгранных в театрах спектаклей составило 12378. При этом посещаемость подведомственных Комитету театров составила 3966 тыс.чел., что на 5% больше, чем в предыдущем году. Посещаемость городских музеев возросла на 16% и в целом составила 3,5 млн. человек. В 2001 году в музеях организовано и проведено 210 выставок. По городским паркам культуры и отдыха посещаемость составила около 2440 тыс. человек, что на 17,5% больше, чем в предыдущем году. Московский зоопарк посетило более 2 млн. человек, что на 27% больше 2000 года.
Разработка и реализация крупных общегородских культурных программ - важная и эффективная форма работы Комитета по культуре Москвы с населением. Ярким событием общественной жизни города в 2001 году было проведение мероприятий, посвященных 60-летию битвы под Москвой, празднованию Дня города-2001. Комитетом были подготовлены программы празднования Дня космонавтики и 40-летия полета Ю.А.Гагарина в космос, а также 56-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Особое внимание привлекли молодежные программы патриотической направленности: театрализованные представления 12 апреля на Воробьевых горах и у монумента Покорителям космоса, фестиваль духовой музыки, концерт 9 мая на Красной площади.
Культурный потенциал Москвы в части его объектной составляющей и в динамике 1986 - 2001 гг. (данные приведены ниже) позволяет увидеть лишь формальную сторону трансформации культурного пространства города.
Динамика развития городских и окружных учреждений культуры системы Комитета по культуре (городские и окружные объекты) за период 1991 - 2001 гг.
Наименование типа культурных учреждений |
Количество объектов культуры по годам |
|||
1991 |
1995 |
1999 |
2001 |
|
Театры и концертные организации |
44 |
76 |
87 |
101 |
Музеи и выставочные залы |
24 |
47 |
52 |
53 |
Парки |
14 |
14 |
14 |
14 |
Библиотеки |
420 |
414 |
425 |
428 |
Клубы, дома культуры и прочие учреждения |
81 |
85 |
102 |
112 |
Учреждения дополнительного образования (ДХШ, ДМШ, ДШИ, музыкальные училища, ВУЗ) |
130 |
132 |
134 |
135 |
Зоопарк |
1 |
1 |
1 |
1 |
Кинотеатры |
121 |
117 |
88 |
81 |
Характерными явлениями для нашего времени стало, таким образом, стремительное увеличение количества театров и сокращение числа кинотеатров. Однако приведенные объектные данные ни в коей мере не могут дать понимания динамики ситуации в сфере городской культуры в целом.
Важнейшими показателями по объектам культуры являются как количественные характеристики (количество объектов, посещаемость*(6) и др.), так и качественные - привлекательность для москвичей, а также художественный уровень предлагаемого культурного продукта. Динамика спроса на культурный продукт среди москвичей 1990 - 2001 гг. приводится ниже.
Спрос москвичей на культурный продукт - посещаемость учреждений культуры (млн.чел.):
Наименование |
1990 г. |
1995 г. |
2001 г. |
Библиотеки (постоянных читателей) |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
Театры |
10,9 |
6,2 |
7,3 |
Кинотеатры |
81,4 |
11,8 |
2,6 |
Клубы и дома культуры |
0,18 |
0,32 |
0,4 |
Музеи |
10,7 |
12,3 |
14,3 |
За прошедшее десятилетие в целом лишь музеи, библиотеки, клубы и дома культуры сохранили и увеличили количество своих посетителей. Существенно снизилась посещаемость кинотеатров. Во второй половине 90-х годов после кризиса 1993 - 1995 гг. наметился рост количества посетителей московских театров.
Немаловажной проблемой, сказывающейся на темпах роста посетителей учреждений культуры, является удорожание ряда категорий культурного продукта (прежде всего в кинотеатрах, театрах и на эстрадных площадках), что особенно болезненно для малоимущих слоев населения, к которым относятся сейчас как пенсионеры, так и значительная часть молодежи.
Существенной проблемой также является общее снижение интереса потребителя (особенно - среди молодежи) к посещению объектов культуры. Исследования*(7) (по молодежным группам) показали, что:
- 70% опрошенных не посещают никаких традиционных объектов культуры;
- 36% респондентов вообще не знают никаких мест культурного досуга молодежи, кроме дискотек;
- 84% не читали художественную литературу в течение последнего года;
- 95% не посещают выставочные залы.
"Диаграмма. Досуг молодежи"
Вместе с тем 10% опрошенных считают, что "следует восстановить сеть культурных молодежных центров" и 9% полагают, что следует "предоставить молодежи государственные клубы для проведения культурного досуга"*(8).
Существующие социокультурные исследования позволяют сделать вывод о расслоении молодежи на множество "субкультур", которые характеризуются:
- развлекательно-рекреативной и коммуникативной направленностью;
- приоритетом потребительской ориентации над творческо-созидательной;
- переориентацией на идеал одинокого антисоциального героя, относящегося к окружающим с позиции грубой физической силы (88% молодежи воспринимает этот "идеал" как образец нормативного поведения и подражания);
- отсутствием этнокультурной самоидентификации;
- формированием агрессивных комплексов в поведении, склонностью к наркомании.
Одновременно происходит вытеснение ценностей мировой и национальной культуры, базирующихся на уважении к положительным качествам личности, гуманизме и принципах социальной справедливости.
Меры репрессивного порядка, как, например, закрытие в Москве ряда дискотек в связи с существовавшей в них неблагополучной криминогенной атмосферой, не представляются эффективными. Единственно возможным путем преодоления кризиса молодежной культуры является кропотливая поддержка ее позитивных составляющих и интеграция в традиционную культурную среду. Одной из важнейших задач программы является, в частности, создание условий для принципиального перелома описанной ситуации. Вышеприведенный анализ определяет систему целей и задач Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.