Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Развитие учреждений культуры города и совершенствование их деятельности
4.1. Театры и концертно-гастрольная деятельность (таблица N 1)
А. Театры
Задачи и решения
Одним из путей решения проблемы привлечения зрителей в театры является совершенствование репертуарной политики. Этому должно способствовать внедрение практики государственного заказа на драматические постановки. В мероприятиях Программы запланировано также внедрение практики госзаказа на создание спектаклей для детей и юношества.
Перспективной представляется реализация экспериментального проекта создания свободных сценических площадок - театральных помещений, полностью оснащенных на современном техническом уровне и позволяющих различным творческим коллективам создавать спектакли. На этих площадках предполагается осуществление театральными коллективами всех форм собственности полного цикла создания произведения - от рождения творческой идеи до готового спектакля. Площадки должны стать опытным полигоном для открытия новых театральных имен, работы творческой молодежи и формирования зрительского интереса.
В Программе уделено внимание организации выездных спектаклей в новых жилых микрорайонах города на базе клубных учреждений и кинотеатров, расширению сети театрально-зрелищных касс в отдаленных районах.
Программой предложены меры по поддержке гастрольной деятельности творческих коллективов в регионах России и за рубежом, что будет способствовать расширению творческих горизонтов и взаимообогащению культур.
В целях консолидации театральных сил и привлечения внимания широкой общественности к театральному искусству запланировано проведение театральных фестивалей "Золотая маска", имени А.П.Чехова, "Славянский венец", вручение международной премии им.К.С.Станиславского, конкурсов драматургов и т.д.
Ожидаемые результаты
Результатами реализации Программы в области театрального искусства должны стать:
- улучшение материальной базы театральных учреждений;
- повышение доступности театрального искусства для населения Москвы, жителей других регионов России;
- обогащение репертуара;
- совершенствование театральных технологий;
- повышение художественного уровня драматургии и режиссуры;
- решение проблемы занятости театральных работников;
- создание условий для роста творческой молодежи, поддержка талантов, выявление и воспитание новых руководителей театральных коллективов;
- удовлетворение культурных запросов национальных диаспор Москвы;
- представление российского театрального искусства за рубежом.
Б. Концертная деятельность
Задачи и решения
В целях решения проблемы сохранения единого культурного пространства страны и для укрепления авторитета российской культуры в мире, в Программе предусмотрены мероприятия по поддержке музыкальных фестивалей, содействие участию московских исполнителей в конкурсах и фестивалях за рубежом.
Планируется внедрение в практику новых организационных форм гастрольных программ художественных коллективов.
Кадровые проблемы концертной деятельности и поддержка молодых талантов решаются системой программных мероприятий по созданию им условий для художественного совершенствования, участия в конкурсах, фестивалях, творческих мастерских, лабораториях, семинарах. В программе уделено внимание оказанию помощи при направлении на международные конкурсы высокоодаренных детей - учащихся музыкальных школ города, не имеющих достаточной финансовой поддержки. Предусмотрена организация для наиболее талантливых молодых исполнителей концертной деятельности на площадках Москвы.
Ожидаемые результаты
Система программных мероприятий создает условия для выявления молодых дарований, предоставляет более широкие возможности для концертной работы творческой молодежи.
Ожидается увеличение аудитории концертных программ и совершенствование репертуара.
Поддержка гастрольной деятельности будет способствовать восстановлению единого культурного пространства страны.
4.2. Музеи и выставочные залы (таблица N 2)
Задачи и решения
С учетом достигнутого уровня и имеющегося потенциала в музейном деле столицы необходимо решение следующих задач:
- внедрение современных форм и методов организации деятельности музейных учреждений;
- сохранение, пополнение, изучение и представление музейных фондов Москвы;
- разработка и внедрение новых информационных технологий, современных технологических систем охраны и сохранения музейно-выставочного фонда.
В рамках решения проблем дефицита площадей музеев Программа предусматривает реализацию таких крупных проектов, как перевод в новое помещение Музея истории г.Москвы, реконструкция Московского Дома фотографии, создание Мультимедийного комплекса актуальных искусств, Центра российской культуры на базе музея-заповедника "Коломенское" и другие.
В целях обогащения палитры художественной жизни Москвы, апробации новых выставочных технологий Программа включает осуществление ряда крупномасштабных городских проектов совместно с Московским Союзом художников и другими творческими организациями.
Ожидаемые результаты
Реализация программных мероприятий позволит поддержать культурную и научную деятельность музейной сети Москвы в целом, создать новые музейные объекты, особо развить перспективные направления деятельности конкретных музеев, приблизить музейную систему к современным запросам населения, главным образом - молодежи, создавать новые формы музейного продукта.
4.3. Библиотеки, клубы и иные учреждения досуга (таблица N 3)
А. Библиотеки
Задачи и решения
Стратегическим вопросом самого существования библиотек является выход на современный коммуникативный уровень и превращение в комплексный информационно-культурный центр.
Позитивное решение этого вопроса требует компьютеризации библиотек, обучения персонала и серьезной работы по созданию городской библиотечной территориально-распределенной сети, позволяющей использовать мощность всего библиотечного фонда по запросу любой библиотеки. На общероссийском уровне решением этого вопроса является программа сетевого взаимодействия библиотек "ЛИБНЕТ", разработанная Межведомственным экспертным советом по информатизации библиотек России.
Современное состояние компьютеризации библиотек Москвы можно проиллюстрировать следующими цифрами: только 65% библиотек имеют компьютеры и лишь 11% имеют выход в сеть Internet и электронную почту.
Исходя из этого, настоящая Программа содержит ряд первоочередных мероприятий по информатизации библиотек Москвы, в т.ч., подключение к выделенным каналам Internet, подготовке электронных версий каталогов, созданию многопрофильного комплекса видеоконференцсвязи на базе Молодежного Интеллект-Центра и другие мероприятия, ориентированные на конкретные библиотеки Москвы.
Решению проблем комплектования и оптимизации библиотечных фондов, а также их сохранности, служат включенные в Программу организационные мероприятия.
В перечень программных мероприятий внесены совместные проекты с префектурами административных округов, проводимые на базе окружных библиотек. Эти проекты направлены в первую очередь на совершенствование системы библиотечно-информационного обслуживания социально незащищенных слоев населения: детей и юношества, инвалидов.
Программой также предусмотрены проекты, прививающие подросткам интерес к книжному культурному наследию, создания центров правовой и муниципальной информации и др.
Ожидаемые результаты
Выполнение программных мероприятий позволит приблизить библиотечную систему Москвы к состоянию, позволяющему включить книжное культурное наследие в единое информационное пространство России и мира.
Кроме того, ряд конкретно-ориентированных проектов выведет библиотеки на новый уровень, востребованный современностью - уровень комплексного культурного обслуживания населения.
Б. Клубы и иные учреждения досуга
Задачи и решения
Программа предусматривает ряд мер, призванных, во-первых, решить задачу сохранения клубной системы Москвы в целом, во-вторых, поддержать те конкретные культурные проекты - "точки роста", реализация которых принесет существенный позитивный результат.
В этих целях предлагаются научно-методологические мероприятия: разработка долгосрочной комплексной целевой программы развития клубных учреждений Москвы, создание конкурсно-экспертной комиссии по рассмотрению вопросов передачи клубов ведомственного ведения в сеть городских учреждений культуры для реализации целевых культурных программ, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации клубных специалистов и другие.
Предусматривается также государственная поддержка клубных учреждений для их эффективного функционирования, создания инновационных проектов по организации досуга населения, особенно его социально-незащищенных слоев.
Учитывая наибольшую потребность в современных формах досуга в молодежной среде, программа предусматривает государственную поддержку инициативных инвестиционных проектов по созданию молодежных центров досуга, таких как молодежный культурный центр в Саду "Эрмитаж" на базе Щукинской сцены.
Ожидаемые результаты
Выполнение мероприятий программы должно стимулировать развитие клубной сети Москвы как в части количества клубных учреждений, так и в части объема их культурной деятельности.
Исполнение Программы в этой части создаст основу для расширения культурной среды города и обеспечения населения досуговыми центрами, выполняющими также роль центров народного творчества и межличностного общения.
4.4. Парки культуры и отдыха (таблица N 4)
Задачи и решения
Одной из задач Программы является разработка ряда мер по созданию единой организационно-правовой базы деятельности московских парков. Это разработка Концепции основных направлений комплексного развития парков Москвы на 2003 - 2005 гг.; генеральных планов развития и реконструкции парков; проектов правовых актов по парковому хозяйству, плана-программы подготовки специалистов паркового хозяйства, программы туристско-экскурсионной деятельности в парках и др.
В целях интеграции московских парков в мировую парковую систему и развития Москвы как туристского центра в Программе предусмотрено сотрудничество с международными организациями в рамках проекта IAAPA и развитие телекоммуникационной сети в парках.
Мероприятия Программы, направленные на развитие конкретных парковых комплексов, ориентированы на сотрудничество с Префектурами административных округов. Это создание на территориях ряда парков историко-этнографических, природно-ландшафтных, культурно-досуговых комплексов, центров народного творчества, промысла и ремесел.
Программа содержит мероприятия по организации праздников, фестивалей, смотров, дней национальной культуры и др.
Задачу оптимизации финансового положения парков решает внедрение практики контрактного финансирования (государственного заказа) программ в парках культуры и отдыха и разработка самоокупаемых культурных программ.
Ожидаемые результаты
Результатом выполнения мероприятий Программы должны стать утвержденная Правительством Москвы организационно-правовая база существования городских парков, сохранение и развитие рекреационных и культурно-досуговых ценностей парков, создание основы для превращения московских парков в самобытную природно-культурную среду, отвечающую современным потребностям и запросам населения.
4.5. Кинематография (таблица N 5)
Задачи и решения
Основная задача в области кинематографии заключается в реализации стратегии государственного регулирования в сфере кинофикации и кинопроката с целью создания отраслевой государственной структуры, объединяющей городские кинотеатры и обладающей экономическими и правовыми рычагами контролирования и протекционизма, используемыми для воссоздания отечественной кинематографии.
В настоящих условиях важным является развитие всех структурных киносетей города (ГУП "Московское кино", сеть городских детских кинотеатров, окружная киносеть, арендные кинотеатры) с учетом их взаимодействия, влияния на рентабельность и эффективность использования имущественного комплекса городской кинофикации в целом.
Учитывая, что проблемы московского кинопоказа являются, в основном, проблемами глобального и общегосударственного уровня, цель, которую можно реально ставить и реально решать силами города на данном этапе, является сохранение существующего государственного потенциала кинофикации и кинопроката, недопущение дальнейшего перепрофилирования кинотеатров и оптимизация организационно-хозяйственной структуры московского кинопроката, усиление ответственности руководителей кинотеатров.
Первоочередным этапом решения этих задач стали специальные акты Правительства Москвы протекционистского характера по воссозданию системы московского кинопроката.
Наряду с этим важнейшей задачей является привлечение внимания москвичей к культурным ценностям, распространяемым средствами кинематографа. Этому способствуют программные мероприятия по организации ряда кинофестивалей, в том числе для детей и юношества, и московского международного кинофестиваля.
В целях расширения возможностей показа отечественных фильмов на столичных экранах предусматривается разработка положения по созданию игровых фильмов, посвященных Москве.
Ожидаемые результаты
Положительным результатом выполнения программных мероприятий следует считать создание такой хозяйственно-организационной структуры, которая расширит сеть действующих кинозалов, позволит увеличить рентабельность кинопоказа в целом, нормализовать использование собственности города в профильных целях, сделать доступными для всех слоев населения показы, имеющие особую культурную ценность, обеспечить условия для возвращения отечественных фильмов на широкий экран.
Создание такой организационной структуры должно стать основой для возрождения кинофикации как высокодоходной отрасли городского хозяйства.
Реорганизация детских кинотеатров в государственные учреждения культуры, подведомственные комитету, создаст возможность в рамках действующего законодательства привлечь бюджетные средства для их модернизации и технического перевооружения. Это позволит городу реализовывать принципиально новые социально значимые детские программы, содействующие развитию общей культуры, духовности, выработке морально-нравственных ориентиров и общечеловеческих ценностей у молодого поколения.
4.6. Образовательные учреждения (таблица N 6)
Задачи и решения
Задачами, которые предстоит реализовать в мероприятиях Программы, являются:
- оформление государственного статуса учебных учреждений города, завершение процессов лицензирования и аттестации;
- обеспечение системы учреждений научно-методической литературой;
- укрепление материально-технического потенциала, в т.ч. за счет ремонта и обновления музыкальных инструментов, учебного оборудования;
- сохранение и повышение квалификации кадрового состава учебных учреждений;
- поддержка одаренных детей, в т.ч. путем проведения выставок, конкурсов, фестивалей, смотров.
Ожидаемые результаты
Выполнение мероприятий Программы позволит сохранить тенденцию устойчивого роста числа учащихся в учреждениях художественного образования, поддержать материально-техническую базу учебных заведений и повысить качество образования в соответствии с современными требованиями.
4.7. Охрана художественного наследия (таблица N 7)
Работа по охране художественного наследия будет проводиться во взаимодействии Комитета по культуре с Комитетом по архитектуре и градостроительству, Главным управлением охраны памятников, Российской академией художеств.
В рамках работы по сохранению культурного наследия Москвы организуется и будет совершенствоваться деятельность Художественно-экспертного совета по скульптуре, монументальному и декоративному искусству, Художественно-экспертной закупочной комиссии по приобретению музейных ценностей, Художественно-экспертного совета по декоративно-прикладному искусству. В качестве приоритетного направления определяется поддержка и развитие народных художественных промыслов.
Мероприятия Программы предусматривают:
- создание компьютерной базы данных о государственных, корпоративных и частных не музейных собраниях города Москвы с выходом на соответствующие компьютерные базы правоохранительных органов, музеев, торговых организаций;
- обеспечение участия общественности, органов местного самоуправления в формировании социального заказа на выполнение работ, создающих историко-культурный облик города и его эстетическую среду;
- внедрение научного подхода к проблемам сохранения культурного наследия;
- развитие материально-технической базы Московской службы по сохранению культурных ценностей.
4.8. Межрегиональное и международное сотрудничество (таблица N 8)
Сохранение статуса Москвы как крупнейшего Российского и мирового культурного центра, усиление влияния Российской культуры на мировую культурную среду и активное участие Москвы в программе ООН "Культура мира" предопределяют необходимость развития партнерских связей Москвы с зарубежными городами и регионами, а также с субъектами Российской Федерации на основе договоров и соглашений, заключаемых Правительством Москвы.
Мероприятия Программы предусматривают решение следующих главных задач культурного сотрудничества:
- поддержка традиций культурного сотрудничества и взаимодействия со странами СНГ и Балтии;
- оказание содействия российским культурным центрам за рубежом в организации и проведении крупных общественно-значимых культурных программ и оказание поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении культурной, этнической и языковой самобытности;
- организация и проведение мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами международной культурной жизни;
- проведение Дней культуры Москвы в регионах России и городах зарубежных стран и Дней культуры регионов России и городов зарубежных стран в Москве;
- организация обменов художественными выставками из собраний московских музеев и галерей, изделиями народных художественных промыслов;
- организация музейно-выставочных, театрально-концертных обменов, Дней культуры, связанных с обеспечением международного и межрегионального сотрудничества в области туризма.
С целью совершенствования планирования крупных международных и межрегиональных городских общественно значимых культурных акций в 2001 г. Правительством Москвы был утвержден график проведения 12 "Дней культуры". На период 2002 - 2004 гг. предполагается также предусматривать 12 - 15 мероприятий в год.
Акции, связанные с поддержкой соотечественников за рубежом, будут осуществляться на основании Постановления Правительства Москвы от 18.09.2001 N 844-ПП "Об основных направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом".
4.9. Проведение ежегодных городских общественно значимых и социально-культурных мероприятий (таблица N 9)
Ежегодно проводимые общественно значимые мероприятия в сфере культуры успешно создают "культурный имидж" столицы и вносят существенный вклад в решение проблем развития отрасли в целом.
Среди мероприятий международного масштаба - Международный Московский кинофестиваль, Московский международный театрально-телевизионный фестиваль "Молодость века", Международный оперный фестиваль "Московское действо", Международный фестиваль "Фотобиеннале" и др. Организация крупных международных и всероссийских форумов, например - культурной программы Дней Славянской письменности и культуры, осуществляется структурами Правительства Москвы совместно с Министерством культуры РФ, авторитетными общественными организациями - СТД, фондом И.Смоктуновского, фондом "Новые имена".
К общественно значимым мероприятиям раздела отнесены также совместные проекты с Префектурами административных округов. Это проекты, названия которых уже определяют их направленность: "Культура и дети", "Наследие", "Наркотики и молодежь", "Диаспора", "Территория молодых", "Москва - город мечты", "Реабилитация инвалидов средствами культуры" и другие.
4.10. Повышение эффективности кадрового, социального и правового обеспечения (таблица N 10)
Мероприятия в сфере социальной защищенности работников отрасли связаны в первую очередь с мерами по повышению заработной платы. (Средняя зарплата в первом полугодии 2001 г. составляла 2539 руб., причем наименее благополучными в финансовом отношении являются работники музыкальных школ и библиотек). Предлагается сохранение доплаты к заработной плате работников учреждений культуры, финансируемой из бюджета города. В целях социальной защищенности и создания благоприятных условий труда в учреждениях культуры обеспечивать выплату заработной платы работникам не ниже установленного городского минимума оплаты труда.
Важное место в мерах по поддержке работников сферы культуры занимает решение их жилищных проблем, что нашло отражение в Программе как предложение по выделению Комитету по культуре лимита бесплатной жилой площади и площади по договорам купли с рассрочкой платежей для деятелей культуры и искусства, кадровых работников, очередников городских и муниципальных учреждений культуры.
Вопросы организации санаторно-курортного лечения и дотаций на оплату дорогостоящих видов профессионально ориентированных медицинских услуг являются предметом специальных программных мероприятий. Предусмотрена разработка предложений в Правительство Москвы о выделении дополнительных средств на отдых и оздоровление особо нуждающихся в социальной поддержке работников культуры.
Проблемой, решаемой Программой, является адаптация работников сферы культуры к требованиям настоящего времени. Предусмотрена система стажировок, мастер-классов и семинаров для специалистов культурологического профиля.
Внедрение контрактной системы работы позволит успешнее преодолевать кадровую инерцию и оптимизировать управление творческими коллективами.
Программой предусмотрено участие в разработке проектов правовых актов в сфере культуры (что отражено в программных мероприятиях по группам объектов культуры) и мероприятия по обеспечению доступа субъектов культурной деятельности к правовой информации.
4.11. Научно-исследовательская, методическая и информационно-издательская деятельность (таблица N 11)
Эффективная работа учреждений культурно-досуговой сферы и учебных заведений московского мегаполиса невозможна без научных исследований, обоснований планируемых мероприятий и прогнозов развития культурной среды города.
Координация этой работы, а также самостоятельная научная, методическая и экспериментальная деятельность осуществляется Единым научно-методическим центром Комитета по культуре. Центр осуществляет свою деятельность в интересах всех учреждений культуры, способствуя решению наиболее значимых, актуальных социокультурных проблем.
Программой предусмотрено преобразование Центра в Московский институт социально-культурных программ и запланировано проведение комплекса социологических исследований и исследований общественного мнения по актуальным проблемам культуры и досуга, разработка комплексной программы "Молодежная культура Москвы", "Театр для всех", продолжение выпуска журнала современной молодежной культуры "Фанограф", начало издания журнала Комитета по культуре "Человек. Культура. Город".
Актуальными направлениями деятельности Московского института социально-культурных программ станут:
- разработка Программы социально-экономического мониторинга, позволяющего выявить платежеспособность и платежеготовность населения Москвы к потреблению услуг учреждений культуры с учетом их социальной дифференциации;
- изучение объемов, характера и качества культурных услуг, предлагаемых частными и общественными организациями, тенденций развития частных услуг в сфере культуры, разработка экономических и правовых основ как для регулирования частной и общественной деятельности в сфере культуры, так и для ее использования в целях снижения территориальной и социальной неравномерности распространения культурного продукта в Москве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.