г. Тюмень |
|
23 июня 2014 г. |
Дело N А27-20448/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Буровой А.А.
Поликарпова Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово на решение от 06.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Семёнычева Е.И.) и постановление от 27.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А27-20448/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" (650025, город Кемерово, улица Дзержинского, 18, ОГРН 1074205021472, ИНН 4205140920) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (650992, город Кемерово, Кузнецкий проспект, 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительными решений.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрация города Кемерово.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) в заседании участвовала представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово - Девитаева Е.Б. по доверенности от 11.02.2014 N 06-07/05.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РЭУ-21" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - инспекция) от 13.08.2012 N 39079 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 13.08.2012 N 2913 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению; об обязании инспекции устранить нарушение прав налогоплательщика, а именно в срок не позднее 6 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить действия, предусмотренные пунктом 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), по перечислению на расчетный счет общества НДС в размере 1 108 597 рублей, заявленной в налоговой декларации за 4 квартал 2011 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кемерово (далее - администрация).
Решением от 06.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 27.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 06.12.2013 и постановление от 27.02.2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что полученные обществом из бюджета денежные средства в виде субсидий, связанных с применением государственных регулируемых цен, не подлежат обложению НДС, поскольку предоставление субсидий не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 23.05.2012 N 79291 и вынесено решение от 13.08.2012 N 39079 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 82 096 рублей. Этим же решением обществу доначислена недоимка по НДС в размере 961 617 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату налога в размере 16 965 рублей 97 копеек.
Кроме того, инспекцией принято решение от 13.08.2012 N 2913 об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 1 108 597 рублей.
Основанием для принятия данных решений послужил вывод инспекции о нарушении обществом подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, что выразилось в занижении налоговой базы по НДС на сумму субсидий, полученных от администрации с учетом сумм НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 26.10.2012 N 662 решения инспекции от 13.08.2012 N 39076 и N 2914 оставлены без изменения.
Общество, не согласившись с названными решениями инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что полученные обществом из бюджета города Кемерово денежные средства являются субсидиями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных им убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам. Указанные средства не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поэтому не являются объектом налогообложения по НДС.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) следует, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Исходя из названных норм права предоставляемые из бюджета субсидии для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Судами установлено, что Региональной энергетической комиссией Кемеровской области установлены тарифы на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ОАО "Кузбассэнерго" на потребительском рынке Кемеровской области (постановление от 21.12.2010 N 302) и на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МП "Тепловые сети города Кемерово" (постановление от 24.12.2010 N 308).
Решением Кемеровского Совета народных депутатов от 26.11.2010 N 409 "О мерах по приведению размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом" предусмотрено возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории города Кемерово, путем предоставления субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.
Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, утвержден распоряжением администрации от 07.04.2008 N 1375.
На основании названных нормативных актов администрацией и обществом заключен договор от 11.01.2011 N 06-с/11, по условиям которого обществу в 2011 году предоставляются субсидии в пределах лимита бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Кемерово, в целях возмещения затрат в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу, что полученные обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, суды верно указали, что направленные из бюджета обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
Общество не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет.
Распорядитель бюджетных средств в порядке статей 6, 69, 78, 219 Бюджетного кодекса, выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства.
Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации), соответственно, НДС бюджету не предъявляется (отсутствует).
При этом суды правильно отметили, что наличие НДС в составе расчета субсидии не меняет ее правовой природы. Основные свойства субсидии остались неизменными, а именно: денежные средства переданы обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительными решения инспекции от 13.08.2012 N 39079 и N 2913.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.12.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-20448/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу, что полученные обществом из бюджета денежные средства были выделены не на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, которые облагаются НДС, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, следовательно, эти суммы не подлежат включению в налоговую базу по НДС.
Отклоняя довод инспекции о применении к спорным правоотношениям подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса, суды верно указали, что направленные из бюджета обществу денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку поставка коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, не является реализацией ее местному бюджету муниципального образования "город Кемерово", а полученные обществом денежные средства не представляют собой плату за коммунальные услуги.
...
Распорядитель бюджетных средств в порядке статей 6, 69, 78, 219 Бюджетного кодекса, выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства.
Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации), соответственно, НДС бюджету не предъявляется (отсутствует)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2014 г. N Ф04-5292/14 по делу N А27-20448/2012