г. Тюмень |
|
1 июля 2014 г. |
Дело N А67-6793/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Морозовой Олеси Сергеевны на решение от 25.02.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Кузнецов А. С.) и постановление от 14.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С. В., Музыкантова М. Х., Ходырева Л. Е.) по делу N А67-6793/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Морозовой Олеси Сергеевны к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103А, ИНН 7017113608, ОГРН 1057000120100) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Другое лицо, участвующее в деле: унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска".
Суд установил:
Индивидуальный предприниматель Морозова Олеся Сергеевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) об отмене постановления от 29.10.2013 N 10/75 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением от 25.02.2014 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 14.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования заявителя отказано.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Морозова О.С., ссылаясь на неправильную квалификацию вменяемого ей в вину административного правонарушения, просит отменить указанные судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Морозова О.С. требований санитарного законодательства при осуществлении деятельности в магазине "Варя", расположенного по адресу: г. Томск, ул. Б.Хмельницкого, д. 153а.
В результате проверки административным органом установлено, что расстояние от магазина до площадки для сбора мусора, на которой установлен контейнер, составляет 10 метров при нормативе не менее 25 метров.
По данному факту уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзрора составлен протокол от 21.10.2013 об административном правонарушении, на основании которого заместителем главного государственного санитарного врача по Томской области вынесено постановление от 29.10.2013 N 10/75 о привлечении индивидуального предпринимателя Морозовой О.С. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
По смыслу этой статьи обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Из содержания статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 1 статьи 22 данного Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" указано, что в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что индивидуальный предприниматель Морозова О.С. складирует и хранит отходы, которые образуются в результате ее хозяйственной деятельности. С этой целью она приобрела контейнер сбора отходов и оборудовала контейнерную площадку с твердым покрытием, которая расположена на расстоянии 10 метров от магазина.
Размещение контейнеров сбора отходов и содержание контейнерных площадок на территории муниципального образования "Город Томск" осуществляется в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88, муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск" и "Регламентом сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденным постановлением администрации г. Томска от 11.11.2009 N 1110 "Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск" (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 8.2. Регламента контейнерные площадки, предназначенные для размещения на них контейнеров сбора отходов объектов торговли, общественного питания, должны располагаться в границах земельного участка, на котором расположен объект торговли, общественного питания, либо по согласованию с администрацией соответствующего района города Томска - на прилегающих к таким объектам или земельным участкам территориях общего пользования в соответствии с пунктом 3.16 Регламента.
Согласно пункту 3.16. Регламента для получения согласования места размещения контейнерной площадки специализированная организация либо производители отходов подают заявление в администрацию соответствующего района города Томска с указанием планируемого места размещения контейнерной площадки.
СанПиН 42-158-4690-88 содержат основные положения, которые обеспечивают санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых зданий.
Пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 предусмотрено, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Следовательно, сокращение регламентированных санитарными нормами расстояний до мусорных контейнеров возможно лишь в предусмотренном законом порядке по согласованию с органами местного самоуправления, органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Между тем судом установлено, что индивидуальный предприниматель Морозова О.С. не согласовала место размещения контейнерной площадки с органами местного самоуправления, органами санитарно-эпидемиологического надзора, наделенных полномочиями решать вопрос о сокращение регламентированных санитарными нормами расстояний для установки мусорных контейнеров.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили в рассматриваемых правоотношениях нормы материального права и обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя об отмене оспариваемого постановления от 29.10.2013 N 10/75 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.02.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 14.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-6793/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 предусмотрено, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Следовательно, сокращение регламентированных санитарными нормами расстояний до мусорных контейнеров возможно лишь в предусмотренном законом порядке по согласованию с органами местного самоуправления, органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Между тем судом установлено, что индивидуальный предприниматель Морозова О.С. не согласовала место размещения контейнерной площадки с органами местного самоуправления, органами санитарно-эпидемиологического надзора, наделенных полномочиями решать вопрос о сокращение регламентированных санитарными нормами расстояний для установки мусорных контейнеров.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно применили в рассматриваемых правоотношениях нормы материального права и обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя об отмене оспариваемого постановления от 29.10.2013 N 10/75 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июля 2014 г. N Ф04-4855/14 по делу N А67-6793/2013
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4855/14
14.04.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2276/14
25.02.2014 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-6793/13
24.02.2014 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-6793/13