г. Тюмень |
|
8 июля 2014 г. |
Дело N А70-12481/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акварель" на решение от 21.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 21.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А70-12481/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акварель" (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Советская, 55/10, ИНН 7204186003, ОГРН 1127232072868) к администрации города Тюмени (625036, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, об обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства.
В заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "Акварель" - Проскурякова Н.Г. по доверенности от 21.03.2014, от администрации города Тюмени - Крюкова М.В. по доверенности от 12.03.2014 N 159/14.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Акварель" (далее - ООО "Акварель", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации города Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилые дома с размещением на нижних этажах нежилых помещений ГП-1.1, ГП-1.6, жилые дома ГП-1.2, ГП-1.3, ГП-1.4, ГП-1.5, ГП-1.7 и паркинг ГП-1.8 по ул. Таврической, 9, в г. Тюмени"; об обязании администрации города Тюмени выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства "Жилые дома с размещением на нижних этажах нежилых помещений ГП-1.1, ГП-1.6, жилые дома ГП-1.2, ГП-1.3, ГП-1.4, ГП-1.5, ГП-1.7 и паркинг ГП-1.8 по ул. Таврической, 9, в г. Тюмени".
Решением от 21.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе ООО "Акварель", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, нарушение пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.
По мнению заявителя, судом неправильно применены статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункт 2.10.2 Местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением администрации города Тюмени от 20.01.2011 N 3-пк (далее - Местные нормативы), поскольку в рассматриваемом случае отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В отзыве на кассационную жалобу администрация города Тюмени, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Акварель" владеет на правe аренды земельным участком с кадастровым (условным) номером 72:23:0216002:9676, площадью 32145 кв.м, расположенным по адресу: г. Тюмень, ул. Таврическая, 9 и относящимся к землям населенных пунктов, предназначенным для размещения многоэтажной жилой застройки и для размещения объектов хранения легкового автотранспорта. Земельный участок принадлежит на праве собственности ООО "Профиль-8", что подтверждается свидетельством серии 72 НМ N 447908 о государственной регистрации права собственности, выданным 29.04.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.
ООО "Акварель" 02.09.2013 обратилось в Департамент градостроительной политики администрации города Тюмени с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Жилые дома с размещением на нижних этажах нежилых помещений ГП-1.1, ГП-1.6, жилые дома ГП-1.2, ГП-1.3, ГП-1.4, ГП-1.5, ГП-1.7 и паркинг ГП-1.8 по ул. Таврической, 9, в г. Тюмени", на который 12.09.2013 получило отказ, сформулированный в письме N 38-147-786 от 12.09.2013.
Не согласившись с отказом в выдаче разрешения на строительство, ООО "Акварель" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка.
Из содержания пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно пункту 13 этой статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для отказа в выдаче ООО "Акварель" разрешения на строительство явилось несоответствие представленной заявителем проектной документации требованиям пункта 2.2.4.1 Градостроительного плана земельного участка N RU 72304000-423 от 24.05.2013 (далее - ГПЗУ) и отсутствие необходимого для объекта количества парковочных мест для постоянного хранения автомобилей, предусмотренного пунктом 2.10.2 Местных нормативов.
Из содержания пункта 2.10.2 Местных нормативов следует, что в соответствии со СНиП 2.07.01-89* в границах жилой зоны и на прилегающей к ней производственной территории следует предусматривать места для хранения и стоянки автомототранспортных средств, в том числе, при освоении новых территорий не менее 50% машино-мест для постоянного хранения легкового автотранспорта следует размещать в границах жилого микрорайона, квартала в отдельно стоящих многоэтажных гаражах, подземных и встроенно-пристроенных автостоянках. Постоянное хранение 40% остального количества автотранспорта необходимо предусматривать на прилегающих к жилому микрорайону, кварталу производственных территориях в многоэтажных гаражах-стоянках в пределах пешеходной доступности не более 800 м (в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м).
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Местных нормативов они разработаны для обеспечения устойчивого развития города Тюмени, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории.
Данный нормативный правовой акт действует на территории муниципального образования городской округ город Тюмень и распространяется на проектирование новых и реконструкцию застроенных территорий города Тюмени и включают основные требования к их планировке и застройке, учитывается при подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, линейных объектов, благоустройства территории.
Таким образом, требования, содержащиеся в этом нормативном правовом акте, распространяют свое действие как на проектирование новых, так и на реконструкции застроенных территорий города Тюмени.
Из схемы планировочной организации земельного участка, приложенной заявителем к поданному в администрацию города Тюмени заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта, предусмотрено размещение 632 машино-места для постоянного хранения автомобилей в границах микрорайона, квартала проектной документацией на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216001:0035, с разрешенным использованием "под существующие нежилые строения".
Между тем земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216001:0035 находится в территориальной зоне ИТ-2, предназначенной для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, воздушного, речного, трубопроводного транспорта, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0216001:0035 невозможно, а иных вариантов размещения необходимого в соответствии с Местными нормативами количества парковочных мест заявителем в документации, приложенной к заявлению о выдаче разрешения на строительство, не определено, суд обоснованно признал правомерным вывод администрации города Тюмени о несоответствии представленной заявителем проектной документации требованиям Градостроительного плана земельного участка и пунктам 2.2.4.1 и 2.10.2 Местных нормативов.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.01.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12481/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка.
Из содержания пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2014 г. N Ф04-4998/14 по делу N А70-12481/2013